37.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (долганскому) языку на уровне начального общего образования

37.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (долганскому) языку на уровне начального общего образования.

37.10.1. В результате изучения родного (долганского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (долганского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичностей, понимание статуса родного (долганского) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами, неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальное представление о системе родного (долганского языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (долганского) языка).

37.10.2. В результате изучения родного (долганского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

37.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (долганского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

37.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий вариант (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

37.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

37.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

37.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

37.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

37.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности как части регулятивных универсальных учебных действий:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

37.10.3. Предметные результаты изучения родного (долганского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

Рисунок 410

использовать в своей речи вопросы "кайдак?" ("как?"), "канна?" ("где?"), "кантан?" ("откуда?"), "кас?" ("сколько?"), "каннык?", ("какой?"), "каччага?" ("когда?"), "того?" ("зачем?");

различать слова, отвечающие на вопросы "ким?" ("кто?") и "туок?" ("что?"); воспринимать и понимать на слух информацию, содержащуюся в аудиотексте (сообщения, диалоги, монологи, рассказы, стихи, сказки песенки и другие), построенном в основном на знакомом языковом материале;

правильно ставить ударение в речевых фразах и словах;

правильно называть буквы долганского языка в алфавитной последовательности;

произносить и различать на слух все звуки и звукосочетания, долготу и краткость, дифтонги в словах долганского языка;

различать звонкие, глухие, твердые, мягкие согласные;

соблюдать нормы произношения и интонацию в долганских предложениях (утвердительных, отрицательных, восклицательных, вопросительных и побудительных);

правильно ставить ударение в речевых фразах и словах;

писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением норм долганского языка;

делить слова на слоги;

различать слово, предложение, текст;

составлять звуковые и слоговые схемы (модели) слов.

37.10.4. Предметные результаты изучения родного (долганского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

описывать картины, сюжетные рисунки;

участвовать в элементарных диалогах на долганском языке;

разыгрывать диалоги, монологи по обозначенным в программе темам;

понимать на слух речь учителя, диктора и других обучающихся;

находить в тексте нужную информацию;

выразительно читать текст вслух с соблюдением норм произношения;

соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;

применять правило о правописании с удвоенными согласными: кк, лл, мм, Рисунок 411, нн, ннь, пп, сс, тт, чч;

правильно читать специфичные звуки долганского языка [y], [Рисунок 412], Рисунок 413, [h];

произносить и различать на слух все звуки и звукосочетания, долготу и краткость, дифтонги в словах долганского языка;

находить в тексте слова с заданным звуком;

проводить звуковой и звуко-буквенный анализ слова;

определять лексическое значение слова с помощью словаря;

распознавать самостоятельные части речи;

определять число имен существительных;

образовывать форму множественного числа с использованием аффиксов -лар, -тар, -дар, -нар (с вариантами по закону гармонии гласных);

иметь представление об именах числительных (словах, отвечающих на вопрос "кас?" ("сколько?");

распознавать имена прилагательные, определять их роль в речи;

наблюдать за употреблением имен прилагательных в текстах;

распознавать личные местоимения, определять их роль в речи;

различать глаголы среди других слов и в тексте;

распознавать глаголы настоящего времени;

строить предложения для решения определенной речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения);

различать предложения по цели высказывания и по интонации;

строить предложения в устной и письменной формах для решения определенной речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения);

соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения;

создавать небольшие тексты по рисунку, на заданную тему;

читать вслух или "про себя" адаптированные тексты, соблюдая правила произношения и интонацию долганского языка;

кратко рассказывать о себе, о своей семье, о друге.

37.10.5. Предметные результаты изучения родного (долганского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

правильно произносить и различать на слух все звуки и звукосочетания долганского языка;

соблюдать нормы произношения: долготы и краткости гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуков долганского языка, дифтонгоидов;

использовать алфавит долганского языка при работе с учебником, со словарями и справочниками;

различать на слух звуки, звукосочетания, слова, предложения долганского языка, адаптированные тексты;

различать на слух интонацию и эмоциональную окраску речевых фраз, отличать устную речь от письменной речи;

понимать обращенные устные высказывания на уроке в пределах доступных тематик и ситуаций;

понимать просьбы и указания учителя, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями в классе;

понимать просьбы и указания учителя, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями в классе;

понимать общее содержание учебных, а также небольших и несложных аутентичных текстов (рассказов, стихов и другие), реагировать вербально и невербально на их содержание;

выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения, коммуникативной задачи;

использовать в речи лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики на уровне начального общего образования (этикетная лексика, активная лексика в соответствии с коммуникативной задачей);

использовать в речи слова, устойчивые словосочетания, фразы, реплики-клише, отражающие обычаи и традиции долган, устойчивые словосочетания, фразы, реплики-клише, отражающие культуру долганского народа;

находить слова, обозначающие предметы, признаки, действия;

уточнять значение слова по контексту;

правильно распознавать и употреблять повествовательные, вопросительные, побудительные, звательные, утвердительные и отрицательные, восклицательное и невосклицательное, распространенные и нераспространенные предложения;

находить главные члены предложения (при помощи усвоенного определения): сказуемое и подлежащее;

находить второстепенные члены предложения (с помощью их определения): определение, обстоятельство, дополнение;

определять предложение с однородными членами;

находить родственные (однокоренные) слова;

выделять в словах корень;

разбирать слова по составу;

находить обращение в предложении (на основе знания его определения);

образовывать, формировать слова с помощью суффиксов с учетом особенностей присоединения аффиксов в долганском языке (словообразовательные аффиксы, формообразующие аффиксы), например, образовывать производные существительные с помощью словообразовательных аффиксов;

находить и употреблять в речи слова, обозначающие предметы;

склонять существительные по падежам с помощью вопросов (без введения терминов), находить слова, отвечающие на вопросы: "кимтэн?" ("от кого?"), "с кого?" ("из кого?"), "туоктан?" ("от чего?", "с чего?", "из чего?"), "кимиэкэ?" ("у кого?", "к кому?"), "туокка?" ("у чего?"), "киминэн?" ("кем?"), "туогунан?" ("чем?");

находить и употреблять в речи слова, обозначающие признак предмета, отвечающие на вопросы: "кайдак?", "кайдагый?", "каннык?" ("какой?");

понимать роль прилагательных в речи;

находить и употреблять в речи слова, обозначающие действие предмета;

находить слова и употреблять в речи, обозначающие количество предметов, отвечающие на вопрос "кас?" ("сколько?");

находить и употреблять в речи слова, указывающие на время, место и направление совершения действия, например, слова, соответствующие высказываниям "минигин гытта" ("со мной"), "энигин гытта" ("с тобой"), "гинини гытта" ("с ним");

находить и употреблять в речи слова, которые обозначают признаки действия, предмета или другого признака, например, наречия места, времени и образа действия, отвечающие на вопросы: "кайдак?" ("как?"), "канна?" ("куда?"), "каччага?" ("когда?");

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки контролировать себя при проверке слов, словосочетаний, предложений, текстов;

применять основные правила орфографии (правильно писать окончания слов, писать заглавную букву в начале предложения и при написании имен собственных);

правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, в предложениях с однородными членами, с обращением;

соблюдать орфоэпические нормы, а также правильную интонацию;

понимать основное содержание учебных и аутентичных текстов (сказки, рассказы, пословицы, поговорки);

выделять основную мысль в прослушанных учебных и аутентичных текстах;

осуществлять диалогическое общение из трех-четырех реплик на элементарном уровне с носителями языка и со сверстниками в пределах тематики и ситуаций общения;

делать устные высказывания о себе, семье, своих друзьях, своих любимых животных и окружающей действительности, монологическое сообщение из четырех-пяти предложений;

кратко излагать содержание прочитанного и услышанного текста, используя речевые средства долганского языка;

владеть нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствовать, прощаться и отвечать на прощание, представляться и представлять кого-нибудь, назвав свое имя, возраст, класс, в котором учится);

задавать вопрос, начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и другие, выражать свое намерение и пожелание и реагировать на них;

читать целыми словами со скоростью, соответствующей для третьеклассника;

читать предложения с соблюдением пауз и интонации;

читать "про себя" с целью понимания содержания учебных, а также относительно несложных аутентичных текстов, соответствующих уровню развития обучающегося;

выразительно читать небольшие учебные тексты, диалоги, стихотворения, рассказы из учебника, в том числе наизусть;

использовать выборочное чтение с целью нахождения необходимой информации, заданной в тексте, обобщения, содержащейся в тексте информации;

правильно списывать печатный текст, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать заданную часть текста (23 - 25 слов);

писать слова, предложения, тексты под диктовку учителя с соблюдением правил переноса слова, орфографических и пунктуационных правил: словарный (семи-восьми слов) и текстовый (девяти-двенадцати слов) диктанты;

выполнять письменные задания в учебнике (делать подписи к картинкам, вставлять пропущенные буквы, слова и другие);

создавать небольшие собственные тексты повествовательного и описательного характера (сочинения) из четырех-пяти предложений по доступной тематике;

писать краткий ответ на вопрос к прочитанному тексту;

переводить слова, предложения, тексты с родного (долганского) языка на русский язык и наоборот;

применять в речи (слышать, писать, читать, в том числе наизусть) детские фольклорные произведения на долганском языке (сказки, потешки, песенки, считалки, пословицы, скороговорки), тем самым приобщаться к обычаям и традициям своего народа.

