39.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку на уровне начального общего образования

39.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку на уровне начального общего образования.

39.10.1. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (кабардино-черкесского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (кабардино-черкесского) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе родного (кабардино-черкесского) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (кабардино-черкесского) языка).

39.10.2. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

39.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (кабардино-черкесского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

39.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

39.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

39.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

39.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

39.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

39.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

39.10.3. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;

различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова, предложения, текст);

понимать различие между звуками и буквами;

устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;

различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;

определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный звук;

моделировать и анализировать поэлементный состав изученных букв;

определять качественную характеристику согласного звука в слове: парные и непарные, глухие и звонкие согласные;

определять по количеству гласных звуков количество слогов и наоборот, количество слогов соотносить с гласными в слове (сколько в слове гласных звуков, столько и слогов);

правильно произносить и понимать разницу в произношении звуков в русском и кабардинском языках, а также особенности произношения специфических звуков кабардинского языка: [а], [э], [у], [г], [гу], [гъ], [гъу], [дж], [дз], [жь], [и], [ку], [кI], [кIу], [къ], [къу], [кхъ], [кхъу], [л], [лъ], [лI], [пI], [тI], [фI], [ху], [хь], [хъ], [хъу], [цI], [щ], [щI], [ы], [I] [Iу];

различать в слове буквы, обозначающие лабиализованные звуки: [о], [у], [гу], [гъу] [ку], [кIу], [къу], [о], [кхъу], [ху], [хъу], [Iу];

объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах;

определять и объяснять функции мягкого знака (как смягчающего и разделительного знака в заимствованных словах и как знака, служащего для образования специфических букв жь и хь), функции твердого знака (как разделительного знака и знака, служащего для образования сложносоставных согласных букв кабардинского языка: гъ, гъу, къ, къу, кхъ, кхъу, лъ, хъ, хъу);

правильно называть буквы кабардинского алфавита;

делить слова на слоги, переносить слова по слогам (простые формы);

соблюдать правила переноса (не оставлять одну букву на строке и не переносить одну букву на следующую строчку, правила переноса сложносоставных букв);

составлять текст из набора предложений;

отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;

различать малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки, считалочки и другие);

слушать сказки, пересказывать сказки, участвовать в инсценированнии сказок;

озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;

выделять предложения из речи;

соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

определять границы предложения в деформированном тексте (из 2 - 3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;

составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме), составлять предложения по схеме, рисунку на заданную тему, писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы;

писать заглавные и строчные буквы;

писать заглавную букву в начале предложения, именах собственных (именах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, сел, рек, улиц);

писать и распознавать формы всех изученных письменных букв, писать их под диктовку, списывать слова и предложения с образцов;

воспринимать слова как объект изучения материала для анализа;

распознавать слова близкие по смыслу, противоположные по значению, понимать разное значение одинаковых по звучанию и письму слов: сэ - сэ (нож - я), шэ - шэ (молоко - веди), дэ - дэ (орех - мы) и другие;

применять изученные правила правописания: после буквы у не пишется буква ы, в начале слова слышится [э], но всегда пишется буква а, прописная буква в начале предложения;

оформлять предложения при письме в соответствии с изученными правилами, контролировать этапы своей работы, владеть разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований;

работать с предложением: выделять слова, изменять их порядок;

составлять слоги, слова, словосочетания, делить слова на слоги;

отвечать на вопрос "сыт хуэдэ?" ("какой?"), "дэтхэнэ?" ("который?");

отвечать на вопрос "сыт ищIэр?" ("что делает?"), "сыт къыщыщIыр?" ("что случилось?");

подбирать знаки препинания в конце предложения: (точка, вопросительный и восклицательный знаки);

определять предложения по цели высказывания (без терминологии);

соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения;

списывать текст объемом 15 - 25 слов с доски и из учебника;

писать под диктовку тексты объемом 8 - 10 слов в соответствии с изученными правилами, (конец II полугодия) - 15 - 17 слов, писать словарный диктант (5 - 8 слов);

устно составлять 2 - 3 предложения на заданную тему;

писать по памяти небольшой текст (1 - 2 предложения);

писать печатным и рукописным шрифтом с соблюдением правил каллиграфии.

