78.9. Содержание обучения в 4 классе

78.9. Содержание обучения в 4 классе.

78.9.1. Тематическое содержание речи.

Мир моего "я". Моя семья. Мой день рождения, подарки. Моя любимая еда. Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Мир моих увлечений. Любимая игрушка, игра. Мой питомец. Любимые занятия. Занятия спортом. Любимая сказка (история, рассказ). Выходной день. Каникулы. Мир вокруг меня. Моя комната (квартира, дом), предметы мебели и интерьера. Моя школа, любимые учебные предметы. Мои друзья, их внешность и черты характера. Моя малая родина (город, село). Путешествия. Дикие и домашние животные. Погода. Времена года (месяцы). Покупки. Родная страна, ее столица, основные достопримечательности и интересные факты. Праздники родной страны.

78.9.2. Коммуникативные умения.

Говорение. Коммуникативные умения диалогической речи: ведение с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций с соблюдением норм речевого этикета диалога этикетного характера (приветствие, ответ на приветствие; завершение разговора, в том числе по телефону, прощание, знакомство с собеседником, поздравление с праздником, выражение благодарности за поздравление, выражение извинения). Ведение диалога-побуждения к действию (обращение к собеседнику с просьбой, вежливое согласие выполнить просьбу; приглашение собеседника к совместной деятельности, вежливое согласие (несогласие) на предложение собеседника), диалога-расспроса (запрашивание интересующей информации, сообщение фактической информации, ответы на вопросы собеседника). Коммуникативные умения монологической речи: создание с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций устных монологических высказываний (описание предмета, внешности и одежды, черт характера реального человека или литературного персонажа, рассказ (сообщение, повествование) с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций). Создание устных монологических высказываний в рамках тематического содержания речи по образцу с выражением своего отношения к предмету речи, пересказ основного содержания прочитанного текста с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций, краткое устное изложение результатов выполненного несложного проектного задания.

Аудирование: понимание на слух речи учителя и других обучающихся, вербальная (невербальная) реакция на услышанное (при непосредственном общении), восприятие и понимание на слух учебных и адаптированных аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей (с пониманием основного содержания, запрашиваемой информации) (при опосредованном общении).

Смысловое чтение: чтение вслух учебных текстов с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, понимание прочитанного, чтение про себя учебных текстов, построенных на изученном языковом материале, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи (с пониманием основного содержания, запрашиваемой информации). Смысловое чтение про себя учебных и адаптированных аутентичных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова, понимание основного содержания (тема, главная мысль, главные факты (события) текста с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций, языковой догадки, в том числе контекстуальной, прогнозирование содержания текста на основе заголовка, чтение несплошных текстов (таблиц, диаграмм) и понимание представленной в них информации.

Письмо: выписывание из текста слов, словосочетаний, предложений, вставка пропущенных букв в слово или слов в предложение в соответствии с решаемой коммуникативной (учебной) задачей, заполнение простых анкет и формуляров с указанием личной информации (имя, фамилия, возраст, место жительства (страна проживания, город), любимые занятия), написание с использованием образца поздравления с праздниками (с днем рождения, Новым годом, Рождеством) с выражением пожеланий, написание электронного сообщения личного характера с использованием образца.

78.9.3. Языковые знания и навыки.

Фонетическая сторона речи: произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний родного (финского) языка, соблюдение норм произношения: долгота и краткость звуков, качество произношения гласных переднего и заднего ряда, отсутствие редукции гласных, отсутствие палатализации и аспирации согласных, дифтонги, гармония гласных, деление на слоги, ударение в простых и сложных словах, ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложения.

Графика, орфография и пунктуация: все буквы алфавита родного (финского) языка, основные буквосочетания, звуко-буквенные соответствия, основные правила чтения и орфографии, написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.

Лексическая сторона речи: распознавание и употребление в устной и письменной речи не менее 500 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи для 4 класса, включая 350 лексических единиц, усвоенных ранее.

