78.8. Содержание обучения в 3 классе

78.8. Содержание обучения в 3 классе.

78.8.1. Тематическое содержание речи.

Мир моего "я". Моя семья. Мой день рождения. Моя любимая еда. Мой день (распорядок дня). Мир моих увлечений. Любимая игрушка, игра. Мой питомец. Любимые занятия. Выходной день. Каникулы. Мир вокруг меня. Моя комната (квартира, дом). Моя школа. Мои друзья. Дикие и домашние животные. Погода. Времена года (месяцы). Родная страна, ее столица. Праздники родной страны. Моя малая родина (город, село).

78.8.2. Коммуникативные умения.

Говорение. Коммуникативные умения диалогической речи: ведение с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций с соблюдением норм речевого этикета диалога этикетного характера (приветствие, начало и завершение разговора, знакомство с собеседником, поздравление с праздником, выражение благодарности за поздравление, извинение). Ведение диалога-побуждения к действию (приглашение собеседника к совместной деятельности, вежливое согласие (несогласие) на предложение собеседника), диалога-расспроса (запрашивание интересующей информации, сообщение фактической информации, ответы на вопросы собеседника). Коммуникативные умения монологической речи: создание с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций устных монологических высказываний (описание предмета, реального человека или литературного персонажа; рассказ о себе, члене семьи, друге и другие). Пересказ с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций основного содержания прочитанного текста.

Аудирование: понимание на слух речи учителя и других обучающихся, вербальная (невербальная) реакция на услышанное (при непосредственном общении), восприятие и понимание на слух учебных текстов, построенных на изученном языковом материале, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей (с пониманием основного содержания, запрашиваемой информации) (при опосредованном общении).

Смысловое чтение: чтение вслух учебных текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, понимание прочитанного, чтение про себя учебных текстов, построенных на изученном языковом материале, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи (с пониманием основного содержания, запрашиваемой информации).

Письмо: списывание текста, выписывание из текста слов, словосочетаний, предложений, вставка пропущенного слова в предложение в соответствии с решаемой коммуникативной (учебной) задачей, создание подписей к картинкам, фотографиям с пояснением, что на них изображено, заполнение анкет и формуляров с указанием личной информации (имя, фамилия, возраст, страна проживания, любимые занятия), написание с использованием образца поздравлений с праздниками (с днем рождения, Новым годом, Рождеством) с выражением пожеланий.

78.8.3. Языковые знания и навыки.

Фонетическая сторона речи: произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний родного (финского) языка, соблюдение норм произношения: долгота и краткость звуков, качество произношения гласных переднего и заднего ряда, отсутствие редукции гласных, отсутствие палатализации и аспирации согласных, дифтонги, гармония гласных, деление на слоги, ударение в простых и сложных словах, ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложения.

Графика, орфография и пунктуация: все буквы алфавита родного (финского) языка, основные буквосочетания, звуко-буквенные соответствия, основные правила чтения и орфографии, написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.

Лексическая сторона речи: распознавание и употребление в устной и письменной речи не менее 350 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи для 3 класса, включая 200 лексических единиц, усвоенных во втором классе.