39.10.4. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию;

сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с использованием содержания (цель высказывания), интонаций (мелодику, логическое ударение), порядка слов, знаков препинания в конце предложения;

восстанавливать деформированные предложения;

анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

понимать тему и главную мысль текста, озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;

составлять текст по рисунку, вопросам и ключевым словам, составлять текст по его началу и по его концу;

распознавать тексты разных типов: описание, повествование и рассуждение;

составлять небольшие повествовательные и описательные тексты на близкую жизненному опыту обучающихся тему (после предварительной подготовки);

характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;

переносить часть слова по слогам, соблюдать правила переноса: не оставлять одну букву на строчке и не переносить одну букву на другую строчку, не делить специфические сложносоставные буквы, при этом можно оставлять сложносоставную букву с компонентом у (ху, гу, гъу, хъу, кхъу и другие) одну на строке, если при чтении слышится звук [ы];

обозначать звуки [э], [йы], [йэ] в начале слова буквами а, и, е;

определять буквы э (русск.), ю, Рисунок 420 в заимствованных словах;

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, и в начале слова и Рисунок 421, ю, я;

различать в слове букву у, определять случаи, когда она обозначает гласный звук, а когда согласный звук, не писать после согласной у букву ы;

определять разделительный ы перед у в словах Рисунок 422, Рисунок 423 и другие;

определять слова, в которых разделительный ы не нужен ("сыхьт и у", "насып и у" и другие);

обозначать звуки [пI], [тI] буквами п и т при письме перед буквами кI, лI, пI, фI, цI, тI, щI, къ, къу;

осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;

соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объеме представленного в учебнике материала);

использовать алфавит при работе со словарями, справочниками, каталогами;

различать слова, обозначающие предметы, собственные и нарицательные имена существительные (без введения терминологии), слова, которые отвечают на вопрос "хэт?" ("кто?"), "сыт?" ("что?"), определять форму числа имен существительных (без введения терминологии);

различать слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопрос "сыт хуэдэ?" ("какой?"), иметь представление о словах близких и противоположных по значению (без терминологии), понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму единственного и множественного числа имен прилагательных, находить их в предложении;

различать слова, обозначающие действия предметов и отвечающие на вопросы "сыт ищIэр?" ("что делает?"), "сыт ищIар?" ("что делал?"), "сыт ищIэнур?" ("что будет делать?"), и соотносить их с определенной частью речи, понимать значения глаголов и нормы употребления их в речи, опознавать форму числа глаголов, ее роль в предложении;

находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол (без введения терминологии);

иметь представление о послелогах, их расположение, значение (простые формы), находить послелоги в предложении и применять подходящие послелоги в речи;

находить корень слова, однокоренные слова в тексте, в речи, подбирать проверочные слова, работать со словарем;

различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);

излагать содержание исходных текстов в 30 - 45 слов, создавать тексты и сочинения в 4 - 8 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений;

составлять предложение по вопросу, по ключевым словам, по сюжетному рисунку, на определенную тему;

различать слово, предложение и набор слов, не являющийся предложением, устанавливать связь слов в предложении, выделять предложения из речи;

определять главные члены предложения (без терминологии), распространенные и нераспространенные предложения, их отличительные признаки;

употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения;

применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса);

писать диктант, изложения и сочинения, применяя изученные правила правописания: 35 - 45 слов, списывание: 18 - 25 слов, словарный диктант: 9 - 10 слов;

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными ё, ю, я и е, и в начале слова, написанию орфограммы ы после лабиализованных;

использовать знание последовательности букв в кабардинском алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и другие);

осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол (без терминологии);

осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);

осознавать признаки текста как объемного высказывания (несколько предложений, объединенных одной темой и связанных друг с другом по смыслу);

составлять текст в устной и письменной форме, по ключевым словам, по сюжетному рисунку и записывать 3 - 4 предложения из составленного текста;

объяснять в каких случаях определительные словосочетания пишутся слитно;

использовать в речи слова речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность).

