78.8. Содержание обучения в 3 классе
78.8.1. Тематическое содержание речи.
Мир моего "я". Моя семья. Мой день рождения. Моя любимая еда. Мой день (распорядок дня). Мир моих увлечений. Любимая игрушка, игра. Мой питомец. Любимые занятия. Выходной день. Каникулы. Мир вокруг меня. Моя комната (квартира, дом). Моя школа. Мои друзья. Дикие и домашние животные. Погода. Времена года (месяцы). Родная страна, ее столица. Праздники родной страны. Моя малая родина (город, село).
78.8.2. Коммуникативные умения.
Говорение. Коммуникативные умения диалогической речи: ведение с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций с соблюдением норм речевого этикета диалога этикетного характера (приветствие, начало и завершение разговора, знакомство с собеседником, поздравление с праздником, выражение благодарности за поздравление, извинение). Ведение диалога-побуждения к действию (приглашение собеседника к совместной деятельности, вежливое согласие (несогласие) на предложение собеседника), диалога-расспроса (запрашивание интересующей информации, сообщение фактической информации, ответы на вопросы собеседника). Коммуникативные умения монологической речи: создание с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций устных монологических высказываний (описание предмета, реального человека или литературного персонажа; рассказ о себе, члене семьи, друге и другие). Пересказ с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций основного содержания прочитанного текста.
Аудирование: понимание на слух речи учителя и других обучающихся, вербальная (невербальная) реакция на услышанное (при непосредственном общении), восприятие и понимание на слух учебных текстов, построенных на изученном языковом материале, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей (с пониманием основного содержания, запрашиваемой информации) (при опосредованном общении).
Смысловое чтение: чтение вслух учебных текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, понимание прочитанного, чтение про себя учебных текстов, построенных на изученном языковом материале, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи (с пониманием основного содержания, запрашиваемой информации).
Письмо: списывание текста, выписывание из текста слов, словосочетаний, предложений, вставка пропущенного слова в предложение в соответствии с решаемой коммуникативной (учебной) задачей, создание подписей к картинкам, фотографиям с пояснением, что на них изображено, заполнение анкет и формуляров с указанием личной информации (имя, фамилия, возраст, страна проживания, любимые занятия), написание с использованием образца поздравлений с праздниками (с днем рождения, Новым годом, Рождеством) с выражением пожеланий.
78.8.3. Языковые знания и навыки.
Фонетическая сторона речи: произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний родного (финского) языка, соблюдение норм произношения: долгота и краткость звуков, качество произношения гласных переднего и заднего ряда, отсутствие редукции гласных, отсутствие палатализации и аспирации согласных, дифтонги, гармония гласных, деление на слоги, ударение в простых и сложных словах, ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложения.
Графика, орфография и пунктуация: все буквы алфавита родного (финского) языка, основные буквосочетания, звуко-буквенные соответствия, основные правила чтения и орфографии, написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.
Лексическая сторона речи: распознавание и употребление в устной и письменной речи не менее 350 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи для 3 класса, включая 200 лексических единиц, усвоенных во втором классе.
Грамматическая сторона речи. Основные структурно-семантические типы простых предложений. Посессивная конструкция: Minulla ei ole
. Экзистенциальное предложение: Minun perheeseeni kuuluu
,
, pikkuveli ja
. Результативная конструкция с элативом: Minusta tulee isona
. Предикативная конструкция. Номинатив множественного числа предикатива: Kasvot ovat
. Предикативная конструкция с инверсией: Minun nimeni on Leena. Генитив предикатива: Tuo lelu on minun. Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, побудительное, вопросительное. Общий вопрос: Puhutko
suomea? Вопросительная частица: -ko,
. Специальные вопросы с вопросительными словами:
? (
ovat
?), Kenen? (Kenen
lelu on?),
? (
olet?),
? (
on?),
? (
on?),
maalainen? (
maalainen Risto on?),
? (
rakastat?),
? (
sanoo?
se maksaa?
puhuu?),
? (
asut?),
? (
?), Mihin? (Mihin menet koulun
?), Minne? (Minne matkustat
?),
? (
on lemmikki?), Millainen? (Millainen
on?), Miten? (Miten voit?), Miksi? (Miksi itket?), Kuinka? (Kuinka vanha
olet?), Milloin? (Milloin sinulla on
?), Montako? (Montako lasta
on?), Paljonko? (Paljonko kello on?). Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Падеж объекта. Аккузатив без окончания ("номинатив") в утвердительных предложениях с императивом: Ota
. Аккузатив с окончанием ("генитив"): Haluan ostaa kirjan. Партитив объекта, выраженного вещественным существительным:
. Типы склонения имен на -i:
, tuoli, kieli, lumi, на -e: huone, на -nen: punainen, на -is, -as,
: kaunis, sairas, на -us, -ys: harrastus, на -in: puhelin, на -si: vuosi.
