94.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (эрзянскому) языку на уровне начального общего образования
94.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (эрзянскому) языку на уровне начального общего образования.
94.10.1. В результате изучения родного (эрзянского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (эрзянского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (эрзянского) языка в Российской Федерации и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (эрзянского) языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (эрзянского) языка).
94.10.2. В результате изучения родного (эрзянского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
94.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (эрзянского) языка с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
94.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
94.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.
94.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
94.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
94.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.
94.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
94.10.3. Предметные результаты изучения родного (эрзянского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
различать слово и предложение, выделять слова из предложений;
различать гласные и согласные звуки, в том числе различать в слове согласный звук [й] и гласный звук [и]);
различать согласные звуки: мягкие и твердые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);
различать понятия звук и буква;
определять количество слогов в слове, делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных);
обозначать при письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в конце слова;
правильно называть буквы алфавита эрзянского языка, использовать знание последовательности букв алфавита для упорядочения списка слов;
писать аккуратным разборчивым почерком прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;
применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении, знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки, прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии людей, клички животных, географические названия), перенос слов по слогам (слова из слогов типа "согласный + гласный");
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объемом 25 - 30 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3 - 5 слов, тексты объемом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением;
находить и исправлять ошибки по изученным правилам;
читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
составлять предложение из набора форм слов;
устно составлять текст из 3 - 5 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям за окружающей действительностью;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
94.10.4. Предметные результаты изучения родного (эрзянского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
осознавать язык как основное средство общения;
иметь представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации, месте родного (эрзянского) языка среди других языков народов России, его роли как носителя народной культуры, средства ее познания;
характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный или непарный по твердости-мягкости, согласный парный или непарный по звонкости-глухости;
определять количество слогов в слове (в том числе при стечении согласных), делить слово на слоги;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учетом функций букв е, ё, ю, я;
обозначать при письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине и конце слова;
выделять в слове корень (простые случаи);
выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по словарям, случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов);
распознавать слова, отвечающие на вопросы "кие?", "кить?" ("кто?"), "мезе?", "мезть?" ("что?");
распознавать слова, отвечающие на вопросы "кодамо" ("какой? какая? какое?"), "кодат?" ("какие?");
распознавать слова, отвечающие на вопросы "мезе теемс?" ("что делать?"), "мезе теи?" ("что делает?"), "мезе теить?" ("что делают?"), "мезе тейнить?" ("что делают?") (многократно) и другие;
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
применять изученные правила правописания, в том числе: звонкие и глухие согласные в корне слова, прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объемом не более 45 - 50 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объемом не более 40 - 45 слов с учетом изученных правил правописания;
находить и исправлять ошибки по изученным правилам;
пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;
строить устное диалогическое и монологическое высказывания (2 - 5 предложений на определенную тему, по наблюдениям за окружающим) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1 - 2 предложения);
составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;
определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
писать подробное изложение повествовательного текста объемом 30 - 45 слов с использованием вопросов;
объяснять своими словами значение изученных понятий;
использовать изученные понятия.
94.10.5. Предметные результаты изучения родного (эрзянского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
определять место родного (эрзянского) языка среди других языков народов России, его роль как носителя народной культуры, объяснять значение эрзянского языка как государственного языка на территории Республики Мордовия.
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
производить звуко-буквенный анализ слова, в том числе с учетом функций букв е, ё, ю, я и мягкого знака (ь);
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами корень, суффикс;
выявлять случаи употребления синонимов и антонимов, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;
распознавать слова, употребляемые в прямом и переносном значении (простые случаи);
определять значение слова в тексте;
распознавать имена существительные, распознавать существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, определять их число и падеж, склонять имена существительные в единственном числе в основном склонении, раскрывать их роль в создании текста;
распознавать имена прилагательные, определять, какие признаки они обозначают, выявлять их значение в тексте;
распознавать глаголы; различать неопределенную форму глагола, отвечающую на вопрос "мезе теемс" ("что делать?"), определять грамматические признаки глаголов: лицо, число, форма времени, изменять глагол по временам (простые случаи), раскрывать роль глагола в создании текста;
распознавать личные местоимения; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
распознавать послелоги, правильно определять их роль в составе словосочетаний и предложения;
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
распознавать распространенные и нераспространенные предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
правильно списывать слова, предложения, тексты объемом не более 70 слов;
писать под диктовку тексты объемом не более 65 слов с учетом изученных правил правописания;
находить и исправлять ошибки по изученным правилам;
понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;
формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и письменно (1 - 2 предложения);
строить устное диалогическое и монологическое высказывания (3 - 5 предложений на определенную тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
создавать небольшие устные и письменные тексты (2 - 4 предложения), содержащие приветствие, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;
определять ключевые слова в тексте;
определять тему текста и основную мысль текста;
выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;
составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану;
объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия;
уточнять значение слова с помощью толкового словаря.
94.10.6. Предметные результаты изучения родного (эрзянского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
объяснять значение родного (эрзянского) языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа, осознавать его как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа;
осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека;
проводить звуко-буквенный разбор слов;
подбирать к предложенным словам синонимы и антонимы;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту;
проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой;
устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в объеме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;
определять грамматические признаки имен существительных: склонение, число, падеж, проводить разбор имени существительного как части речи, раскрывать роль имени существительного в создании текста;
определять грамматические признаки имен прилагательных, раскрывать их роль в создании текста;
устанавливать (находить) неопределенную форму глагола, определять грамматические признаки глаголов: время, лицо, число, изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать), проводить разбор глагола как части речи, раскрывать роль глагола в создании текста;
определять грамматические признаки личного местоимения, использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
различать предложение, словосочетание и слово;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
различать распространенные и нераспространенные предложения;
распознавать предложения с однородными членами, составлять предложения с однородными членами, использовать предложения с однородными членами в речи;
производить синтаксический разбор простого предложения;
правильно списывать тексты объемом не более 80 - 85 слов;
писать под диктовку тексты объемом не более 80 - 85 слов с учетом изученных правил правописания;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки по изученным правилам;
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение), выбирать языковые средства в ситуации общения;
строить устное диалогическое и монологическое высказывания (4 - 6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;
создавать небольшие устные и письменные тексты (3 - 5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, в том числе электронные, поздравительные открытки, объявления);
определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с использованием темы или основной мысли;
корректировать порядок предложений и частей текста;
составлять план к заданным текстам;
осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;
использовать ознакомительное, изучающее чтение, поиск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию;
уточнять значение слова с помощью толкового словаря (на бумажном и электронном носителе), в Интернете в условиях контролируемого входа.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875