Грамматическая сторона речи. Основные структурно-семантические типы простых предложений. Посессивная конструкция: Minulla on sisko. Minulla ei ole Рисунок 1895. Экзистенциальное предложение: Pihalla on lapsia. Minun perheeseeni kuuluu Рисунок 1896, Рисунок 1897, pikkuveli ja Рисунок 1898. Результативная конструкция с элативом: Minusta tulee isona Рисунок 1899. Предикативная конструкция. (Номинатив множественного числа предикатива: Kasvot ovat Рисунок 1900. Предикативная конструкция с инверсией: Minun nimeni on Leena. Генитив предикатива: Tuo lelu on minun. Партитив предикатива: Opiskelu on kivaa. Maito on Рисунок 1901.). Предложения с семантикой состояния (Minulla on Рисунок 1902. Minun on Рисунок 1903 Рисунок 1904. Minun on Рисунок 1905. Olen Рисунок 1906.). Конструкция долженствования: Рисунок 1907 (Minun Рисунок 1908 Рисунок 1909 kirje Рисунок 1910.). Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, побудительное, вопросительное. Общий вопрос: Oletko Рисунок 1911 Leena? Onko sinulla lempinimi? Puhutko Рисунок 1912 suomea? Вопросительная частица: -ko, Рисунок 1913. Специальные вопросы с вопросительными словами: Kuka? Рисунок 1914? (Kuka Рисунок 1915 olet? Рисунок 1916 sinun nimesi on? Рисунок 1917 Рисунок 1918 on?), Рисунок 1919? (Рисунок 1920 ovat Рисунок 1921 Рисунок 1922?), Kenen? (Kenen Рисунок 1923 lelu on?), Рисунок 1924 Рисунок 1925? (Рисунок 1926 Рисунок 1927 Рисунок 1928 olet?), Рисунок 1929 Рисунок 1930? (Рисунок 1931 Рисунок 1932 Рисунок 1933 on?), Рисунок 1934 Рисунок 1935? (Рисунок 1936 Рисунок 1937 Рисунок 1938 Рисунок 1939 on?), Рисунок 1940 maalainen? (Рисунок 1941 maalainen Risto on?), Рисунок 1942? (Рисунок 1943 Рисунок 1944 rakastat?), Рисунок 1945? (Рисунок 1946 Рисунок 1947 sanoo? Рисунок 1948 se maksaa? Рисунок 1949 Рисунок 1950 Рисунок 1951 puhuu?), Рисунок 1952? (Рисунок 1953 asut?), Рисунок 1954? (Рисунок 1955 Рисунок 1956?), Mihin? (Mihin menet koulun Рисунок 1957?), Minne? (Minne matkustat Рисунок 1958?), Рисунок 1959? (Рисунок 1960 on lemmikki?), Рисунок 1961? (Рисунок 1962 Anni saa lahjan?), Kenelle? (Kenelle Рисунок 1963 kirjoitat kirjeen?), Millainen? (Millainen Рисунок 1964 on?), Miten? (Miten voit?), Miksi? (Miksi itket?), Kuinka? (Kuinka vanha Рисунок 1965 olet?), Milloin? (Milloin sinulla on Рисунок 1966?), Montako? (Montako lasta Рисунок 1967 on?), Paljonko? (Paljonko kello on?), Mihin aikaan? (Mihin aikaan koulu alkaa?), Monesko? (Monesko Рисунок 1968 Рисунок 1969 on?). Альтернативный вопрос, союз vai: Tuletteko Рисунок 1970 vai huomenna? Неполные вопросительные предложения co словом Рисунок 1971: Рисунок 1972 kuuluu? - Kiitos, Рисунок 1973. Рисунок 1974 sinulle? - Рисунок 1975, kiitos. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Падеж объекта. Аккузатив без окончания ("номинатив") в утвердительных предложениях с императивом: Ota Рисунок 1976. Аккузатив с окончанием ("генитив"): Haluan ostaa kirjan. Аккузатив мнржественного числа ("номинатив"): Askartelen pehmolelut. Аккузатив личных местоимений minut, sinut, Рисунок 1977 и вопросительного местоимения kenet? Партитив объекта, выраженного вещественным существительным: Рисунок 1978 Рисунок 1979. Типы склонения имен на -i: Рисунок 1980, tuoli, kieli, lumi, на -e: huone, на -nen: punainen; на - is, -as, Рисунок 1981: kaunis, sairas, на -us, -ys: harrastus, на -in: puhelin, на -si: vuosi, на -os: kerros, на -ut (-yt): lyhyt. Склонение имен в единственном и множественном числе (существительные, прилагательные, местоимения). Номинатив. Образование форм номинатива множественного числа Показатель множественного числа -t: talo - talot. Партитив, Рисунок 1982? Рисунок 1983? -a, Рисунок 1984, -ta, Рисунок 1985: maito - maitoa, Рисунок 1986, valkoinen - valkoista, pieni - Рисунок 1987. Генитив (единственное число), Kenen? Рисунок 1988? -n: talon numero, Annan nukke. Инессив, Рисунок 1989? Рисунок 1990? -ssa Рисунок 1991: Asun Karjalassa. Элатив, Рисунок 1992? Рисунок 1993? -sta Рисунок 1994: Pekka on kotoisin Suomesta. Иллатив единственного числа, Mihin? -Vn, -seen, -hVn: koulu - kouluun, huone - huoneeseen, Petroskoi - Petroskoihin. Адессив, Рисунок 1995? Рисунок 1996? -lla Рисунок 1997. Asun Kukkakadulla. Asun Рисунок 1998. Kirjoitan Рисунок 1999. Рисунок 2000 liidulla. Aamulla, Рисунок 2001, illalla. Talvella, Рисунок 2002, Рисунок 2003, Рисунок 2004. Аблатив, Рисунок 2005? Рисунок 2006? -lta, Рисунок 2007. Olen kotoisin Рисунок 2008. Аллатив, Kenelle? Mille? -lle. Soita minulle. Транслатив: -ksi. Рисунок 2009 muuttuu Рисунок 2010. Слова финского языка, имеющие только форму множественного числа: kasvot, Рисунок 2011, housut, farkut. Случаи формального функционирования категории числа в финском языке: Рисунок 2012 on Рисунок 2013 jalassa. Открытый (закрытый) слог. Сильная и слабая ступень чередования ступеней согласных. Чередование ступеней согласных в основе слова: tt:t Рисунок 2014, t:d (katu: kadulla), pp:p (rappu:rapussa), nt:nn (asunto:asunnossa), kk:k (luokka:luokalla), k:o (jalka:jalassa), nk:ng Рисунок 2015, uku:uvu (puku:puvut), rt:rr Рисунок 2016, mp:mm (ommella:ompelen, lampi:lammen), lt:ll (tasavalta:tasavallan), p:v (leipoa:leivon), lke:lje (sulkea:suljen). Сильная ступень чередования согласных перед притяжательными суффиксами: asuntoni numero. Сильная ступень чередования согласных в закрытом слоге перед долгим гласным: osoite - osoitteen, tehdas - tehtaassa, Рисунок 2017. Личные местоимения: Рисунок 2018, Рисунок 2019, Рисунок 2020, me, te, he. Генитив, партитив, аккузатив, адессив личных местоимений. Притяжательные суффиксы: (minun) -ni, (sinun) -si, Рисунок 2021 -nsa Рисунок 2022, Рисунок 2023 -mme, Рисунок 2024 -nne, Рисунок 2025 -nsa Рисунок 2026. Замещение окончаний аккузатива и генитива притяжательными суффиксами: asunnon numero - asuntoni numero. Указательные местоимения: Рисунок 2027, tuo, se. Склонение указательных местоимений: Рисунок 2028, tuossa, Рисунок 2029. Вопросительные местоимения: Kuka? Рисунок 2030? Относительное местоимение: joka. Склонение относительного местоимения: jossa, jota, jolla. Степени сравнения прилагательных. Компаратив. Показатель компаратива: -mpi (vanhempi, nuorempi). Суперлатив. Показатель суперлатива -in: suurin. Спряжение глагола olla: olen, olet, Рисунок 2031 on, olemme, olette, he ovat. Типы спряжения глаголов. Глаголы I типа спряжения на -a, Рисунок 2032: sanoa, puhua, lukea. Глаголы II типа спряжения на -da, Рисунок 2033: tuoda, uida, Рисунок 2034, Рисунок 2035. Глаголы III типа спряжения на -la, Рисунок 2036, -na, Рисунок 2037, -ra, -(s)ta, Рисунок 