21.11. Поурочное планирование

Вариант 1. Поурочное планирование для педагогов, использующих учебники "Азбука" (авторы В.Г. Горецкий и другие), "Литературное чтение. 1 - 4 класс (авторы Л.Ф. Климанова., В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и другие)

Таблица 4

1 класс

N урока

Тема урока

Урок 1

Выделение предложения из речевого потока. Устная и письменная речь

Урок 2

Составление рассказов по сюжетным картинкам. Предложение и слово

Урок 3

Моделирование состава предложения. Предложение и слово

Урок 4

Слушание литературного произведения о Родине. Произведение по выбору, например, С.Д. Дрожжин "Привет"

Урок 5

Различение слова и обозначаемого им предмета

Урок 6

Слово и слог. Как образуется слог

Урок 7

Выделение первого звука в слове. Выделение гласных звуков в слове

Урок 8

Проведение звукового анализа слова. Выделение гласных звуков в слове

Урок 9

Слушание литературного произведения о Родине. Произведение по выбору, например, Е.В. Серова "Мой дом"

Урок 10

Гласные и согласные звуки

Урок 11

Сравнение звуков по твердости-мягкости

Урок 12

Отражение качественных характеристик звуков в моделях слов

Урок 13

Гласные и согласные звуки. Участие в диалоге

Урок 14

Отработка умения проводить звуковой анализ слова

Урок 15

Слушание литературного произведения о Родине. Произведение по выбору, например, С.Д. Дрожжин "Привет"

Урок 16

Знакомство со строчной и заглавной буквами А, а. Звук [а]

Урок 17

Функция буквы А, а в слоге-слиянии

Урок 18

Знакомство со строчной и заглавной буквами О, о. Звук [о]

Урок 19

Функция буквы О, о в слоге-слиянии

Урок 20

Проведение звукового анализа слов с буквами И, и. Звук [и]

Урок 21

Буквы И, и, их функция в слоге-слиянии

Урок 22

Знакомство со строчной буквой ы. Звук [ы]. Буква ы, ее функция в слоге-слиянии

Урок 23

Знакомство со строчной и заглавной буквами У, у. Звук [у]

Урок 24

Слушание литературного произведения о родной природе. Произведение по выбору, например, И.С. Соколов-Микитов "Русский лес"

Урок 25

Проведение звукового анализа слов с буквами У, у. Буквы У, у, их функция в слоге-слиянии

Урок 26

Слушание литературного произведения о родной природе. Произведение по выбору, например, М.Л. Михайлов "Лесные хоромы"

Урок 27

Знакомство со строчной и заглавной буквами Н, н. Звуки [н], [н']

Урок 28

Проведение звукового анализа слов с буквами Н, н

Урок 29

Знакомство со строчной и заглавной буквами С, с. Звуки [с], [с']

Урок 30

Проведение звукового анализа слов с буквами С, с

Урок 31

Знакомство со строчной и заглавной буквами К, к. Звуки [к], [к']

Урок 32

Проведение звукового анализа слов с буквами К, к

Урок 33

Знакомство со строчной и заглавной буквами Т, т. Проведение звукового анализа слов с буквами Т, т. Согласные звуки [т], [т']

Урок 34

Знакомство со строчной и заглавной буквами Л, л. Согласные звуки [л], [л']

Урок 35

Проведение звукового анализа слов с буквами Л, л

Урок 36

Знакомство со строчной и заглавной буквами Р, р. Согласные звуки [р], [р']

Урок 37

Проведение звукового анализа слов с буквами Р, р

Урок 38

Знакомство со строчной и заглавной буквами В, в. Согласные звуки [в], [в']

Урок 39

Проведение звукового анализа слов с буквами В, в

Урок 40

Знакомство со строчной и заглавной буквами Е, е. Звуки [й'э], ['э]

Урок 41

Проведение звукового анализа слов с буквами Е, е

Урок 42

Знакомство со строчной и заглавной буквами П, п. Согласные звуки [п], [п']

Урок 43

Проведение звукового анализа слов с буквами П, п

Урок 44

Знакомство со строчной и заглавной буквами М, м. Согласные звуки [м], [м']

Урок 45

Знакомство со строчной и заглавной буквами М, м. Согласные звуки [м], [м']

Урок 46

Знакомство со строчной и заглавной буквами З, з. Звуки [з], [з']

Урок 47

Проведение звукового анализа слов с буквами З, з. Отработка навыка чтения предложений с буквами З, з

Урок 48

Знакомство со строчной и заглавной буквами Б, б. Проведение звукового анализа слов с буквами Б, б. Согласные звуки [б], [б'].

Урок 49

Закрепление знаний о буквах Б, б. Сопоставление звуков [б] - [п]

Урок 50

Знакомство со строчной и заглавной буквами Д, д. Согласные звуки [д], [д']

Урок 51

Проведение звукового анализа слов с буквами Д, д. Сопоставление звуков [д] - [т]

Урок 52

Знакомство со строчной и заглавной буквами Я, я. Звуки [й'а], ['а].

Двойная роль букв Я, я

Урок 53

Слушание литературного произведения. Произведение по выбору, например, В.Г. Сутеев "Дядя Миша". Чтение текстов с изученными буквами

Урок 54

Знакомство со строчной и заглавной буквами Г, г. Проведение звукового анализа слов с буквами Г, г. Согласные звуки [г], [г']

Урок 55

Закрепление знаний о буквах Г, г. Сопоставление звуков [г] - [к].

Урок 56

Знакомство со строчной и заглавной буквами Ч, ч. Звук [ч']. Сочетания ча - чу

Урок 57

Проведение звукового анализа слов с буквами Ч, ч

Урок 58

Знакомство с буквой ь. Различение функций буквы ь.

Урок 59

Слушание литературного произведения о детях. Произведение по выбору, например, А.Л. Барто "В школу".

Урок 60

Знакомство со строчной и заглавной буквами Ш, ш. Проведение звукового анализа слов с буквами Ш, ш. Звук [ш]

Урок 61

Отработка навыка чтения предложений с буквами Ш, ш. Слушание литературного произведения о животных. Произведение по выбору, например, М.М. Пришвин "Лисичкин хлеб"

Урок 62

Знакомство со строчной и заглавной буквами Ж, ж

Урок 63

Проведение звукового анализа слов с буквами Ж, ж. Сочетания жи - ши

Урок 64

Знакомство со строчной и заглавной буквами Ё, ё. Звуки [й'о], ['о]

Урок 65

Проведение звукового анализа слов с буквами Ё, е

Урок 66

Знакомство со строчной и заглавной буквами Й, й. Проведение звукового анализа слов с буквами Й, й

Урок 67

Слушание литературного произведения о детях. Произведение по выбору, например, В.К. Железников "История с азбукой"

Урок 68

Знакомство со строчной и заглавной буквами Х, х. Проведение звукового анализа слов с буквами Х, х

Урок 69

Знакомство со строчной и заглавной буквами Ю, ю. Проведение звукового анализа слов с буквами Ю, ю. Звуки [й'у], ['у]

Урок 70

Отработка навыка чтения. На примере произведения Л.Н. Толстого "Ехали два мужика..."

