59.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (ненецкому) языку на уровне начального общего образования
59.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (ненецкому) языку на уровне начального общего образования.
59.10.1. В результате изучения родного (ненецкого) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (ненецкого) языка, являющегося частью истории и культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (ненецкого) языка в Российской Федерации и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе родного (ненецкого) языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (ненецкого) языка).
59.10.2. В результате изучения родного (ненецкого) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
59.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (ненецкого) языка с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
59.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
59.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.
59.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
59.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
59.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.
59.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцов.
59.10.3. Предметные результаты изучения родного (ненецкого) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
читать по слогам и целыми словами;
писать правильно буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм;
применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении, правила переноса;
правильно оформлять предложение при письме, выбирать знак конца предложения;
произносить и различать на слух гласные звуки ненецкого языка;
произносить и различать на слух согласные звуки - звонкие, глухие, твердые, мягкие;
различать звуки и буквы (букву как знак звука);
переносить слова с буквами ъ и ь по слогам;
сравнивать звуки, обозначаемые одними и теми же буквами, в ненецком и русском языках: в, ц, х;
соблюдать нормы ненецкого языка в устной и письменной речи;
правильно читать специфичные гласные и согласные звуки ненецкого языка;
распознавать устную и письменную речь;
различать слово, предложение и текст.
59.10.4. Предметные результаты изучения родного (ненецкого) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
различать письменную и устную речь;
составлять небольшое описание картины;
рассказывать о друзьях, любимых животных, каникулах и другие;
находить в тексте нужную информацию;
выразительно читать текст вслух, соблюдая правильную интонацию;
писать изложения и тексты под диктовку (без пропусков и искажений букв);
слова, предложения, тексты объемом не более 12 слов с учетом изученных правил правописания;
правильно называть буквы и располагать их в алфавитном порядке;
различать глухие и звонкие, парные и непарные согласные звуки;
характеризовать согласный звук (глухой - звонкий, парный - непарный) и оценивать правильность данной характеристики;
характеризовать согласный звук (твердый - мягкий, парный - непарный) и оценивать правильность данной характеристики;
различать глухой гортанный смычный и звонкий гортанный смычный звуки;
различать согласный звук [й] и гласный звук [и];
проводить звуковой и звуко-буквенный анализ слова;
объяснять правописание глаголов, оканчивающихся на й";
составлять предложения с глаголами и переводить на русский язык;
определять ударный и безударный гласный в слоге;
правильно переносить слова с удвоенными согласными (мюдда);
находить главные члены предложения - подлежащее и сказуемое;
определять число имен существительных;
изменять имена существительные по числам (ты -
);
различать собственные и нарицательные имена существительные;
составлять из предложений связный текст, переводить предложения с ненецкого языка на русский.
59.10.5. Предметные результаты изучения родного (ненецкого) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
различать типы предложений по цели высказывания;
читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале с соблюдением правил произношения и интонирования;
обосновывать знаки препинания в конце предложений;
различать на слух глухой и звонкий тасеры;
рассказывать о двух наречиях ненецкого языка;
формулировать определения однокоренных слов и корня слова;
выделять корень слова (простые случаи);
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
различать сложные слова, находить в них корни;
объяснять роль словоизменительных суффиксов в предложении;
различать суффиксы двойственного и множественного числа;
сопоставлять имена существительные с суффиксами;
производить разбор слов по составу с помощью памятки;
различать и подбирать синонимы, антонимы и омонимы;
образовывать формы двойственного и множественного числа имен существительных;
распознавать и находить имена прилагательные;
распознавать и находить личные местоимения;
ставить вопросы к словам, обозначающим признаки предметов;
согласовывать глагол-сказуемое с существительным-подлежащим;
изменять глаголы по лицам и числам;
составлять предложения с глаголами;
находить главные члены предложения - подлежащее и сказуемое.
59.10.6. Предметные результаты изучения родного (ненецкого) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
читать про себя небольшие тексты и полностью понимать их содержание;
определять тип текста (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение);
разбирать существительные по составу;
объяснять зависимости типа склонения имени существительного от типа его основы (на гласный, согласный, гортанный смычный);
находить сходство и различия в признаках имен существительных I и II склонений;
различать падежи имени существительного;
изменять имена существительные по падежам;
определять падежные формы существительных в предложении;
отличать послелоги от знаменательных частей речи;
определять спряжение глаголов I типа в настоящем времени, спрягать;
различать две разновидности (образца) II типа спряжения в зависимости от логического ударения;
определять глаголы III типа спряжения, спрягать в настоящем времени;
различать глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени;
выделять личные глагольные суффиксы;
образовывать неопределенную форму от глаголов, стоящих в личных формах;
образовывать отрицательную форму глаголов с помощью глагола нись;
выделять главные и второстепенные члены предложения;
сравнивать и различать распространенные и нераспространенные предложения;
анализировать и устанавливать наличие в предложениях однородных членов;
производить грамматический разбор предложения (с использованием памятки и без).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875

