59.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (ненецкому) языку на уровне начального общего образования

59.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (ненецкому) языку на уровне начального общего образования.

59.10.1. В результате изучения родного (ненецкого) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (ненецкого) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (ненецкого) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе родного (ненецкого) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (ненецкого) языка).

59.10.2. В результате изучения родного (ненецкого) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

59.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (ненецкого) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

59.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

59.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

59.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

59.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

59.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

59.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцов.

59.10.3. Предметные результаты изучения родного (ненецкого) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

читать по слогам и целыми словами;

писать правильно буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм;

применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении, правила переноса;

правильно оформлять предложение при письме, выбирать знак конца предложения;

произносить и различать на слух гласные звуки ненецкого языка;

произносить и различать на слух согласные звуки - звонкие, глухие, твердые, мягкие;

различать звуки и буквы (букву как знак звука);

определять количество слогов;

переносить слова с буквами ъ и ь по слогам;

Рисунок 1306

сравнивать звуки, обозначаемые одними и теми же буквами, в ненецком и русском языках: в, ц, х;

Рисунок 1307

соблюдать нормы ненецкого языка в устной и письменной речи;

правильно читать специфичные гласные и согласные звуки ненецкого языка;

распознавать устную и письменную речь;

различать слово, предложение и текст.

59.10.4. Предметные результаты изучения родного (ненецкого) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

различать письменную и устную речь;

составлять небольшое описание картины;

рассказывать о друзьях, любимых животных, каникулах и другие;

находить в тексте нужную информацию;

выразительно читать текст вслух, соблюдая правильную интонацию;

писать изложения и тексты под диктовку (без пропусков и искажений букв);

слова, предложения, тексты объемом не более 12 слов с учетом изученных правил правописания;

правильно называть буквы и располагать их в алфавитном порядке;

различать глухие и звонкие, парные и непарные согласные звуки;

характеризовать согласный звук (глухой - звонкий, парный - непарный) и оценивать правильность данной характеристики;

характеризовать согласный звук (твердый - мягкий, парный - непарный) и оценивать правильность данной характеристики;

различать глухой гортанный смычный и звонкий гортанный смычный звуки;

различать согласный звук [й] и гласный звук [и];

проводить звуковой и звуко-буквенный анализ слова;

объяснять правописание глаголов, оканчивающихся на й";

составлять предложения с глаголами и переводить на русский язык;

определять ударный и безударный гласный в слоге;

правильно переносить слова с удвоенными согласными (мюдда);

находить главные члены предложения - подлежащее и сказуемое;

определять число имен существительных;

изменять имена существительные по числам (ты - Рисунок 1308);

различать собственные и нарицательные имена существительные;

составлять из предложений связный текст, переводить предложения с ненецкого языка на русский.

59.10.5. Предметные результаты изучения родного (ненецкого) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

различать типы предложений по цели высказывания;

читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале с соблюдением правил произношения и интонирования;

обосновывать знаки препинания в конце предложений;

различать на слух глухой и звонкий тасеры;

рассказывать о двух наречиях ненецкого языка;

формулировать определения однокоренных слов и корня слова;

выделять корень слова (простые случаи);

различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

различать сложные слова, находить в них корни;

объяснять роль словоизменительных суффиксов в предложении;

различать суффиксы двойственного и множественного числа;

сопоставлять имена существительные с суффиксами;

производить разбор слов по составу с помощью памятки;

различать и подбирать синонимы, антонимы и омонимы;

образовывать формы двойственного и множественного числа имен существительных;

распознавать и находить имена прилагательные;

распознавать и находить личные местоимения;

ставить вопросы к словам, обозначающим признаки предметов;

согласовывать глагол-сказуемое с существительным-подлежащим;

изменять глаголы по лицам и числам;

составлять предложения с глаголами;

находить главные члены предложения - подлежащее и сказуемое.

59.10.6. Предметные результаты изучения родного (ненецкого) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

читать про себя небольшие тексты и полностью понимать их содержание;

определять тип текста (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение);

разбирать существительные по составу;

объяснять зависимости типа склонения имени существительного от типа его основы (на гласный, согласный, гортанный смычный);

находить сходство и различия в признаках имен существительных I и II склонений;

различать падежи имени существительного;

изменять имена существительные по падежам;

определять падежные формы существительных в предложении;

отличать послелоги от знаменательных частей речи;

определять спряжение глаголов I типа в настоящем времени, спрягать;

различать две разновидности (образца) II типа спряжения в зависимости от логического ударения;

определять глаголы III типа спряжения, спрягать в настоящем времени;

различать глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени;

выделять личные глагольные суффиксы;

образовывать неопределенную форму от глаголов, стоящих в личных формах;

образовывать отрицательную форму глаголов с помощью глагола нись;

выделять главные и второстепенные члены предложения;

сравнивать и различать распространенные и нераспространенные предложения;

анализировать и устанавливать наличие в предложениях однородных членов;

производить грамматический разбор предложения (с использованием памятки и без).