Урок 71

Знакомство со строчной и заглавной буквами Ц, ц. Проведение звукового анализа слов с буквами Ц, ц. Согласный звук [ц]

Урок 72

Слушание стихотворений о животных. Произведение по выбору, например, А.А. Блок "Зайчик"

Урок 73

Знакомство со строчной и заглавной буквами Э, э. Проведение звукового анализа слов с буквами Э, э. Звук [э]

Урок 74

Отработка техники чтения. На примере произведений В.Д. Берестов. "Читалочка". Е.И. Чарушин. "Как мальчик Женя научился говорить букву р

Урок 75

Знакомство со строчной и заглавной буквами Щ, щ. Звук [щ']

Урок 76

Проведение звукового анализа слов с буквами Щ, щ. Сочетания ча - ща, чу - щу

Урок 77

Знакомство со строчной и заглавной буквами Ф, ф. Звук [ф]

Урок 78

Знакомство с особенностями буквы ъ. Буквы ь и ъ

Урок 79

Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания на примере сказки К.И. Чуковского "Телефон"

Урок 80

Выразительное чтение на примере стихотворений А.Л. Барто "Помощница", "Зайка", "Игра в слова"

Урок 81

Резервный урок. Обобщение знаний о буквах. Русский алфавит

Урок 82

Резервный урок. Чтение произведений о буквах алфавита. С.Я. Маршак "Ты эти буквы заучи"

Урок 83

Резервный урок. Совершенствование навыка чтения. А.А. Шибаев "Беспокойные соседки", "Познакомились"

Урок 84

Резервный урок. Слушание литературных (авторских) сказок. Сказка К.И. Чуковского "Муха-Цокотуха"

Урок 85

Резервный урок. Определение темы произведения: о животных. На примере произведений Е.И. Чарушина

Урок 86

Резервный урок. Чтение небольших произведений о животных Н.И. Сладкова

Урок 87

Резервный урок. Чтение рассказов о животных. Ответы на вопросы по содержанию произведения

Урок 88

Резервный урок. Слушание литературных (авторских) сказок. Русская народная сказка "Лисичка-сестричка и волк"

Урок 89

Резервный урок. Чтение небольших произведений Л.Н. Толстого о детях

Урок 90

Резервный урок. Чтение произведений о детях Н.Н. Носова

Урок 91

Резервный урок. Чтение рассказов о детях. Ответы на вопросы по содержанию произведения

Урок 92

Резервный урок. Слушание литературных произведений. Е.Ф. Трутнева "Когда это бывает?"

Урок 93

Ориентировка в книге: Обложка, оглавление, иллюстрации

Урок 94

Реальность и волшебство в сказке. На примере сказки И. Токмаковой "Аля, Кляксич и буква а

Урок 95

Характеристика героев в фольклорных (народных) сказках о животных. На примере сказок "Лисица и тетерев", "Лиса и рак"

Урок 96

Реальность и волшебство в литературных (авторских) сказках. На примере произведений В.Г. Сутеева "Под грибом", "Кораблик"

Урок 97

Работа с фольклорной и литературной (авторской) сказками: событийная сторона сказок (последовательность событий). На примере сказки Е. Чарушина "Теремок" и русской народной сказки "Рукавичка"

Урок 98

Отражение сюжета произведения в иллюстрациях

Урок 99

Сравнение героев фольклорных (народных) и литературных (авторских) сказок: сходство и различия. На примере произведения К.Д. Ушинского "Петух и собака"

Урок 100

Знакомство с малыми жанрами устного народного творчества: потешка, загадка, пословица

Урок 101

Загадка - средство воспитания живости ума, сообразительности.

Урок 102

Игровой народный фольклор: потешки

Урок 103

Восприятие произведений о чудесах и фантазии: способность автора замечать необычное в окружающем мире

Урок 104

Мир фантазий и чудес в произведениях Б.В. Заходер "Моя Вообразилия", Ю. Мориц "Сто фантазий" и других

Урок 105

Открытие чудесного в обыкновенных явлениях. На примере стихотворений В.В. Лунина "Я видел чудо", Р.С. Сефа "Чудо"

Урок 106

Сравнение авторских и фольклорных произведений о чудесах и фантазии

Урок 107

Понимание пословиц как средства проявления народной мудрости, краткого изречения жизненных правил

Урок 108

Определение темы произведения: изображение природы в разные времена года

Урок 109

Наблюдение за особенностями стихотворной речи: рифма, ритм. Роль интонации при выразительном чтении: темп, сила голоса

Урок 110

Восприятие произведений о родной природе: краски и звуки весны

Урок 111

Определение темы произведения: изображение природы в разные времена года. Настроение, которое рождает стихотворение

Урок 112

Выявление главной мысли (идеи) в произведениях о природе родного края. Любовь к Родине

Урок 113

Работа с детскими книгами. Отражении в иллюстрации эмоционального отклика на произведение.

Урок 114

Определение темы произведения: о жизни, играх, делах детей

Урок 115

Выделение главной мысли (идеи) произведения. На примере текста К.Д. Ушинского "Худо тому, кто добра не делает никому" и других. Сказка М.С. Пляцковского "Помощник"

Урок 116

Заголовок произведения, его значение для понимания содержания. Произведения о дружбе

Урок 117

Работа с текстом произведения: осознание понятий друг, дружба, забота. На примере произведения Ю.И. Ермолаев "Лучший друг"

Урок 118

Произведения о детях. На примере произведений В.А. Осеевой "Три товарища", Е.А. Благининой "Подарок", В.Н. Орлова "Кто кого?"

Урок 119

Характеристика героя произведения: оценка поступков и поведения. На примере произведения Е.А. Пермяка "Торопливый ножик"

Урок 120

Рассказы о детях. На примере произведения Л.Н. Толстого "Косточка"

Урок 121

Стихотворения о детях. На примере произведений А.Л. Барто "Я - лишний", Р.С. Сефа "Совет", В.Н. Орлова "Если дружбой..."

