79.8. Содержание обучения в 3 классе
79.8.1. Сведения о хакасском языке.
Хакасский язык государственный язык Республики Хакасия, родной язык хакасского народа. Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини-проект.
Звуки хакасского языка: гласный (согласный), удвоенный, гласный твердый (мягкий), краткий (долгий), губные, гармония гласных (сингармонизм).
Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам типа: (па-ла, май-мах).
Буква я и ее место в слове. Фонетический разбор слова.
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков.
Повторение лексического значения слова.
Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление).
79.8.5. Состав слова (морфемика).
Понятие о составе слова: корень слова, окончание (аффикс), однокоренные (родственные) слова, признаки однокоренных (родственных) слов, выделение в словах корня (простые случаи), Словообразовательные окончания (аффиксы) слова (повторение). Образование имен существительных при помощи аффиксов (-чы, -чi,
,
). Образование имен прилагательных при помощи аффиксов (
, -лiг,
, -нiг,
, -тiг). Образование глагола при помощи аффиксов (-ла, -ле, -на, -не, -та, -те).
Имя существительное: общее значение, вопросы "кем?" ("кто?") и "ниме?" ("что?"), употребление в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Понятие о склонении имен существительных. Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы (
,
), употребление прилагательных в речи. Производные и непроизводные прилагательные. Прилагательные, обозначающие цвет, вкусовые качества, размер.
Местоимение: (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Склонение местоимений (общее представление).
Глагол: общее значение, вопросы ("ниме итче?", "ниме идер?", "ниме иткен?"), употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Настоящее, будущее и прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по времени, числам.
79.8.7. Синтаксис и пунктуация.
Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов между словами в предложении. Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Наблюдение за однородными членами предложения.
79.8.8. Орфография и пунктуация.
Орфографическая зоркость как основа осознания места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове, контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение: слова с гласными
, е, долгие гласные в начале и в конце слова, в односложных и звукоподражательных словах, парные (удвоенные) согласные, деление слов с удвоенными согласными на слоги, слова с согласными
,
,
в конце слова, имена существительных во множественном числе и заимствованных словах, прилагательные, образованные при помощи аффиксов (
, -лiг,
, -нiг,
, -тiг), аффиксы времен глаголов, знаки препинания при однородных членах предложения.
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и другие. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии, договариваться и приходить к общему решению при проведении парной и групповой работы.
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во втором классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, с помощью союза паза. Ключевые слова в тексте.
Определение типа текстов (повествование, описание, рассуждение) создание собственных текстов заданного типа.
Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Изучающее чтение. Функции ознакомительного чтения, ситуации применения
Ситуация общения лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми, например, друг - недруг, роль семьи в жизни человека. Пословицы, поговорки, в которых отражены особенности мировосприятия и отношений между людьми.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875