67.5. Пояснительная записка

67.5. Пояснительная записка.

67.5.1. Программа по родному (татарскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.

67.5.2. В основе программы по родному (татарскому) языку лежит системно-деятельностный подход в соответствии с ФГОС НОО, ориентация на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.

67.5.3. Татарский язык, выступая как родной, является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Татарский язык является средством приобщения к духовному богатству народа - его культуре и литературе, а также одним из каналов социализации личности. Будучи основой развития мышления, предмет "Родной (татарский) язык" неразрывно связан с другими учебными предметами, в частности с предметом "Литературное чтение на родном (татарском) языке".

67.5.4. У обучающегося последовательно формируются эмоционально-ценностное отношение к родному языку, интерес к его изучению, стремление пользоваться им в разных ситуациях общения, правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты. Через воспитание у обучающегося позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку закладываются основы гражданской культуры личности.

67.5.5. В содержании программы по родному (татарскому) языку выделяются следующие содержательные линии: обучение грамоте, систематический курс и развитие речи.

67.5.6. Изучение родного (татарского) языка направлено на достижение следующих целей:

формирование коммуникативных навыков обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека, ознакомление обучающихся с основными положениями науки о татарском языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся.

67.5.7. Достижение поставленных целей реализации программы по родному (татарскому) языку предусматривает решение следующих задач:

обеспечение мотивации обучения родному (татарскому) языку;

формирование базы первоначальных лингвистических знаний, накопление практики использования грамматических форм татарского языка, обогащение актуального и потенциального словарного запаса;

овладение нормами татарского речевого этикета, в том числе и в ситуации межнационального общения;

формирование на материале учебного предмета "Родной (татарский) язык" общей культуры, гражданских и патриотических качеств, основных умений учиться и способности к организации своей деятельности, развитие духовно-нравственной сферы личности обучающихся.

67.5.8. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (татарского) языка, - 387 часов: в 1 классе - 81 час (15 недель - 3 часа в неделю и 18 недель - 2 часа в неделю), во 2 классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 3 классе - 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели), в 4 классе - 102 часа (3 часа в неделю).

(пп. 67.5.8 в ред. Приказа Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)

(см. текст в предыдущей редакции)

67.5.8.1. Возможна корректировка общего числа часов, рекомендованных для изучения предмета, с учетом индивидуального подхода образовательных организаций к выбору родного (татарского) языка и его реализации, в рамках соблюдения гигиенических нормативов к недельной образовательной нагрузке.

(пп. 67.5.8.1 введен Приказом Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)