Урок 122

Работа с текстом произведения: осознание понятий труд, взаимопомощь. На примере произведения М.С. Пляцковского "Сердитый дог Буль"

Урок 123

Восприятие и самостоятельное чтение произведений о маме: проявление любви и заботы о родных людях на примере произведений А.Л. Барто "Мама", С.Я. Маршака "Хороший день" и других

Урок 124

Выделение главной мысли (идеи): заботливое и внимательное отношение к родным и близким людям. На примере стихотворения Е.А. Благинина "Посидим в тишине" и других

Урок 125

Осознание отраженных в произведении понятий: чувство любви матери к ребенку, детей к матери, близким. На примере произведений А.В. Митяева "За что я люблю маму", С.Я. Маршака "Хороший день"

Урок 126

Определение темы произведения: о взаимоотношениях человека и животных. Составление рассказа о самостоятельно прочитанной книге о животных

Урок 127

Описание героя произведения, его внешности, действий. На примере произведений В.В. Бианки "Лис и Мышонок", С.В. Михалкова "Трезор"

Урок 128

Отражение в произведениях понятий: любовь и забота о животных. На примере произведения М.М. Пришвина "Еж" и других

Урок 129

Выделение главной мысли (идеи) в произведениях о братьях наших меньших: бережное отношение к животным. На примере рассказа В.А. Осеевой "Плохо"

Урок 130

Сравнение художественных и научно-познавательных текстов: описание героя-животного

Урок 131

Работа с текстом произведения: характеристика героя, его внешности, действий. На примере произведений Е.И. Чарушина "Про Томку", Н.И. Сладкова "Лисица и Еж"

Урок 132

Собаки - защитники Родины

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ: 132

Таблица 4.1

2 класс

N урока

Тема урока

Урок 1

Резервный урок. Работа с детскими книгами: виды книг (учебная, художественная, справочная) (Час из резервных)

Урок 2

Произведения малых жанров фольклора

Урок 3

Пословицы как жанр фольклора

Урок 4

Характеристика особенностей народных песен

Урок 5

Шуточные фольклорные произведения: игра со словом. Небылица как "перевертыш событий". Потешки и прибаутки

Урок 6

Ритм и счет - основа построения считалок

Урок 7

Анализ особенностей скороговорок, их роль в речи

Урок 8

Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок

Урок 9

Произведения устного народного творчества

Урок 10

Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). На примере русской народной сказки "У страха глаза велики"

Урок 11

Особенности сказок о животных. На примере русской народной сказки "Петушок и бобовое зернышко"

Урок 12

Бытовые сказки: особенности построения и язык. Диалоги героев в русской народной сказке "Каша из топора"

Урок 13

Сказка - выражение народной мудрости, нравственная идея фольклорных сказок на примере сказки "Лиса и журавль"

Урок 14

Общее представление о волшебной сказке: присказки, повторы. Русская народная сказка "Снегурочка"

Урок 15

Характеристика героя волшебной сказки, постоянные эпитеты. На примере русской народной сказки "Гуси-лебеди"

Урок 16

Фольклорные произведения народов России: отражение в сказках народного быта и культуры

Урок 17

Тематическая контрольная работа по итогам раздела "Фольклор"

Урок 18

Работа с детскими книгами: "Произведения писателей о родной природе" Эстетическое восприятие явлений осенней природы

Урок 19

Создание осеннего пейзажа: краски и звуки. Произведения художников и композиторов по выбору

Урок 20

Восприятие пейзажной лирики. Слушание стихотворений об осени

Урок 21

Сравнение стихотворений об осени. На примере произведений Ф.И. Тютчева "Есть в осени первоначальной...", К.Д. Бальмонта "Осень"

Урок 22

Наблюдение за художественными особенностями текста: настроение, средства выразительности на примере текстов А.Н. Плещеева "Осень наступила...", А.А. Фета "Ласточки пропали..."

Урок 23

Восприятие осени в произведении М.М. Пришвина "Осеннее утро" и других на выбор

Урок 24

Осень в произведениях А.С. Пушкина "Уж небо осенью дышало...", Г.А. Скребицкого "Четыре художника"

Урок 25

Сравнение стихотворений об осенних листьях разных поэтов. А.К. Толстой "Осень. Обсыпается весь наш бедный сад..." и произведения других поэтов

Урок 26

Тематическое повторение по итогам раздела "Звуки и краски осенней природы"

Урок 27

Составление устных рассказов "Природа осенью" по изученным текстам. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов

Урок 28

Работа с текстом произведения С.В. Михалкова "Быль для детей": осознание темы Великой Отечественной войны

Урок 29

Патриотическое звучание произведений о Родине. Ф.П. Савинова "Родина" и другие по выбору

Урок 30

Отражение темы Родина в произведении И.С. Никитина "Русь"

Урок 31

Отражение нравственных ценностей в произведениях о Родине: любовь к родному краю на примере произведения С.Т. Романовского "Русь". Почему хлеб всегда связан с трудом, жизнью и Родиной

Урок 32

Любовь к природе - тема произведений о Родине. На примере произведения К.Г. Паустовского "Мещерская сторона"

Урок 33

Анализ заголовка стихотворения А.А. Прокофьева "Родина" и соотнесение его с главной мыслью произведения. Понимание главной мысли (идеи) и темы произведений о Родине

Урок 34

Отражение темы Родины в изобразительном искусстве

Урок 35

Создание пейзажа в произведениях писателей. В.А. Жуковский "Летний вечер"

Урок 36

Тема прихода весны в произведениях В.А. Жуковского "Жаворонок" и "Приход весны"

Урок 37

Волшебный мир сказок. А.С. Пушкин "У лукоморья дуб зеленый..."

Урок 38

Поучительный смысл сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке". Характеристика героев

Урок 39

Сравнение сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" с фольклорными (народными) сказками

Урок 40

Работа с фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказкой: составление плана произведения, выделение особенностей языка. Художественные особенности авторской сказки. "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

Урок 41

Иллюстрации, их назначение в раскрытии содержания произведения. Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина, созданные разными художниками

Урок 42

Сравнение прозаической и стихотворной басен И.А. Крылова "Лебедь, Щука и Рак" и Л.Н. Толстого "Лев и мышь"

Урок 43

Особенности басни как жанра литературы. Мораль басни как нравственный урок (поучение)

Урок 44

Представление темы "Отношение человека к животным" в произведениях писателей (Например, Л.Н. Толстой "Котенок")

Урок 45

Тема семьи в творчестве писателей. На примере произведений Л.Н. Толстого "Правда всего дороже", "Отец и сыновья"

Урок 46

Характеристика главного героя рассказа. Главная мысль произведения (идея). Л.Н. Толстой "Филиппок"

Урок 47

Работа с детскими книгами на тему: "О братьях наших меньших": составление аннотации

Урок 48

Образы героев стихотворных и прозаических произведений о животных. Какими бывают собаки? И.М. Пивоварова "Жила-была собака...". Сравнение героев стихотворения, небылицы и сказки

Урок 49

Отражение темы "Дружба животных" в стихотворении В.Д. Берестова "Кошкин щенок" и других на выбор

