Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

47.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (коми-пермяцкому) языку на уровне начального общего образования

47.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (коми-пермяцкому) языку на уровне начального общего образования.

47.10.1. В результате изучения родного (коми-пермяцкого) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (коми-пермяцкого) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (коми-пермяцкого) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета,

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (коми-пермяцкого) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (коми-пермяцкого) языка).

47.10.2. В результате изучения родного (коми-пермяцкого) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

47.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (коми-пермяцкого) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

47.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

47.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

47.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

47.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

47.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

47.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

47.10.3. Предметные результаты изучения родного (коми-пермяцкого) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

различать слово, предложение и текст в письменной и устной речи, выделять слова из предложений;

соблюдать орфоэпические и интонационные нормы коми-пермяцкого языка в устной речи;

различать понятия "звук" и "буква";

выделять звуки из слова;

различать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;

правильно произносить специфические звуки коми-пермяцкого языка - гласный Рисунок 997, аффрикаты [дж], [дз'], [тш], слоги с буквой i;

определять количество слогов в слове, делить слова на слоги, определять ударный слог;

моделировать слова при помощи схем;

сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова;

выполнять слого-звуковой анализ слова;

писать аккуратным разборчивым почерком прописные и строчные буквы, соединения буквы, слова;

правильно называть буквы коми-пермяцкого алфавита, использовать знание последовательности букв алфавита для упорядочения списка слов;

классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы;

составлять предложения из набора слов;

устно составлять текст из 3 - 5 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;

применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении, знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных), перенос слов по слогам, написание буквосочетаний согласных д, з, л, н, с, т с гласными и, i;

обозначать при письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь;

правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объемом не более 25 слов;

писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3 - 5 слов, тексты объемом не более 20 слов;

использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

47.10.4. Предметные результаты изучения родного (коми-пермяцкого) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

осознавать коми-пермяцкий язык как явление национальной культуры коми-пермяцкого народа;

характеризовать согласные звуки по параметрам: согласный парный (непарный) по твердости (мягкости), согласный парный (непарный) по звонкости (глухости);

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учетом функций букв е, ё, ю, я;

обозначать при письме мягкость согласных звуков буквой ь в конце и середине слова;

находить однокоренные слова, выделять корень в однокоренных словах;

наблюдать за случаями употребления в тексте многозначных слов, слов с прямым и переносным значением, синонимов и антонимов (без называния терминов);

распознавать заимствованные слова в тексте;

пользоваться словарями учебника (толковым, картинным, синонимов, антонимов, однокоренных слов);

различать имена существительные одушевленные и неодушевленные по вопросам "кин?" ("кто?") и "мый?" ("что?"), выделять собственные и нарицательные существительные, определять число имен существительных;

распознавать глагол по вопросам: "мый керны?" ("что делать?"), "мый Рисунок 998?" ("что делает?"), "мый Рисунок 999 ("что делают?"), определять число глагола;

распознавать имена прилагательные по вопросам: Рисунок 1000 ("какой?"), Рисунок 1001 ("какие?");

распознавать местоимение по вопросам: "кин?", "киннэз?" ("кто?");

распознавать послелоги, правильно их употреблять;

определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

соблюдать в устной речи логическое (смысловое ударение) и интонацию в конце предложения;

находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

находить место орфограммы в слове по изученным правилам: правописание гласных и, i, э, Рисунок 1002, э, е, правописание согласных в и л, й, прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях, раздельное написание послелогов с именами существительными;

правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объемом не более 50 слов;

писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объемом не более 45 слов с учетом изученных правил правописания;

строить устное диалогическое и монологическое высказывания (2 - 4 предложения на определенную тему, по наблюдениям) с соблюдением норм коми-пермяцкого языка, правильной интонации;

формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1 - 2 предложения);

составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;

определять тему и основную мысль текста, подбирать к нему заголовок;

отличать текст от других записей по его признакам: смысловому единству предложений, последовательности предложений, выражению законченной мысли);

составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;

переводить текст с русского языка на коми-пермяцкий;

писать подробное изложение повествовательного текста объемом 50 - 60 слов с использованием вопросов.

