79.8. Содержание обучения в 3 классе

79.8. Содержание обучения в 3 классе.

79.8.1. Сведения о хакасском языке.

Хакасский язык государственный язык Республики Хакасия, родной язык хакасского народа. Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини-проект.

79.8.2. Фонетика и графика.

Звуки хакасского языка: гласный (согласный), удвоенный, гласный твердый (мягкий), краткий (долгий), губные, гармония гласных (сингармонизм).

Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам типа: (па-ла, май-мах).

Буква я и ее место в слове. Фонетический разбор слова.

79.8.3. Орфоэпия.

Нормы произношения звуков и сочетаний звуков.

79.8.4. Лексика.

Повторение лексического значения слова.

Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление).

79.8.5. Состав слова (морфемика).

Понятие о составе слова: корень слова, окончание (аффикс), однокоренные (родственные) слова, признаки однокоренных (родственных) слов, выделение в словах корня (простые случаи), Словообразовательные окончания (аффиксы) слова (повторение). Образование имен существительных при помощи аффиксов (-чы, -чi, Рисунок 2331, Рисунок 2332). Образование имен прилагательных при помощи аффиксов (Рисунок 2333, -лiг, Рисунок 2334, -нiг, Рисунок 2335, -тiг). Образование глагола при помощи аффиксов (-ла, -ле, -на, -не, -та, -те).

79.8.6. Морфология.

Имя существительное: общее значение, вопросы "кем?" ("кто?") и "ниме?" ("что?"), употребление в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Понятие о склонении имен существительных. Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Имя прилагательное: общее значение, вопросы (Рисунок 2336, Рисунок 2337), употребление прилагательных в речи. Производные и непроизводные прилагательные. Прилагательные, обозначающие цвет, вкусовые качества, размер.

Местоимение: (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Склонение местоимений (общее представление).

Глагол: общее значение, вопросы ("ниме итче?", "ниме идер?", "ниме иткен?"), употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Настоящее, будущее и прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по времени, числам.

79.8.7. Синтаксис и пунктуация.

Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов между словами в предложении. Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Наблюдение за однородными членами предложения.

79.8.8. Орфография и пунктуация.

Орфографическая зоркость как основа осознания места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове, контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.

Правила правописания и их применение: слова с гласными Рисунок 2338, е, долгие гласные в начале и в конце слова, в односложных и звукоподражательных словах, парные (удвоенные) согласные, деление слов с удвоенными согласными на слоги, слова с согласными Рисунок 2339, Рисунок 2340, Рисунок 2341 в конце слова, имена существительных во множественном числе и заимствованных словах, прилагательные, образованные при помощи аффиксов (Рисунок 2342, -лiг, Рисунок 2343, -нiг, Рисунок 2344, -тiг), аффиксы времен глаголов, знаки препинания при однородных членах предложения.

79.8.9. Развитие речи.

Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и другие. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии, договариваться и приходить к общему решению при проведении парной и групповой работы.

Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во втором классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.

План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, с помощью союза паза. Ключевые слова в тексте.

Определение типа текстов (повествование, описание, рассуждение) создание собственных текстов заданного типа.

Жанр, письма, объявления.

Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

Изучающее чтение. Функции ознакомительного чтения, ситуации применения

Ситуация общения лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми, например, друг - недруг, роль семьи в жизни человека. Пословицы, поговорки, в которых отражены особенности мировосприятия и отношений между людьми.