Урок 50

Отражение нравственно-этических понятий (защита и забота о животных) на примере рассказа М.М. Пришвина "Ребята и утята"

Урок 51

Соотнесение заголовка и главной мысли рассказа Е.И. Чарушина "Страшный рассказ"

Урок 52

Оценка поступков и поведения героя произведения Б.С. Житкова "Храбрый утенок"

Урок 53

Знакомство с художниками-иллюстраторами, анималистами Е.И. Чарушиным, В.В. Бианки

Урок 54

Отражение образов животных в устном народном творчестве (фольклоре). На примере русской народной песни "Коровушка"

Урок 55

Характеристика героев-животных в фольклорных (народных) сказках. Чукотская народная сказка "Хвост" и другие на выбор

Урок 56

Особенности сказок о животных. На примере русской народной сказки "Зимовье зверей" и других на выбор

Урок 57

Фольклорные произведения народов России. Произведения по выбору

Урок 58

Сравнение описания героев-животных в фольклорных (народных) и литературных произведениях. На примере произведений К.Д. Ушинского и других на выбор. В.В. Бианки "Музыкант".

Урок 59

Сравнение описания животных в художественном и научно-познавательном тексте

Урок 60

Тематическое повторение по итогам раздела "О братьях наших меньших"

Урок 61

Восприятие пейзажной лирики. Слушание стихотворений о зиме

Урок 62

Средства художественной выразительности: сравнение. Произведения по выбору, например, И.А. Бунин "Первый снег"

Урок 63

Наблюдение за художественными особенностями текста: настроение, средства выразительности на примере текста Ф.И. Тютчева "Чародейкою Зимою..."

Урок 64

Сравнение образа зимы в произведениях А.С. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя..." и С.А. Есенина "Поет зима - аукает"

Урок 65

Средства художественной выразительности: эпитет. Произведения по выбору, например, отрывки из романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Урок 66

Описание игр и зимних забав детей. Произведения по выбору, например, И.З. Суриков "Детство"

Урок 67

Картины зимнего леса в рассказе И.С. Соколова-Микитова "Зима в лесу"

Урок 68

Жизнь животных зимой: научно-познавательные рассказы. Произведения по выбору, например, Г.А. Скребицкого

Урок 69

Составление устного рассказа "Краски и звуки зимы" по изученным текстам

Урок 70

Тема "Природа зимой" в картинах художников и произведениях композиторов

Урок 71

Наблюдение за описанием в художественном тексте. Произведения по выбору, например, С.В. Михалков "Новогодняя быль"

Урок 72

Составление плана сказки: части текста, их главные темы. На примере русской народной сказки "Два мороза"

Урок 73

Фольклорная основа литературной (авторской) сказки В.И. Даля "Девочка Снегурочка"

Урок 74

Сравнение сюжетов и героев русской народной сказки "Снегурочка" и литературной (авторской) В.И. Даля "Девочка Снегурочка"

Урок 75

Фольклорная основа литературной (авторской) сказки В.Ф. Одоевского "Мороз Иванович"

Урок 76

Тематическое потворение по разделу "Звуки и краски зимней природы"

Урок 77

Выявление последовательности событий. Составление вопросного плана. К.И. Чуковский "Федорино горе"

Урок 78

Чтение по ролям (инсценировка) сказки К.И. Чуковский "Федорино горе"

Урок 79

Осознание понятий друг, дружба на примере произведений о животных. Произведения по выбору, например, С.В. Михалков "Мой щенок"

Урок 80

Средства художественной выразительности в стихотворениях о весне. Произведения по выбору, например, А.Л. Барто "Веревочка"

Урок 81

Произведения о детях. На примере рассказов Н.Н. Носова "Затейники"

Урок 82

Характеристика героя, его портрет. Произведения о детях на выбор, например, Н.Н. Носов "Живая шляпа"

Урок 83

Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу. В.А. Осеева "Синие листья"

Урок 84

Сравнение героев рассказов Н.Н. Носова "На горке" и "Заплатка". Оценка поступков героя рассказа

Урок 85

Отражение темы дружбы в рассказах о детях. Выставка книг: произведения о детях.

Урок 86

Отражение понятия взаимопомощь в произведениях А.Л. Барто "Катя". Разные точки зрения на одно событие. Ю.И. Ермолаев "Два пирожных"

Урок 87

Главный герой: общее представление. Характеристика героя, его портрет. На примере рассказа В.А. Осеева "Волшебное слово"

Урок 88

Выделение главной мысли (идеи): уважение и внимание к старшему поколению. Произведения по выбору, например, В.А. Осеева "Хорошее"

Урок 89

Оценка поступков героя. В.В. Лунин "Я и Вовка"

Урок 90

Тема дружбы в произведении Е.А. Пермяка "Две пословицы". Дружбу помни, а зло забывай

Урок 91

Оценка взаимоотношений взрослых и детей на примере рассказа В.А. Осеевой "Почему"

Урок 92

Анализ заголовка и соотнесение его с главной мыслью произведения: В.А. Осеева "Почему"

Урок 93

Тематическое повторение по итогам раздела "О детях и дружбе"

Урок 94

Старинные народные весенние праздники и обряды. Заклички, веснянки

Урок 95

Народная наблюдательность, выраженная в малых жанрах устного народного творчества (фольклоре)

Урок 96

Наблюдение за описанием весны в художественном тексте. Произведения по выбору, например, А.П. Чехов "Весной" (отрывок)

Урок 97

Картины весеннего леса в рассказе Г.А. Скребицкого "Четыре художника". Составление плана текста

Урок 98

Картины весеннего леса в рассказе Г.А. Скребицкого "Четыре художника". Средства выразительности

Урок 99

Восприятие пейзажной лирики. Слушание стихотворений о весне и лете

Урок 100

Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева "Зима недаром злится...": выделение средств художественной выразительности. Устное сочинение "Я рад весне"

Урок 101

Жизнь животных весной: рассказы и сказки писателей

Урок 102

Красота весенней природы, отраженная в лирических произведениях. Произведения по выбору, например, Ф.И. Тютчев "Весенние воды"

Урок 103

Звуки весеннего леса и картины пробуждающейся природы в произведения писателей. Произведения по выбору, например, Г.А. Скребицкий "Весенняя песня"

Урок 104

Признаки весны, отраженные в произведениях писателей. Картины весны в стихотворениях разных поэтов. Сравнение стихотворений

Урок 105

Сравнение образов одуванчика в произведениях О.И. Высотской "Одуванчик" и М.М. Пришвина "Золотой луг"

Урок 106

Резервный урок. Восприятие лета в произведении И.З. Сурикова "Лето"

Урок 107

Составление устного рассказа "Краски и звуки весеннего леса" по изученным текстам

Урок 108

Тематическое потворение по итогам раздела "Звуки и краски весенней природы"

Урок 109

Тема "Природа весной" в картинах художников и произведениях композиторов. Образы пробуждающейся природы в живописи и музыки.

