30.9. Содержание обучения в 4 классе

30.9. Содержание обучения в 4 классе.

30.9.1. Общие сведения о языке.

Многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, в том числе в Республике Башкортостан. Родной (башкирский) язык - средство общения, источник духовно-нравственного развития, правильная устная и письменная речь как показатель общей культуры человека. Различные методы познания языка: наблюдение, анализ, мини-исследование, проект.

30.9.2. Фонетика и графика.

Система звуков башкирского языка. Характеристика, сравнение, анализ, классификация вне слова и в слове по заданным параметрам.

30.9.3. Орфоэпия.

Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков. Ударение в словах в соответствии с нормами современного башкирского литературного языка. Использование орфоэпического словаря башкирского языка при определении правильного произношения слов и для решения практических задач.

30.9.4. Лексика.

Использование в речи синонимов, антонимов, омонимов, пословиц, поговорок. Выявление в предложенных предложениях и текстах многозначности слов. Устная и письменная речь. Многозначность слова. Повторение: переносное значение слова, синонимы, антонимы, омонимы.

30.9.5. Состав слова (морфемика).

Состав изменяемых слов. Выделение в словах окончания, корня (повторение изученного).

30.9.6. Морфология.

Части речи. Имя существительное. Повторение: грамматическое значение, формы имени существительного (число, лицо, падежи). Заимствованные слова и особенности их окончаний. Разбор имени существительного как части речи.

Имя прилагательное. Общее значение, вопросы, употребление в речи (повторение пройденного). Степени сравнения имен прилагательных. Образование имени прилагательного (простые случаи). Разбор имени прилагательного как части речи.

Местоимение. Общее значение, вопросы, употребление в речи. Разряды местоимений. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.

Глагол (повторение). Значение, вопросы, грамматические признаки (число, лицо, время), употребление в речи. Основной глагол, состоящий только из корня. Образование глагола добавлением окончания. Разбор глагола как части речи.

Наречие. Значение, вопросы, употребление в речи. Виды наречий. Образование наречий (простые случаи). Наречие и имя прилагательное (сравнение). Их функции в предложении.

Имя числительное (ознакомительно). Значение, вопросы, употребление в речи.

30.9.7. Синтаксис.

Повторение: особенности структуры предложения в башкирском языке, главные и второстепенные члены предложения. Однородные подлежащие и сказуемые. Слова-обращения в предложении. Повторение: устная и письменная речь, текст, заглавие, смысловые части текста. Многозначность слова (синонимы, антонимы, омонимы). Исконно башкирские фразеологизмы. Письмо сочинения или проектная работа.

30.9.8. Орфография и пунктуация.

Повторение правил правописания в 1, 2, 3 классах. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения ошибки. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале). Использование орфографического словаря для уточнения написания слова.

Рисунок 52

30.9.9. Развитие речи.

Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, рекламная информация и другие), диалог, монолог, текст и отражение темы текста или основной мысли в заголовке. Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста, выборочный устный пересказ текста).

Чтение. Изучающее, ознакомительное чтение. Тема и основная мысль текста, заголовок текста с использованием темы и основной мысли, составления плана к заданным текстам.

Поиск информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

Письмо. Сочинение как вид письменной творческой работы. Письмо (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам.

Корректирование текстов (заданных и собственных) с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.

30.9.10. Речевая деятельность.

Слушание, говорение. Устная и письменная речь.

Слушание и понимание сказанного. Получение нужной информации из сказанного и выделение главной мысли. Общение. Формирование форм общения (диалог, монолог, дискуссия). Создание ситуаций общения с учетом цели, места общения и того, с кем оно происходит, выбор языковых средств в ситуации общения. Составление устного диалогического и монологического высказывания (4 - 6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия, создание небольших устных и письменных текстов (3 - 5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения. Совершенствование умения общаться в коллективе. Умение выслушать мнение собеседника, тактично высказать свое мнение, усвоение правил культурного диалога. Речевые ситуации: обращение, вопрос, призыв, просьба, спор, диалог. Средства речи: ударение, тон, сила голоса, тембр голоса, пауза, мимика, жесты.

Чтение. Осознанное чтение текста заданий, упражнений и их условий выполнения. Понимание прочитанного, переработка полученной информации и ее практическое использование.

Письмо. Списывание текстов объемом не более 70 слов, письмо под диктовку объемом не более 65 слов с учетом изученных правил правописания.

Письмо текста (заданного) с исправлением орфографических ошибок, с внесением дополнений и поправок в содержание, вычеркивания лишнего и повторов, исправления неудачно построенных предложений, устранения различного рода речевых ошибок. Письменная фиксация устной речи (записанная от руки или напечатанная на мониторе речь). Письменная речь: изложение, сочинение, письмо, дневник, СМС-сообщения.