37.10.6. Предметные результаты изучения родного (долганского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

соблюдать нормы произношения: долготы и краткости гласных, звонких и глухих согласных;

применять правила правописания (правописание частей речи с аффиксами);

правильно интонировать в процессе говорения и чтения;

использовать в речи слова, отражающие обычаи и традиции долган, устойчивые словосочетания, фразы, реплики-клише, отражающие культуру долганского народа, слова, заимствованные из русского языка;

активизировать лексику долганского языка в соответствии с коммуникативной задачей;

находить однокоренные (родственные) слова;

соблюдать правила присоединения аффиксов -лаак, -таак, -наак, -даак (с вариантами по закону гармонии гласных) для получения множественного числа у имен существительных;

ставить имена существительные в начальную форму, изменять слова с их морфологическими особенностями;

определять лексические и грамматические признаки имени существительного;

определять число имен существительных (единственное и множественное число);

называть признаки предметов (размер, цвет, форма, вкус);

находить качественные имена прилагательные, обозначающие признак предмета по обладанию с помощью словообразовательных аффиксов -лаак, -таак, - наак, -даак (с вариантами по закону гармонии гласных);

находить глаголы настоящего времени;

определять единственное и множественное число глаголов;

образовывать числа десятков путем постановки числительного - уон (десять), и сотен путем постановки числительного - hyyс (сто);

находить количественные и порядковые имена числительные;

определять разряды местоимений: лично-притяжательных "миниэнэ" ("мой"), "эниэнэ" ("твой"), "гиниэнэ" ("его", "ее"), указательных "бу", "ити" ("этот"), "ол" ("тот");

определять наречия, послелоги и междометия;

различать словосочетания и предложения, осознавать их сходства и различия;

определять типы предложений по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное и звательное предложения, утвердительные и отрицательные предложения;

находить в предложении главные и второстепенные члены;

распознавать связь между сказуемым и подлежащим в словосочетании и предложении;

понимать особенности предложений с однородными членами, распространенных и нераспространенных, простых и сложных, с прямой речью и обращением;

применять правила правописания;

уточнять правописание слов по словарю;

исправлять ошибки в тексте (в своем, заданном);

правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая в предложениях с однородными членами, с обращением;

различать на слух звуки, звукосочетания, слова, предложения долганского языка, мини-тексты;

различать на слух интонацию и эмоциональную окраску речевых фраз;

понимать обращенные устные высказывания на уроке в пределах доступных тематик и ситуаций;

понимать просьбы и указания учителя, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями в классе;

понимать общее содержание учебных, а также небольших и несложных аутентичных текстов (сказки, рассказы, стихи и другие) и реагировать на их содержание;

полностью и точно понимать короткие сообщения преимущественно монологического характера, построенные на знакомом обучающимся языковом материале;

выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения, коммуникативной задачи;

осуществлять диалогическое общение из четырех-пяти реплик на элементарном уровне с носителями языка и со сверстниками в пределах тематики и ситуаций общения;

делать устные высказывания о себе и окружающей действительности, монологическое сообщение из пяти-шести предложений;

кратко излагать содержание прочитанного и услышанного текста, используя речевые средства долганского языка;

владеть нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой);

владеть умениями задавать вопрос, начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и тому подобное;

делать элементарные связные высказывания о себе и окружающей действительности, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом на элементарном уровне свое отношение к информации или предмету высказывания;

читать целыми словами со скоростью, соответствующей для четвероклассника;

читать предложения с соблюдением пауз и интонации;

выразительно читать небольшие учебные тексты, диалоги, стихотворения, рассказы из учебника;

выражать собственное мнение, формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте;

переводить слова, словосочетания, предложения, тексты с долганского языка на русский язык и наоборот;

выражать собственное мнение, аргументируя его с учетом ситуации общения;

понимать цель письменного пересказа текста.