Урок 110

Характеристика особенностей колыбельных народных песен: интонационный рисунок

Урок 111

Сравнение народной колыбельной песни и стихотворения А.А. Плещеева "Песня матери": любовь и переживание матери

Урок 112

Нравственные семейные ценности в фольклорных (народных) сказках. Произведения по выбору, например, татарская народная сказка "Три дочери"

Урок 113

Международный женский день - тема художественных произведений

Урок 114

Восприятие произведений о маме: проявление любви и радости общения. Произведения по выбору, например, А.П. Плещеев "В бурю"

Урок 115

Отражение темы День Победы в произведениях С.А. Баруздина "Салют" и С.А. Васильева "Белая береза"

Урок 116

Тематическое повторение по итогам раздела "О наших близких, о семье"

Урок 117

Работа с детскими книгами на тему: "О наших близких, о семье": выбор книг на основе тематической картотеки

Урок 118

Резервный урок. Шутливое искажение действительности. На примере произведений А.И. Введенского "Ученый Петя", Д.И. Хармса "Врун"

Урок 119

Резервный урок. Средства создания комического в произведении. На примере произведения Э.Н. Успенского "Над нашей квартирой"

Урок 120

Герои литературной (авторской) сказки. На примере произведения Э.Н. Успенского "Чебурашка"

Урок 121

Выделение главной мысли (идеи) рассказа В.Ю. Драгунского "Тайное становится явным"

Урок 122

Сходство тем и сюжетов сказок разных народов. Произведения по выбору, например, английская народная сказка "Как Джек ходил счастье искать"

Урок 123

Хитрец и глупец в фольклорных (народных) сказках. Произведения по выбору, например, норвежская сказка "Лис Миккель и медведь Бамсе" и русская народная сказка "Вершки и корешки"

Урок 124

Отражение темы дружбы в сказке братьев Гримм "Бременские музыканты"

Урок 125

Работа со сказкой братьев Гримм "Бременские музыканты": составление плана произведения

Урок 126

Работа с детскими книгами на тему: "Зарубежные сказочники": соотнесение иллюстраций с содержанием сказок

Урок 127

Фантазеры и мечтатели - герои произведений. Произведения по выбору, например, английские народные песенки

Урок 128

Особенности построения волшебной сказки Ш. Перро "Кот в сапогах"

Урок 129

Характеристика героев сказки Ш. Перро "Кот в сапогах"

Урок 130

Х.-К. Андерсен - известный писатель-сказочник. Знакомство с его произведениями. Сказка "Огниво"

Урок 131

Выделение главной мысли (идеи) сказки Х.-К. Андерсена "Пятеро из одного стручка" и других его сказок на выбор

Урок 132

Тематическое повторение по итогам раздела "Зарубежные писатели-сказочники"

Урок 133

Резервный урок. Повторение по итогам изученного во 2 классе

Урок 134

Книга как источник необходимых знаний. На примере произведения Г.А. Ладонщиков "Лучший друг"

Урок 135

Ориентировка в книге: обложка, содержание, аннотация, иллюстрация

Урок 136

Резервный урок. Выбор книг на основе рекомендательного списка: летнее чтение

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ: 136, из них уроков, отведенных на контрольные работы, - не более 13

Таблица 4.2

3 класс

N урока

Тема урока

Урок 1

В мире книг. Книга как особый вид искусства

Урок 2

Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами

Урок 3

Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности

Урок 4

Развитие речи: использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений. Книги и словари, созданные В.И. Далем

Урок 5

Художественные особенности волшебной сказки разного вида (о животных, бытовые)

Урок 6

Былина как народный песенный сказ о героическом событии. Фольклорные особенности: выразительность, напевность исполнения

Урок 7

Характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). На примере образа Ильи Муромца

Урок 8

Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле. Темы народных песен

Урок 9

Отражение нравственных ценностей и правил в фольклорной сказке. Произведения по выбору, например, русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Урок 10

Осознание понятия трудолюбие на примере народных сказок. Произведения по выбору, например, русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Урок 11

Особенности построения (композиция) волшебной сказки: составление плана. На примере русской народной сказки "Иван-царевич и Серый Волк"

Урок 12

Иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (картины В.М. Васнецова, иллюстрации И.Я. Билибина)

Урок 13

Характеристика героя, волшебные помощники. На примере русской народной сказки "Иван-царевич и серый волк"

Урок 14

Представление в сказке народного быта и культуры. Произведения по выбору, например, русская народная сказка "Сивка-бурка"

Урок 15

Пословицы народов России

Урок 16

Устное народное творчество. Характеристика малых жанров фольклора: потешки, небылицы, скороговорки, считалки...

Урок 17

Загадка как жанр фольклора, знакомство с видами загадок

Урок 18

Тематическое повторение по итогам раздела "Фольклор (устное народное творчество)"

Урок 19

Работа с детскими книгами. Проект: составляем словарь устаревших слов

Урок 20

Резервный урок. Работа со словарем: язык былины, устаревшие слова, их место и представление в современной лексике. Проект "Словарь устаревших слов"

Урок 21

Резервный урок. Историческая обстановка как фон создания произведения (на примере былин)

Урок 22

Резервный урок. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании, в изобразительном искусстве, в произведениях музыкального искусства XIX - XX вв.

Урок 23

Средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, олицетворение) в лирических произведениях поэтов XIX - XX вв.

Урок 24

Описание картин осенней природы в стихотворении Ф.И. Тютчева "Есть в осени первоначальной...", "Листья"

Урок 25

Сравнение стихотворений об осени. На примере произведений Ф.И. Тютчева "Есть в осени первоначальной..." и А.Н. Майкова "Осень"

Урок 26

Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения

Урок 27

Восприятие картин зимнего пейзажа в стихотворениях, А.А. Фета "Кот поет, глаза прищуря", "Мама! Глянь-ка из окошка...", И.С. Никитин "Встреча зимы"

Урок 28

Слова, с помощью которых поэт описывает и оживляет природу на примере стихотворений И.З. Сурикова "Детство", "Зима"

Урок 29

Поэты о красоте родной природы. На примере произведения Н.А. Некрасова "Железная дорога" (отрывок)

Урок 30

Оценка чувств и настроения, вызываемых лирическим произведением. На примере произведения Н.А. Некрасова "Не ветер бушует над бором..." (отрывок)

Урок 31

Наблюдение за словами и выражениями, с помощью которых создаются картины зимы на примере стихотворения И.А. Некрасова "Не ветер бушует над бором..."