Склонение имен в единственном и множественном числе (существительные, прилагательные, местоимения). Номинатив. Образование форм номинатива множественного числа. Показатель множественного числа -t: talo - talot. Партитив,
?
? -a,
, -ta,
: maito - maitoa,
, valkoinen - valkoista, pieni -
. Генитив (единственное число), Kenen?
? -n: talon numero, Annan nukke. Инессив,
?
? -ssa
: Asun Karjalassa. Элатив,
?
? -sta
: Pekka on kotoisin Suomesta. Иллатив единственного числа, Mihin? -Vn, -seen, -hVn: koulu - kouluun, huone - huoneeseen, Petroskoi - Petroskoihin. Адессив,
?
? -lla
. Asun Kukkakadulla. Asun
. Aamulla,
, illalla. Talvella,
,
,
. Аблатив,
?
? -lta,
. Olen kotoisin
. Слова финского языка, имеющие только форму множественного числа: kasvot,
, housut, farkut. Случаи формального функционирования категории числа в финском языке:
on
jalassa. Открытый (закрытый) слог. Сильная и слабая ступень чередования ступеней согласных. Чередование ступеней согласных в основе слова: tt:t
, t:d (katu: kadulla), pp:p (rappu:rapussa), nt:nn (asunto:asunnossa), kk:k (luokka:luokalla), k:o (jalka:jalassa), nk:ng
, uku:uvu (puku:puvut), rt:rr
. Сильная ступень чередования согласных перед притяжательными суффиксами: asuntoni numero. Личные местоимения:
,
,
, me, te, he. Генитив, партитив, аккузатив, адессив личных местоимений. Притяжательные суффиксы: (minun) -ni, (sinun) -si,
,
-mme,
-nne,
. Указательные местоимения:
, tuo, se. Склонение указательных местоимений:
, tuossa,
. Вопросительные местоимения: Kuka?
? Степени сравнения прилагательных. Компаратив. Показатель компаратива: -mpi (vanhempi, nuorempi). Суперлатив. Показатель суперлатива -in: suurin. Типы спряжения глаголов. Глаголы I типа спряжения на -a,
: sanoa, puhua, lukea. Глаголы II типа спряжения на -da,
: tuoda, uida,
,
. Глаголы III типа спряжения на -la,
, -na,
, -ra, -(s)ta,
: opiskella,
, panna,
, purra, juosta,
. Глаголы IV типа спряжения: osata, haluta. Глаголы V типа спряжения: sijaita, tarvita. Времена глагола. Презенс, утвердительная и отрицательная форма: asun - en asu. Простой претерит (имперфект), утвердительная форма:
luin, poika lauloi. Императив, повелительное наклонение (2-е лицо единственное число, утвердительные и отрицательные формы презенса): Ota omena. Tule
.
itke. Кондиционал. Управление глаголов. Puhua (
?) suomea.
(
?) musiikista. Rakastaa (
?) mummoa. Auttaa (
?) minua. Pelata (
?) jalkapalloa. Pelata (
?) tietokoneella. Harrastaa (
?) musiikkia.
(mihin?) kotiin.
(
?)
.
(
?) koulua.
(
?) kaupassa. Soittaa (
?) pianoa.
(
?) tarroja. Katsoa (
?) televisiota. Katsoa (
?
?)
televisiosta. Ostaa (
?) kaupasta, torilta.
(
?)
. Vastata (mihin?) kirjeeseen. Согласование прилагательных и существительных в числе и падеже: sininen pallo - siniset pallot -
pallolla. Количественные (до 100) и порядковые числительные (до XXXI). Предлоги и послелоги:
,
, luona, takana,
,
, vasemmalla puolella, oikealla puolella. Союзы: ja, mutta, vai, tai,
, kun, jos, koska.
78.8.4. Социокультурные знания и умения: знание и использование социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в некоторых ситуациях общения (приветствие, прощание, знакомство, выражение благодарности, извинение), знание названий родной страны и ее столицы, родного города или села.
78.8.5. Компенсаторные умения: использование ключевых слов, вопросов при построении высказываний.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875