123.5. Пояснительная записка

123.5. Пояснительная записка.

123.5.1. Программа по литературному чтению на родном (лезгинском) языке на уровне начального общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

123.5.2. Программа "Родной (лезгинский) язык" отражает регионально-национальные и этнокультурные особенности обучения предмета "Литературное чтение на родном (лезгинском) языке". Программа не отдает предпочтения какой-либо одной концепции преподавания в ущерб другим. Она позволяет выбирать варианты разработки авторских курсов, определять акценты в реализации конкретных наиболее значимых содержательных линий.

123.5.3. Программа позволит учителю:

реализовать в процессе преподавания родного (лезгинского) языка современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в ФГОС НОО;

определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета "Родной (лезгинский) язык" по годам обучения в соответствии с ФГОС НОО, федеральной рабочей программой воспитания;

разработать календарно-тематическое планирование с учетом особенностей конкретного класса.

123.5.4. В содержание программы по литературному чтению на родном (лезгинском) языке выделяются следующие содержательные линии: виды речевой и читательской деятельности, круг детского чтения и культура читательской деятельности, литературоведческая пропедевтика, творческая деятельность обучающихся.

123.5.5. Изучение литературного чтения на родном (лезгинском) языке направлено на достижение следующих целей:

формирование читательской компетентности обучающегося, предполагающей владение техникой чтения на родном (лезгинском) языке;

приемами понимания, прочитанного и прослушанного художественного произведения;

знание книг, умение самостоятельно их выбирать и оценивать с учетом возрастных особенностей, осознание обучающимся значимости чтения;

формирование духовной потребности в чтении;

совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;

формирование интереса к истории, традиции, искусству своего народа, а также к жизни и культуре народов многонациональной России и других стран;

ознакомление с детской литературой родного, русского и других народов;

формирование патриотизма и чувства любви к своей Родине и народу.

123.5.6. Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном (лезгинском) языке, - 112 часов: в 1 классе - 10 часов (1 час в неделю), во 2 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа (1 час в неделю).

Образовательная организация вправе самостоятельно увеличивать количество часов, выделяемых на изучение "Литературного чтения на родном (лезгинском) языке", за счет часов части плана, формируемой участниками образовательного процесса.

123.5.6.1. Возможна корректировка общего числа часов, рекомендованных для изучения предмета, с учетом индивидуального подхода образовательных организаций к выбору литературного чтения на родном (лезгинском) языке, в рамках соблюдения гигиенических нормативов к недельной образовательной нагрузке.

(пп. 123.5.6.1 введен Приказом Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)