Урок 32

Использование с учетом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Художник-иллюстратор

Урок 33

А.С. Пушкин - великий русский поэт

Урок 34

Восприятие пейзажной лирики А.С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет), рифма, ритм

Урок 35

Фольклорная основа литературной сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди"

Урок 36

Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди": прием повтора как основа изменения сюжета

Урок 37

Характеристика положительных и отрицательных героев, примеры превращений и чудес в сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди"

Урок 38

Наблюдение за художественными особенностями текста сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди"

Урок 39

Работа с детскими книгами. И.Я. Билибин - иллюстратор сказок А.С. Пушкина

Урок 40

Резервный урок. Средства художественной выразительности в тексте сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди"

Урок 41

Роль интерьера. Иллюстрации Билибина (описание интерьера)

Урок 42

Составление устного рассказа "Почему я люблю сказки А.С. Пушкина"

Урок 43

Тематическое повторение по итогам раздела "Творчество А.С. Пушкина"

Урок 44

И.А. Крылов - великий русский баснописец. Иносказание в его баснях

Урок 45

Осознание особенностей басни, как произведения-поучения, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки

Урок 46

Знакомство с произведениями И.А. Крылова. Явная и скрытая мораль басен

Урок 47

Работа с басней И.А. Крылова "Ворона и Лисица": тема, мораль, герои, особенности языка

Урок 48

Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж

Урок 49

Жанровое многообразие произведений Л.Н. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль

Урок 50

Наблюдение за художественными особенностями рассказа-описания и рассказа-рассуждения на примере рассказа Л.Н. Толстого "Лебеди" и других

Урок 51

Различение рассказчика и автора произведения. На примере рассказа Л.Н. Толстого "Акула"

Урок 52

Разные виды планов на примере произведения Л.Н. Толстого "Акула"

Урок 53

Различение художественного и научно-познавательного текстов Л.Н. Толстого "Лебеди" и "Зайцы"

Урок 54

Анализ сюжета были "Прыжок" Л.Н. Толстого: главные герои, отдельные эпизоды, составление плана

Урок 55

Выделение структурных частей композиции (начало действия, завязка, кульминация, развязка) произведения Л.Н. Толстого "Прыжок" и других по выбору

Урок 56

Осознание связи содержания произведения с реальным событием. На примере были "Прыжок" Л.Н. Толстого

Урок 57

Работа с детскими книгами: жанровое многообразие произведений Л.Н. Толстого

Урок 58

Тематическое повторение по итогам раздела "Творчество Л.Н. Толстого"

Урок 59

Работа с детскими книгами "Литературные сказки писателей": составление аннотации

Урок 60

Создание образов героев-животных в литературных сказках. На примере произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка "Сказка про храброго зайца..."

Урок 61

Особенности литературной сказки В.М. Гаршина "Лягушка-путешественница": анализ сюжета, композиции

Урок 62

Осознание главной мысли (идеи) сказки В.М. Гаршина "Лягушка-путешественница"

Урок 63

Характеристика героя сказки В.М. Гаршина "Лягушка-путешественница", Д.Н. Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго зайца..."

Урок 64

Судьбы крестьянских детей в произведениях писателей. Произведения по выбору

Урок 65

Составление устного рассказа "Моя любимая книга"

Урок 66

Научно-естественные сведения о природе в сказке Максима Горького "Случай с Евсейкой"

Урок 67

Средства художественной выразительности (эпитет, сравнение) в лирических произведениях поэтов. На примере произведения Саши Черного "Воробей"

Урок 68

Оценка чувств и настроения, вызываемых лирическим произведением. На примере произведений Саши Черного "Что ты тискаешь утенка..." и "Слон"

Урок 69

Отражение темы Родина в произведении М.М. Пришвин "Моя Родина": роль и особенности заголовка

Урок 70

Осознание нравственных ценностей в произведениях о Родине: любовь к родной стороне, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Любить Родину - значит знать ее историю

Урок 71

Патриотическое звучание стихотворений о Родине. На пример произведения С.А. Васильева "Россия": интонация, темп, ритм, логические ударения

Урок 72

Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине

Урок 73

Создание образа Родины в произведениях писателей. Произведения по выбору, например, И.С. Никитин "Встреча зимы"

Урок 74

Раскрытие главной идеи произведения К.Д. Ушинского "Наше отечество": чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны

Урок 75

Представление темы "Дети на войне" в рассказе Л. Пантелеева "На ялике"

Урок 76

Составление портрета главного героя рассказа Л.А. Кассиля "Алексей Андреевич"

Урок 77

Осмысление поступков и поведения главного героя рассказа Л.А. Кассиля "Алексей Андреевич"

Урок 78

Восприятие картин природы в стихотворениях С.А. Есенина "Береза", "Черемуха" и другие

Урок 79

Работа со стихотворением С.А. Есенина "Береза": средства выразительности в произведении

Урок 80

Работа с детскими книгами о братьях наших меньших: написание отзыва

Урок 81

Животные в литературных сказках. На примере произведения И.С. Соколова-Микитова "Листопадничек"

Урок 82

Поучительный смысл сказок о животных. На примере произведения И.С. Соколова-Микитова "Листопадничек"

Урок 83

Резервный урок. Работа с детской книгой и справочной литературой

Урок 84

Отражение нравственно-этических понятий (любовь и забота о животных) в рассказах писателей

Урок 85

Осознание понятий верность и преданность животных

Урок 86

Взаимоотношения человека и животных - тема произведения Д.Н. Мамин-Сибиряка "Приемыш"

Урок 87

Соотнесение заглавия и главной мысли рассказа Д.Н. Мамин-Сибиряка "Приемыш"

Урок 88

Обсуждение проблемы "Что значит любить животных?". На примере рассказа В.Ю. Драгунского "Он живой и светится"

Урок 89

Отражение темы дружба животных в рассказах писателей. На примере произведения К.Г. Паустовского "Кот-ворюга"

Урок 90

Характеристика героев-животных, их портрет в рассказах писателей. На примере рассказа К.Г. Паустовского "Кот-ворюга"

Урок 91

Работа с рассказом К.Г. Паустовского "Кот-ворюга": анализ композиции, составление плана

Урок 92

Произведения К.Г. Паустовского о природе и животных. Главная мысль (идея) рассказа "Барсучий нос"

Урок 93

Работа с произведением К.Г. Паустовского "Барсучий нос": особенности композиции, составление плана рассказа

Урок 94

Особенности композиции в рассказах о животных. На примере рассказа Б.С. Житкова "Про обезьяну"

Урок 95

Создание характеров героев-животных в рассказах писателей. На примере рассказа Б.С. Житкова "Про обезьяну"

Урок 96

Резервный урок. Рассказы писателей-натуралистов о заботливом и бережном отношении человека к животным к природе родного края

Урок 97

Тематическое повторение по итогам раздела "Взаимоотношения человека и животных"

Урок 98

Резервный урок. Составление устного рассказа "Любовь и забота о братьях наших меньших" по изученным произведениям

Урок 99

Звукопись, ее выразительное значение в лирических произведениях. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. С.Я. Маршак "Гроза днем", "Голос в лесу"

Урок 100

Создание картин природы в произведениях поэтов. На примере стихотворения И.А. Бунина "Первый снег"

Урок 101

Наблюдение за описанием зимнего пейзажа. На примере стихотворения С.Д. Дрожжина "Зимний день"

Урок 102

Работа детскими книгами. Проект "Составление сборника стихов"

Урок 103

Тематическое повторение по итогам раздела "Картины природы в произведениях поэтов и писателей XIX - XX вв."

