60.5. Пояснительная записка

60.5. Пояснительная записка.

60.5.1. Программа по родному (ненецкому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.

Программа по родному (ненецкому) языку направлена на изучение ненецкого языка, одного из языков коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации. Исходя из агглютинативно-суффиксального строя системы ненецкого языка, в программе по родному (ненецкому) языку по классам распределены: учебный материал, рекомендуемая последовательность изучения тем, основанная на логике развития предметного содержания и учете психологических и возрастных особенностей обучающихся. Программа по родному (ненецкому) языку предоставляет возможности для реализации различных методических подходов к преподаванию ненецкого языка.

Изучение родного (ненецкого) языка начинается на уровне начального общего образования и продолжается на уровне основного общего образования. Начальным этапом изучения родного (ненецкого) языка и учебного предмета "Литературное чтение на ненецком языке" в 1 классе является учебный курс "Обучение грамоте": обучение письму идет параллельно с обучением чтению. Учебный курс характеризуется интегрированностью, тематические планирования двух учебных предметов взаимосвязаны, что обеспечивает содержательную целостность предметной области "Родной язык и литературное чтение на родном языке" и преемственность между ее составляющими.

Ознакомление с первоначальными представлениями о системе родного (ненецкого) языка, формирование умений по видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) происходит на фоне лексического материала, материала небольших текстов, отражающих этнокультурные знания и традиции ненецкого народа, реалии ненецкой культуры. Лексический материал группируется по тематическому принципу. Предлагается примерный перечень предметного содержания речи, который может уточняться в зависимости от условий конкретного класса.

60.5.2. В содержании программы по родному (ненецкому) языку выделяются следующие содержательные линии: языковые единицы ненецкого языка и навыки оперирования ими, коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме, социокультурные, этнокультурные знания и умения.

60.5.3. Изучение родного (ненецкого) языка направлено на достижение целей:

формирование элементарных коммуникативных умений обучающихся на родном (ненецком) языке в единстве ее составляющих:

ознакомление с первоначальными представлениями о системе и структуре ненецкого языка (лексика, фонетика, графика, орфоэпия, словообразование, морфология и синтаксис);

овладение умениями в видах речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо);

развитие познавательного интереса к изучению родного (ненецкого) языка, приобщение к ненецкой культуре и воспитание любви к родному краю, к Родине.

60.5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (ненецкого) языка, - 260 часов: в 1 классе - 56 часов (23 недели - 2 часа в неделю и 10 недель - 1 час в неделю), в 2 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе - 68 часов (2 часа в неделю).

(пп. 60.5.4 в ред. Приказа Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)

(см. текст в предыдущей редакции)

60.5.4.1. Возможна корректировка общего числа часов, рекомендованных для изучения предмета, с учетом индивидуального подхода образовательных организаций к выбору родного (ненецкого) языка и его реализации, в рамках соблюдения гигиенических нормативов к недельной образовательной нагрузке.

(пп. 60.5.4.1 введен Приказом Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)