2038: opiskella, Рисунок 2039, panna, Рисунок 2040, purra, juosta, Рисунок 2041. Глаголы III типа спряжения с чередованиями согласных в основе слова: Рисунок 2042 - Рисунок 2043 Рисунок 2044 opettajana koulussa. Глаголы IV типа спряжения: osata, haluta. Глаголы IV типа спряжения с чередованиями согласных в основе слова: tavata - tapaamme. Глаголы V типа спряжения: sijaita, tarvita. Глаголы с основой на -ne-: Рисунок 2045 - pimenee. Отрицательный глагол: en, et, ei, emme, ette, Рисунок 2046. Времена глагола. Презенс, утвердительная и отрицательная форма: asun - en asu. Простой претерит (имперфект), утвердительная форма: Рисунок 2047 luin, poika lauloi. Наиболее употребительные утвердительные формы перфекта: Oletko Рисунок 2048 Petroskoissa? Императив, повелительное наклонение (2-е лицо единственное число, утвердительные и отрицательные формы презенса): Ota omena. Tule Рисунок 2049. Рисунок 2050 itke. Кондиционал. Использование кондиционала в речевом этикете: Voisitko auttaa minua? Модальные глаголы: voida, saada. Saanko Рисунок 2051? III инфинитив. Иллатив III инфинитива: Tule mukaan Рисунок 2052. Me menemme Рисунок 2053. Управление глаголов. Puhua (Рисунок 2054 Рисунок 2055?) suomea. Рисунок 2056 (Рисунок 2057?) musiikista. Rakastaa (Рисунок 2058?) mummoa. Auttaa (Рисунок 2059?) minua. Pelata (Рисунок 2060?) jalkapalloa. Pelata (Рисунок 2061?) tietokoneella. Harrastaa (Рисунок 2062?) musiikkia. Рисунок 2063 (mihin?) kotiin. Рисунок 2064 (Рисунок 2065?) Рисунок 2066. Рисунок 2067 (Рисунок 2068?) koulua. Рисунок 2069 (Рисунок 2070?) kaupassa. Soittaa (Рисунок 2071?) pianoa. Рисунок 2072 (Рисунок 2073?) tarroja. Katsoa (Рисунок 2074?) televisiota. Katsoa (Рисунок 2075? Рисунок 2076?) Рисунок 2077 televisiosta. Ostaa (Рисунок 2078?) kaupasta, torilta. Рисунок 2079 (Рисунок 2080?) Рисунок 2081. Vastata (mihin?) kirjeeseen. Согласование прилагательных и существительных в числе и падеже: sininen pallo - siniset pallot - Рисунок 2082 pallolla. Количественные (до 100) и порядковые числительные (до XXXI). Словосочетания с количественными числительными (числительное + существительное в партитиве единственного числа): 3 poikaa. Формы инессива единственного числа порядковых числительных от I до X: Asumme kolmannessa kerroksessa. Формы адессива единственного числа порядковых числительных от I до IV: Рисунок 2083, toisella, kolmannella, Рисунок 2084 (luokalla). Предлоги и послелоги: Рисунок 2085, Рисунок 2086, luona, takana, Рисунок 2087, Рисунок 2088, vasemmalla puolella, oikealla puolella. Союзы: ja, mutta, vai, tai, Рисунок 2089, kun, jos, koska.

78.9.4. Социокультурные знания и умения: знание и использование социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в некоторых ситуациях общения (приветствие, прощание, знакомство, выражение благодарности, извинение, поздравление с днем рождения, Новым годом, Рождеством), знание названий родной страны и ее столицы, родного города или села.

78.9.5. Компенсаторные умения: использование при чтении и аудировании языковой догадки (умения понять значение незнакомого слова или новое значение знакомого слова по контексту), использование ключевых слов, вопросов, иллюстраций при построении высказываний, прогнозирования содержания текста для чтения на основе заголовка.