39.10.5. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

различать понятия "речь", "предложение", "слово", "слог", "ударение", "звук", "гласный", "согласный", "слог-слияние", выделять из речи предложения, делить их на слова;

определять признаки всех видов звуков и букв в кабардинском языке, давать им качественную характеристику;

проводить фонетический анализ слова самостоятельно по предложенному алгоритму;

определять особенности ударения в кабардинском языке, выявлять заимствованную лексику по особенностям ударения в других языках;

осознавать значение понятия "родственные слова", соотносить его с понятием "однокоренные слова", подбирать проверочные слова;

подбирать близкие и противоположные по значению слова к словам разных частей речи, уточнять их значение;

различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

распознавать слова, употребленные в прямом и переносном значении (простые случаи);

находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами формообразующие аффиксы и окончание, основу (простые случаи), корень, суффикс, префикс;

подбирать слова с заданной морфемой;

образовывать слова с помощью словообразовательных префиксов: щIэ-, дэ-, къа-, на-, нэ-, те-, хуэ-, хэ- и суффиксов: -шхуэ, -рей, -кIэ, -щIэ, -гъэ, -ншэ и другие;

определять способы образования джэд и къаз - джэдкъаз (домашняя птица), джэд и цы - джэдыц (перо птицы), слитное и раздельное правописание определительных словосочетаний, соединительная гласная буква ы;

объяснять в каких случаях определительные словосочетания пишутся слитно;

различать словообразовательные и формообразующие приставки и суффиксы в словах, префиксы и суффиксы, обозначающие лицо, число, время;

определять падежные окончания в словах, находить основу, исключая окончание и формообразующие префиксы и суффиксы;

проводить морфемный разбор слова;

писать префиксы зэры-, мы- и личные префиксы с собственными именами: зэры-Мадинэ, мы-Иналмэ, сы-Алийщ, и другие;

использовать словари при решении языковых и речевых задач;

распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объеме программы);

распознавать имена существительные, находить начальную форму имени существительного;

определять грамматические признаки имен существительных (падеж, число);

изменять имена существительные по числам и падежам;

распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа (единственного или множественного);

находить имена существительные в предложении, в тексте, задавать вопросы в падежных формах (без терминологии): "хэт?", "сыт?", "сытыр?", "сытым?", "сытымкIэ?", "сытырауэ?";

различать собственные и нарицательные имена существительные;

распознавать имена прилагательные, определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного, изменять имена прилагательные по числам, согласовать имена прилагательные с существительными по числам, падежам;

распознавать глаголы, определять грамматические признаки глагола, форму лица, времени, числа;

распознавать местоимения, виды местоимений: личные местоимения: сэ, уэ, ар, абы, дэ, фэ, ахэр, абыхэм, притяжательные местоимения: си (сысей), уи (ууей), ди (дыдей), фи (фыфей), и (ей), я (яй), зи (зей) (две формы), указательные местоимения: мо, мор, мы, мыр, а, ар;

производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объеме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;

узнавать и использовать послелоги, распознавать виды послелогов: временные: пщIондэ, нэужь (до, после), пространственные: деж, нэс (къэс) (у, от, к, в, до), причинные: щхьэкIэ, папщIэ (ради, для, из-за), определительные: хуэдиз, нэблагъэ (около), употреблять в речи послелоги, сочетая с именами и местоимениями;

определять виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные, невосклицательные), правильно составлять предложения;

различать понятия "члены предложения" и "части речи";

находить главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения, задавать вопросы к второстепенным членам предложения;

устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении;

отличать основу предложения от словосочетания, выделять в предложении словосочетания;

находить части текста, определять их последовательность, восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;

определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам (при работе над изложением и сочинением);

писать диктант, применяя изученные правила правописания: 55 - 65 слов, списывание: 26 - 40 слов, словарный диктант: 11 - 12 слов;

изменять имена существительные по числам, согласовывать имена прилагательные с существительными (слитное и раздельное написание);

употреблять в речи согласованные послелоги с именами существительными и местоимениями;

изменять глаголы по лицам, по числам, по временам;

выполнять фонетический, морфемный и морфологический разборы, ориентируясь на алгоритмы в памятках, приведенных в учебнике;

выделять в предложении основу и словосочетания;

писать изложение (45 - 50 слов) и сочинение (15 - 20 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.