Урок 104

Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании, в изобразительном искусстве, в произведениях музыкального искусства XX в.

Урок 105

Выделение главной мысли (идеи) в произведениях о детях

Урок 106

Работа с детскими книгами: авторы юмористических рассказов

Урок 107

Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. На примере произведения М.М. Зощенко "Золотые слова"

Урок 108

Особенности юмористических произведений (ирония) М.М. Зощенко и других авторов на выбор

Урок 109

Основные события сюжета произведения А.П. Гайдара "Тимур и его команда" (отрывки)

Урок 110

Роль интерьера (описание штаба) в создании образов героев произведения А.П. Гайдара "Тимур и его команда" (отрывки)

Урок 111

Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев произведения А.П. Гайдара "Тимур и его команда" (отрывки)

Урок 112

Отражение в произведении важных человеческих качеств: честности, стойкости, ответственности. На примере рассказа А.П. Платонова "Цветок на земле"

Урок 113

Деление текста на части, составление плана, выявление главной мысли (идеи). На примере рассказа А.П. Платонова "Цветок на земле"

Урок 114

Особенности внешнего вида и характера героя-ребенка. А.П. Платонов "Цветок на земле"

Урок 115

Особенности юмористических произведений Н.Н. Носова и других авторов на выбор

Урок 116

Комичность как основа сюжета рассказов Н.Н. Носова и других авторов на выбор

Урок 117

Характеристика героя "Денискиных рассказов" В.Ю. Драгунского

Урок 118

Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. На примере произведений В.Ю. Драгунского

Урок 119

Составление юмористического рассказа

Урок 120

Составление устного рассказа "Мой любимый детский писатель" на примере изученных произведений

Урок 121

Работа с книгами о детях: написание отзыва

Урок 122

Тематическое повторение по итогам раздела "Произведения о детях"

Урок 123

Работа с книгами о детях: составление аннотации

Урок 124

Расширение знаний о писателях, как переводчиках зарубежной литературы. На примере переводов С.Я. Маршака, К.И. Чуковского и других

Урок 125

Волшебные предметы и помощники в литературных сказках Ш. Перро

Урок 126

Особенности литературных сказок Х.-К. Андерсена (сюжет, язык, герои) на примере сказки "Гадкий утенок"

Урок 127

Особенности литературных сказок: раскрытие главной мысли, композиция, герои. На примере сказки Х.-К. Андерсена "Гадкий утенок"

Урок 128

Взаимоотношения человека и животных в рассказах зарубежных писателей. На примере рассказа Джека Лондона "Бурый волк"

Урок 129

Деление текста на части, составление плана, выявление главной мысли (идеи) рассказа Джека Лондона "Бурый волк"

Урок 130

Средства создания образов героев-животных в рассказах зарубежных писателей. На примере рассказа Э. Сетон-Томпсона "Чинк"

Урок 131

Осознание нравственно-этических понятий: верность и преданность животных. На примере рассказа Э. Сетон-Томпсона "Чинк"

Урок 132

Тематическое повторение по итогам раздела "Зарубежная литература"

Урок 133

Составление устного рассказа "Мой любимый детский писатель" на примере изученных произведений

Урок 134

Резервный урок. Осознание важности читательской деятельности. Работа со стихотворением Б. Заходера "Что такое стихи"

Урок 135

Резервный урок. Повторение по итогам изученного в 3 классе

Урок 136

Резервный урок. Летнее чтение. Выбор книг на основе рекомендательного списка и тематического каталога

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ: 136, из них уроков, отведенных на контрольные работы, - не более 13

Таблица 4.3

4 класс

N урока

Тема урока

Урок 1

Разнообразие малых жанров фольклора (назначение, сравнение, классификация)

Урок 2

Проявление народной культуры в разнообразных видах фольклора: словесном, музыкальном, обрядовом (календарном)

Урок 3

Образы русских богатырей: где жил, чем занимался, какими качествами обладал. На примере былины "Ильины три поездочки"

Урок 4

Герой былины - защитник страны. На примере былины "Ильины три поездочки"

Урок 5

Резервный урок. Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола, устаревшие слова

Урок 6

Отражение народной былинной темы в творчестве художника В.М. Васнецова

Урок 7

Резервный урок. Летопись "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда". Знакомство с произведением А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге"

Урок 8

Путешествие героя как основа композиции волшебной сказки. На примере русской народной сказки "Волшебное кольцо"

Урок 9

Образ Александра Невского в произведении С.Т. Романовского "Ледовое побоище". Страницы истории России, великие люди и события. На примере Жития Сергия Радонежского

Урок 10

Представление в сказке народного быта и культуры: сказки о животных, бытовые, волшебные

Урок 11

Характеристика героев волшебной сказки: чем занимались, какими качествами обладают. На примере русской народной сказки "Волшебное кольцо"

Урок 12

Сравнение фольклорных произведений разных народов: тема, герои, сюжет. Представление в сказке нравственных ценностей, быта и культуры народов мира

Урок 13

Отражение нравственных ценностей на примере фольклорных сказок народов России и мира

Урок 14

Тематическое повторение по итогам раздела "Фольклор - народная мудрость"

Урок 15

Резервный урок. Работа с детскими книгами на тему: "Фольклор (устное народное творчество)": собиратели фольклора (А.Н. Афанасьев, В.И. Даль)

Урок 16

Составление устного рассказа "Мое любимое произведение А.С. Пушкина"

Урок 17

Составление выставки "Произведения А.С. Пушкина". Написание аннотации к книгам на выставке

Урок 18

Оценка настроения и чувств, вызываемых лирическим произведением А.С. Пушкина. На примере стихотворения "Няне"

Урок 19

Картины осени в лирических произведениях А.С. Пушкина: сравнения, эпитет, олицетворения

Урок 20

Восприятие пейзажной лирики А.С. Пушкина: средства художественной выразительности в стихотворении "Зимняя дорога" и других его произведениях