Грамматическая сторона речи. Основные структурно-семантические типы простых предложений. Посессивная конструкция: Minulla ei ole Рисунок 1745. Экзистенциальное предложение: Minun perheeseeni kuuluu Рисунок 1746, Рисунок 1747, pikkuveli ja Рисунок 1748. Результативная конструкция с элативом: Minusta tulee isona Рисунок 1749. Предикативная конструкция. Номинатив множественного числа предикатива: Kasvot ovat Рисунок 1750. Предикативная конструкция с инверсией: Minun nimeni on Leena. Генитив предикатива: Tuo lelu on minun. Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, побудительное, вопросительное. Общий вопрос: Puhutko Рисунок 1751 suomea? Вопросительная частица: -ko, Рисунок 1752. Специальные вопросы с вопросительными словами: Рисунок 1753? (Рисунок 1754 ovat Рисунок 1755 Рисунок 1756?), Kenen? (Kenen Рисунок 1757 lelu on?), Рисунок 1758 Рисунок 1759? (Рисунок 1760 Рисунок 1761 Рисунок 1762 olet?), Рисунок 1763 Рисунок 1764? (Рисунок 1765 Рисунок 1766 Рисунок 1767 on?), Рисунок 1768 Рисунок 1769? (Рисунок 1770 Рисунок 1771 Рисунок 1772 Рисунок 1773 on?), Рисунок 1774 maalainen? (Рисунок 1775 maalainen Risto on?), Рисунок 1776? (Рисунок 1777 Рисунок 1778 rakastat?), Рисунок 1779? (Рисунок 1780 Рисунок 1781 sanoo? Рисунок 1782 se maksaa? Рисунок 1783 Рисунок 1784 Рисунок 1785 puhuu?), Рисунок 1786? (Рисунок 1787 asut?), Рисунок 1788? (Рисунок 1789 Рисунок 1790?), Mihin? (Mihin menet koulun Рисунок 1791?), Minne? (Minne matkustat Рисунок 1792?), Рисунок 1793? (Рисунок 1794 on lemmikki?), Millainen? (Millainen Рисунок 1795 on?), Miten? (Miten voit?), Miksi? (Miksi itket?), Kuinka? (Kuinka vanha Рисунок 1796 olet?), Milloin? (Milloin sinulla on Рисунок 1797?), Montako? (Montako lasta Рисунок 1798 on?), Paljonko? (Paljonko kello on?). Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Падеж объекта. Аккузатив без окончания ("номинатив") в утвердительных предложениях с императивом: Ota Рисунок 1799. Аккузатив с окончанием ("генитив"): Haluan ostaa kirjan. Партитив объекта, выраженного вещественным существительным: Рисунок 1800 Рисунок 1801. Типы склонения имен на -i: Рисунок 1802, tuoli, kieli, lumi, на -e: huone, на -nen: punainen, на -is, -as, Рисунок 1803: kaunis, sairas, на -us, -ys: harrastus, на -in: puhelin, на -si: vuosi.

