32.10. Планируемые результаты освоения программы по государственному (башкирскому) языку на уровне начального общего образования

32.10. Планируемые результаты освоения программы по государственному (башкирскому) языку на уровне начального общего образования.

32.10.1. В результате изучения государственного (башкирского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение государственного (башкирского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса государственного (башкирского) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения; соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе государственного (башкирского) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению государственного (башкирского) языка).

32.10.2. В результате изучения государственного (башкирского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

32.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления государственного (башкирского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

32.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

32.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить информацию в предложенном источнике (словаре, справочнике);

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

32.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

32.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

32.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

32.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцов.

32.10.3. Предметные результаты изучения государственного (башкирского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

различать звуки и буквы, характеризовать звуки башкирского языка: гласные, согласные: глухие (звонкие), парные (непарные), группировать звуки по заданному основанию;

строить звуковую схему слова, схемы предложений;

определять основные для обучения грамоте понятия: слово, звук, звуки гласные и согласные, знак звука, квадрат, кружок или буква;

называть буквы башкирского алфавита, сопоставлять специфические буквы и звуки башкирского языка с русским;

дописывать пропущенные слова в предложениях, текстах или диалогах;

разбираться в написании большой буквы в начале предложения и в именах собственных, точки в конце предложения, вопросительного или восклицательного знака по интонации;

определять утвердительные, вопросительные и восклицательные предложения;

списывать текст на башкирском языке, вставлять в него слова в соответствии с решаемой задачей;

заполнять таблицу по образцу, простую анкету по образцу;

давать ответы на вопросы учителя, одноклассника;

воспринимать на слух и понимать объяснения учителя, содержание текстов, построенных на знакомом лексико-грамматическом материале;

вести диалог (4 - 6 реплик) по предметным и сюжетным картинкам, по заданным ситуациям на изучаемые лексические темы;

Рисунок 157

делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;

соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом;

правильно строить порядок слов в предложении;

использовать правила речевого этикета (на начальном уровне);

переводить реплики со знакомой лексикой с башкирского на русский язык;

воспроизводить наизусть произведения детского фольклора, стихи и песни;

составлять небольшие описания предмета, картинки по образцу;

отвечать на вопросы к тексту, картине.

32.10.4. Предметные результаты изучения государственного (башкирского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

использовать знание алфавита при выполнении упражнений;

выписывать из текста слова, словосочетания, простые предложения;

Рисунок 158

восстанавливать слово, предложение, деформированный текст;

правильно определять главные члены предложения;

выбирать правильный знак препинания в конце предложения;

изменять имена существительные по числам и лицам;

различать разряды местоимений и правильно употреблять в речи;

определять значения и правильно употреблять имена прилагательные, глаголы в речи;

писать словарные диктанты;

списывать предложения с подстановкой нужных слов;

заполнять таблицы по образцу;

различать и понимать на слух звуки, звукосочетания, слова, предложения башкирского языка, интонацию и эмоциональную окраску фраз;

кратко рассказывать о себе, своей семье, друге, школе;

составлять рассказ по картинке, по плану;

пересказывать текст по ключевым словам, по плану, выборочно;

составлять диалоги и небольшие монологи;

задавать вопросы и отвечать на них.

32.10.5. Предметные результаты изучения государственного (башкирского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

строить словосочетания с существительными в родительном падеже;

различать синонимы, антонимы, омонимы;

находить необходимую информацию в различных словарях;

понимать прямое и переносное значение слов;

изменять местоимения по падежам;

определять различия имен прилагательных в русском и башкирском языках;

правильно употреблять в речи степени имен прилагательных;

изменять глаголы по временам (настоящее, прошедшее, будущее);

определять значения и правильно употреблять в речи количественные числительные;

различать главные и второстепенные члены предложения;

заполнять анкеты по прослушанному тексту;

понимать диалог из 3 - 6 предложений (реплик) и продолжать его;

дополнять предложения по прослушанному тексту;

вести диалог побудительного характера и строить монологические высказывания по пройденной теме;

выразительно читать небольшие тексты и понимать их содержание;

пересказывать текст по вопросам;

переводить предложенные предложения со знакомой лексикой с башкирского языка на русский;

работать с текстом: озаглавливать, составлять план к предложенным текстам;

писать короткое письмо другу (в рамках изученной тематики).

32.10.6. Предметные результаты изучения государственного (башкирского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

различать падежные формы имен существительных, аффиксы принадлежности;

различать порядковые, собирательные числительные, использовать их в речи;

различать простые и составные числительные, использовать их в речи;

отличать наречия от имен прилагательных;

различать временные формы глаголов, определять место глаголов в предложениях;

использовать в речи и при письме отрицательную форму глаголов;

составлять предложения по заданной схеме;

писать небольшие диктанты;

поддерживать диалог, переспрашивать, использовать в речи выученные слова и формы слов;

отвечать на изученные вопросы;

бегло читать с соблюдением правил орфоэпии;

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью словаря, Интернета и другие;

составлять небольшие тексты и монологи по заданной теме;

писать короткие рассказы с использованием плана и ключевых слов;

использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения;

составлять текст с использованием русско-башкирского словаря о своих домашних обязательствах;

составлять тексты по теме с использованием выученных слов, изученных частей речи.