Урок 21

Сравнение стихотворения А.С. Пушкина с репродукцией картины. На примере стихотворения "Туча" и репродукции картины И.И. Левитана "Вечерний звон"

Урок 22

Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях": сюжет произведения

Урок 23

Характеристика положительных и отрицательных героев, волшебные помощники в сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

Урок 24

Наблюдение за художественными особенностями текста, языком авторской сказки А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

Урок 25

Фольклорная основа литературной сказки А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

Урок 26

Сходство фольклорных и литературных произведений А.С. Пушкина, В.А. Жуковского по тематике, художественным образам ("бродячие" сюжеты)

Урок 27

Тематическое повторение по итогам раздела "Творчество А.С. Пушкина"

Урок 28

Составление сообщения о М.Ю. Лермонтове. Строфа как элемент композиции стихотворения М.Ю. Лермонтова "Парус"

Урок 29

Работа со стихотворением М.Ю. Лермонтова "Утес": характеристика средств художественной выразительности

Урок 30

Наблюдение за художественными особенностями лирических произведений М.Ю. Лермонтова. Стихотворения о Кавказе

Урок 31

Патриотическое звучание стихотворения М.Ю. Лермонтова "Москва, Москва!... Люблю тебя как сын...": метафора как "свернутое" сравнение

Урок 32

Творчество Л.Н. Толстого - великого русского писателя

Урок 33

Общее представление о повести как эпическом жанре. Знакомство с отрывками из повести Л.Н. Толстого "Детство"

Урок 34

Чтение научно-познавательных рассказов Л.Н. Толстого. Примеры текста-рассуждения в рассказе "Черепаха" и в повести Л.Н. Толстого "Детство"

Урок 35

Анализ художественных рассказов Л.Н. Толстого. Особенности художественного текста-описания на примере рассказа "Русак" и отрывков из повести Л.Н. Толстого "Детство". Составление цитатного плана

Урок 36

Роль портрета, интерьера в создании образа героя повести "Детство"

Урок 37

Басни Л.Н. Толстого: выделение жанровых особенностей

Урок 38

Контрольная работа по разделу "Жанровое многообразие творчества Л.Н. Толстого"

Урок 39

Резервный урок. Подготовка выставки книг Л.Н. Толстого. Подготовка сообщения о книгах Л.Н. Толстого (сказки, рассказы, были, басни)

Урок 40

Взаимоотношения со сверстниками - тема рассказа А.П. Чехова "Мальчики"

Урок 41

Образы героев-детей в рассказе А.П. Чехова "Мальчики"

Урок 42

Соотнесение заглавия и главной мысли рассказа А.П. Чехова "Мальчики"

Урок 43

Осознание ценности чтения для учебы и жизни

Урок 44

Поэты о красоте родной природы: анализ авторских приемов создания художественного образа

Урок 45

Составление устного рассказа по репродукции картины на основе изученных произведений

Урок 46

Описание явления природы в стихотворении В.А. Жуковский "Загадка": приемы создания художественного образа

Урок 47

Сравнение образа радуги в стихотворениях В.А. Жуковского "Загадка" и Ф.И. Тютчева "Как неожиданно и ярко"

Урок 48

Восприятие картин природы в стихотворении А.А. Фета "Весенний дождь" и других его стихотворений

Урок 49

Авторские приемы создания художественного образа в стихотворении Е.А. Баратынского "Весна, весна! Как воздух чист..."

Урок 50

Резервный урок. Анализ настроения в стихотворении

Урок 51

Выразительность поэтической речи стихотворения И.С. Никитина "В синем небе плывут над полями..." и другие на выбор

Урок 52

Анализ чувств и настроения, создаваемых лирическим произведением. На примере произведения А.А. Прокофьева "Люблю березу русскую..."

Урок 53

Образное изображение осени в стихотворении И.А. Бунина "Листопад"

Урок 54

Средства создания речевой выразительности в стихотворения К.Д. Бальмонта. На примере стихотворения "Камыши"

Урок 55

Резервный урок. Составление текста-рассуждения на тему "Зачем нужна поэзия современному человеку"

Урок 56

Темы лирических произведений А.А. Блока. На примере стихотворения "Рождество"

Урок 57

Составление устного рассказа по репродукции картины на основе изученных лирических произведений

Урок 58

Резервный урок. Читательский дневник (правила оформления)

Урок 59

Характеристика героя литературной сказки. На примере сказки В.Ф. Одоевского "Городок в табакерке"

Урок 60

Народные образы героев сказа П.П. Бажова "Серебряное копытце"

Урок 61

Наблюдение за художественными особенностями, языком сказа П.П. Бажова "Серебряное копытце"

Урок 62

Иллюстрации как отражение сюжета сказов П.П. Бажова

Урок 63

Литературная сказка П.П. Ершова "Конек-Горбунок": сюжет и построение (композиция) сказки

Урок 64

Речевые особенности (сказочные формулы, повторы, постоянные эпитеты) сказки П.П. Ершова "Конек-Горбунок"

Урок 65

Литературная сказка С.Т. Аксакова "Аленький цветочек" (сюжет, композиция, герои)

Урок 66

Фольклорная основа литературной сказки С.Т. Аксакова "Аленький цветочек". Сочинение по сказке

Урок 67

Тематическая повторение по итогам раздела "Литературная сказка"

Урок 68

Расширение круга детского чтения. Знакомство с авторами юмористических произведений

Урок 69

Средства создания комического в произведениях Н.Н. Носова и других авторов на выбор

Урок 70

Знакомство с экранизацией произведений юмористических произведений. На примере экранизации "Сказки о потерянном времени" Е.Л. Шварца (1964 г.)

Урок 71

Резервный урок. Работа с детскими книгами. Произведения В.Ю. Драгунского

Урок 72

Герой юмористических произведений В.Ю. Драгунского. Средства создания юмористического содержания

Урок 73

Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола. На примере рассказа В.Ю. Драгунского "Главные реки"

Урок 74

Знакомство с пьесой как жанром литературы. Как подготовить произведение к постановке в театре?

Урок 75

Создание ремарок (их назначение и содержание) на основе анализа характера героев произведения. На примере рассказа В.Ю. Драгунского "Главные реки"

Урок 76

Создание реквизита для инсценивроания произведения. Подготовка пригласительных билетов и афиши на примере рассказа В.Ю. Драгунского "Главные реки"

Урок 77

Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения, их структурные и жанровые особенности

Урок 78

Работа с пьесой-сказкой С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"

Урок 79

Характеристика героев юмористических произведений. На примере рассказа Л.Д. Каминского "Автопортрет"

Полный текст документа вы можете просмотреть в коммерческой версии КонсультантПлюс.