Склонение имен в единственном и множественном числе (существительные, прилагательные, местоимения). Номинатив. Образование форм номинатива множественного числа. Показатель множественного числа -t: talo - talot. Партитив, Рисунок 1804? Рисунок 1805? -a, Рисунок 1806, -ta, Рисунок 1807: maito - maitoa, Рисунок 1808, valkoinen - valkoista, pieni - Рисунок 1809. Генитив (единственное число), Kenen? Рисунок 1810? -n: talon numero, Annan nukke. Инессив, Рисунок 1811? Рисунок 1812? -ssa Рисунок 1813: Asun Karjalassa. Элатив, Рисунок 1814? Рисунок 1815? -sta Рисунок 1816: Pekka on kotoisin Suomesta. Иллатив единственного числа, Mihin? -Vn, -seen, -hVn: koulu - kouluun, huone - huoneeseen, Petroskoi - Petroskoihin. Адессив, Рисунок 1817? Рисунок 1818? -lla Рисунок 1819. Asun Kukkakadulla. Asun Рисунок 1820. Aamulla, Рисунок 1821, illalla. Talvella, Рисунок 1822, Рисунок 1823, Рисунок 1824. Аблатив, Рисунок 1825? Рисунок 1826? -lta, Рисунок 1827. Olen kotoisin Рисунок 1828. Слова финского языка, имеющие только форму множественного числа: kasvot, Рисунок 1829, housut, farkut. Случаи формального функционирования категории числа в финском языке: Рисунок 1830 on Рисунок 1831 jalassa. Открытый (закрытый) слог. Сильная и слабая ступень чередования ступеней согласных. Чередование ступеней согласных в основе слова: tt:t Рисунок 1832, t:d (katu: kadulla), pp:p (rappu:rapussa), nt:nn (asunto:asunnossa), kk:k (luokka:luokalla), k:o (jalka:jalassa), nk:ng Рисунок 1833, uku:uvu (puku:puvut), rt:rr Рисунок 1834. Сильная ступень чередования согласных перед притяжательными суффиксами: asuntoni numero. Личные местоимения: Рисунок 1835, Рисунок 1836, Рисунок 1837, me, te, he. Генитив, партитив, аккузатив, адессив личных местоимений. Притяжательные суффиксы: (minun) -ni, (sinun) -si, Рисунок 1838 Рисунок 1839, Рисунок 1840 -mme, Рисунок 1841 -nne, Рисунок 1842 Рисунок 1843. Указательные местоимения: Рисунок 1844, tuo, se. Склонение указательных местоимений: Рисунок 1845, tuossa, Рисунок 1846. Вопросительные местоимения: Kuka? Рисунок 1847? Степени сравнения прилагательных. Компаратив. Показатель компаратива: -mpi (vanhempi, nuorempi). Суперлатив. Показатель суперлатива -in: suurin. Типы спряжения глаголов. Глаголы I типа спряжения на -a, Рисунок 1848: sanoa, puhua, lukea. Глаголы II типа спряжения на -da, Рисунок 1849: tuoda, uida, Рисунок 1850, Рисунок 1851. Глаголы III типа спряжения на -la, Рисунок 1852, -na, Рисунок 1853, -ra, -(s)ta, Рисунок 1854: opiskella, Рисунок 1855, panna, Рисунок 1856, purra, juosta, Рисунок 1857. Глаголы IV типа спряжения: osata, haluta. Глаголы V типа спряжения: sijaita, tarvita. Времена глагола. Презенс, утвердительная и отрицательная форма: asun - en asu. Простой претерит (имперфект), утвердительная форма: Рисунок 1858 luin, poika lauloi. Императив, повелительное наклонение (2-е лицо единственное число, утвердительные и отрицательные формы презенса): Ota omena. Tule Рисунок 1859. Рисунок 1860 itke. Кондиционал. Управление глаголов. Puhua (Рисунок 1861 Рисунок 1862?) suomea. Рисунок 1863 (Рисунок 1864?) musiikista. Rakastaa (Рисунок 1865?) mummoa. Auttaa (Рисунок 1866?) minua. Pelata (Рисунок 1867?) jalkapalloa. Pelata (Рисунок 1868?) tietokoneella. Harrastaa (Рисунок 1869?) musiikkia. Рисунок 1870 (mihin?) kotiin. Рисунок 1871 (Рисунок 1872?) Рисунок 1873. Рисунок 1874 (Рисунок 1875?) koulua. Рисунок 1876 (Рисунок 1877?) kaupassa. Soittaa (Рисунок 1878?) pianoa. Рисунок 1879 (Рисунок 1880?) tarroja. Katsoa (Рисунок 1881?) televisiota. Katsoa (Рисунок 1882? Рисунок 1883?) Рисунок 1884 televisiosta. Ostaa (Рисунок 1885?) kaupasta, torilta. Рисунок 1886 (Рисунок 1887?) Рисунок 1888. Vastata (mihin?) kirjeeseen. Согласование прилагательных и существительных в числе и падеже: sininen pallo - siniset pallot - Рисунок 1889 pallolla. Количественные (до 100) и порядковые числительные (до XXXI). Предлоги и послелоги: Рисунок 1890, Рисунок 1891, luona, takana, Рисунок 1892, Рисунок 1893, vasemmalla puolella, oikealla puolella. Союзы: ja, mutta, vai, tai, Рисунок 1894, kun, jos, koska.

78.8.4. Социокультурные знания и умения: знание и использование социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в некоторых ситуациях общения (приветствие, прощание, знакомство, выражение благодарности, извинение), знание названий родной страны и ее столицы, родного города или села.

78.8.5. Компенсаторные умения: использование ключевых слов, вопросов при построении высказываний.