47.10.5. Предметные результаты изучения родного (коми-пермяцкого) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

определять сферы употребления родного языка;

характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

производить звуко-буквенный анализ слова (в словах с орфограммами);

определять функцию разделительных мягкого и твердого знаков в словах, устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учетом функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ;

использовать коми-пермяцкий алфавит при работе со словарями, справочниками;

подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;

распознавать слова, употребляемые в прямом и переносном значении;

распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение;

находить в предложении и тексте фразеологизмы, объяснять их значение;

пользоваться словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологических выражений);

разбирать слова по составу, распознавать сложные слова;

пользоваться словарем однокоренных слов учебника;

распознавать имена существительные, определять их число;

распознавать имена прилагательные, изменять их по числам, выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения;

распознавать глаголы, определять грамматические признаки глаголов: время, число, изменять глагол по временам, узнавать неопределенную форму глагола по вопросам;

распознавать личные местоимения (в начальной форме) 1, 2, 3 лица, единственного и множественного числа, использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;

находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

распознавать распространенные и нераспространенные предложения;

выделять в предложении словосочетания, при помощи вопроса определять главное и зависимое слово;

различать простые и сложные предложения;

находить место орфограммы в слове, применять изученные правила правописания: разделительный мягкий (ь) и твердый (ъ) знаки, суффиксы существительных во множественном числе -эз, -ез, раздельное написание послелогов с личными местоимениями, буквосочетания -тч-, -дч-, -чч- в глаголах, вариативность правописания в и л, раздельное написание послелогов со словами;

правильно списывать слова, предложения, тексты объемом не более 70 слов;

писать под диктовку тексты объемом не более 65 слов с учетом изученных правил правописания;

находить и исправлять ошибки по изученным правилам;

понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;

формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и письменно (1 - 2 предложения);

строить устное диалогическое и монологическое высказывания (3 - 5 предложений на определенную тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации, создавать небольшие устные и письменные тексты (2 - 4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;

кратко излагать содержание прочитанного (услышанного) текста, выражать свое отношение к прочитанному (услышанному), используя речевые средства родного языка;

определять тему и основную мысль текста;

распознавать типы текстов (повествование, описание, рассуждение), составлять текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение;

выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;

составлять план текста, создавать по нему текст;

писать подробное изложение текста объемом 70 - 80 слов по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану;

писать сочинение по репродукции картины, используя выразительные средства языка;

объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия.

47.10.6. Предметные результаты изучения родного (коми-пермяцкого) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа;

объяснять роль коми-пермяцкого языка как основного средства общения;

осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека;

проводить звуко-буквенный разбор слов в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

наблюдать за использованием в речи синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов, устаревших и заимствованных слов;

пользоваться словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологических выражений);

подбирать к предложенным словам синонимы, антонимы, объяснять фразеологизмы;

распознавать заимствования в коми-пермяцком тексте;

проводить разбор слова по составу, составлять схему состава слова, соотносить состав слова с представленной схемой;

различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, определять словообразующие и формообразующие суффиксы;

образовывать слова при помощи суффиксов и приставок;

опознавать сложные и парные слова;

составлять схему состава слова, соотносить состав слова с представленной схемой;

устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в объеме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;

определять грамматические признаки имен существительных: число, падеж, проводить разбор имени существительного как части речи;

определять число имен прилагательных, наблюдать за словообразованием имен прилагательных, проводить разбор имени прилагательного как части речи;

устанавливать (находить) неопределенную форму глагола, определять грамматические признаки глаголов: время, лицо, число, изменять глаголы по лицам и числам, проводить разбор глагола как части речи;

распознавать числительное по значению и вопросам, называть числительные на родном языке до 100, 200;

определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число, использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;

находить наречия в тексте, анализировать их грамматические признаки, классифицировать наречия по значению и вопросам;

различать предложение, словосочетание и слово;

распознавать предложения с однородными членами, составлять предложения с однородными членами;

разграничивать простые распространенные и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочиненные с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов), составлять простые распространенные и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочиненные с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов);

производить синтаксический разбор простого предложения;

находить место орфограммы в слове и между словами по изученным правилам;

применять изученные правила правописания, в том числе: частица не с глаголами, буквосочетания -дзч- в глаголах;

правильно списывать тексты объемом не более 85 слов;

писать под диктовку тексты объемом не более 80 слов с учетом изученных правил правописания;

находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки по изученным правилам;

строить устное диалогическое и монологическое высказывания (4 - 6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;

создавать небольшие устные и письменные тексты (3 - 5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления);

определять тему и основную мысль текста, самостоятельно озаглавить текст;

корректировать порядок предложений и частей текста;

составлять план к заданному тексту;

осуществлять подробный, сжатый и выборочный пересказ текста (устно и письменно);

писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;

использовать ознакомительное, изучающее чтение, поиск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации, обобщать содержащуюся в тексте информацию;

объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия;

уточнять значение слова с помощью толкового словаря учебника;

находить в предложении обращения, составлять предложения с обращениями, обосновывать постановку знаков препинания;

распознавать предложения с однородными членами;

составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но, да;

владеть техникой выступления с небольшими сообщениями перед аудиторией;

излагать письменно повествовательный текст объемом 90 - 100 слов по самостоятельно составленному плану (подробно, сжато, выборочно);

составлять тексты разных типов (описание, повествование, рассуждение).