39.10.6. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

ставить правильно ударение в словах, определять особенности ударения в кабардинском языке, определять заимствованную лексику по особенностям ударения в других языках;

проводить фонетический разбор слова по данному алгоритму;

различать и находить формообразующие префиксы и суффиксы, словообразовательные префиксы и суффиксы, находить их в словах и правильно обозначать при разборе;

образовывать новые слова префиксальным, суффиксальным способами;

определять однородные члены в предложении, распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте, определять, каким членом предложения являются однородные члены;

соблюдать при письме правила употребления знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения;

соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами, составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами: "икIи" ("и"), "атIэ" ("а"), "ауэ" ("но"), объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами, находить в простом предложении однородные члены предложения;

определять вопросы и окончания четырех падежных форм кабардинского языка: именительный падеж ("хэт?", "сыт?", "сытыр?"), эргативный падеж ("хэт?", "сыт?", "сытым?"), послеложный падеж ("хэткIэ?", "сыткIэ?", "сытымкIэ?"), обстоятельственный падеж ("хэту?", "сыту?", "сытырауэ?");

определять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков, классифицировать слова по частям речи;

использовать слова разных частей речи и их формы в собственных речевых высказываниях;

наблюдать за употреблением падежей в кабардинском языке в устной и письменной речи, склонять имена существительные в категории определенности и неопределенности, правильно подбирать падежные окончания в речи и при письме;

соблюдать правила правописания послелогов, подбирать подходящие послелоги к именам существительным и местоимениям;

различать самостоятельные и служебные части речи;

определять грамматические признаки имен прилагательных - качественные и относительные, число, падеж;

склонять имена существительные и имена прилагательные в единственном и множественном числах;

согласовывать имена прилагательные и существительные в определительных сочетаниях, определять слитное и раздельное написание словосочетаний, состоящих из существительных и прилагательных (махуэ и фIы - махуэфI (хороший день);

соблюдать правила правописания сложных слов, образованных путем основосложения прилагательного с существительным;

узнавать местоимения, понимать их значение и употребление в речи (личные, указательные и притяжательные);

правильно употреблять в речи формы личных местоимений (первое, второе, третье лицо, единственное и множественное число);

использовать личные местоимения для устранения повторов;

оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями;

определять лицо, число личных местоимений;

работать с таблицами склонений личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам;

определять и использовать в речи указательные и притяжательные местоимения;

исправлять текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений;

соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм;

соотносить начальную форму и временные формы глаголов, образовывать от глаголов в неопределенной форме временные формы;

трансформировать текст, изменяя время глагола;

распознавать форму повелительного наклонения глагола по грамматическим признакам;

различать неопределенную форму глагола среди других форм глагола и отличать ее от омонимичных имен существительных (щэн, вэн-сэн и тому подобное);

спрягать глаголы, образовывать глаголы с помощью глагольных префиксов: дэ-, на-, хуэ-, къа-, щIэ-, определять значение глагольных префиксов в образовании новых слов;

соблюдать правила правописания приставок зэры-, щIэ-, мы-, фIэ- с глаголами, правописание а и э в основе глагола (какой звук слышится, такой и пишется);

различать способы словообразования имен существительных, имен прилагательных, глагола;

определять значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных;

определять вид числительных (количественное или порядковое);

работать с таблицами образования числительных;

определять падеж числительных и падежные окончания;

оценивать уместность употребления числительных в тексте, заменять цифровое написание текста на соответствующие числительные;

редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы числительных;

соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях числительных и их форм;

грамотно и каллиграфически правильно списывать до 50 слов и писать под диктовку тексты 50 - 55 слов, (конец II полугодия) - 75 - 80 слов, словарный диктант - 13 - 15 слов, включающие изученные орфограммы и пунктограммы;

при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (слушать, читать и создавать небольшие тексты, высказывания);

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

писать изложение (55 - 60 слов) и сочинение (20 - 25 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.