92.8. Содержание обучения в 3 классе

92.8. Содержание обучения в 3 классе.

Содержание учебного предмета в 3 классе учитывает уровень языковой подготовки обучающихся, не владеющих и слабо владеющих родным (эвенским) языком, и также строится по видам речевой деятельности.

92.8.1. Сведения о эвенском языке.

Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент (проектная работа). Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Роль родного языка.

92.8.2. Система языка.

92.8.2.1. Фонетика и графика.

Звуки и буквы, характерные для эвенского языка. Произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний эвенского языка. Соблюдение норм произношений: долготы и краткости гласных, звонких и глухих согласных.

Использование алфавита эвенского языка при работе с учебником, со словарями и справочниками.

92.8.2.2. Орфоэпия.

Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами эвенского языка (на материале учебника).

92.8.2.3. Лексика.

Повторение и продолжение работы: лексическое значение слова.

Понимание слова как единства звучания и значения (сравнение, сопоставление слов с их значением). Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начального общего образования. Слова, обозначающие предметы, признаки, действия. Слова, отражающие обычаи и традиции эвенов. Этикетная лексика. Устойчивые словосочетания, фразы, реплики-клише, отражающие культуру эвенского народа. Уточнение значения слова по контексту. Родственные (однокоренные) слова. Активная лексика в соответствии с коммуникативной задачей.

92.8.2.4. Состав слова (морфемика).

Корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов. Формообразующие и словообразующие суффиксы. Словообразующие суффиксы. Формообразующие суффиксы, их роль. Понятие основы слова. Отличие состава слова в эвенском языке от состава слова в русском языке. Разбор слова по составу.

Формообразующие суффиксы: -таки, -тэки, -тки, -ла, -лэ, - дук, -тук.

Словоизменяющие суффиксы: -м, -ым, Рисунок 3186, Рисунок 3187, -ы, -и, -зы, Рисунок 3188.

Суффиксы совершения действия: Рисунок 3189, Рисунок 3190.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы: - чан, -чэн, -дяк, -дек.

Особенности присоединения суффиксов в эвенском языке.

Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Выделение в словах корня (простые случаи).

92.8.2.5. Морфология.

Части речи. Имя существительное (ознакомление без введения термина): общие сведения, вопросы, употребление в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Одушевленность и неодушевленность предметов. Образование новых имен существительных с помощью словообразовательных аффиксов. Падежи имен существительных (ознакомление). Слова, отвечающие на вопросы: Рисунок 3191 ("от кого?", "с кого?" "из кого?"), "ядук?" ("от чего?", "с чего?", "из чего?"), Рисунок 3192 ("с кем?"), "неле?" ("с чем?"), Рисунок 3193 ("у кого?"), "яду?" "у чего?"), "як?" ("что?"), "яду?" ("к чему?", "на что?"), Рисунок 3194 ("кому?"), Рисунок 3195 ("кого?"), "он?" ("как?"), "яду?" ("к чему?").

Имя прилагательное (ознакомление без введения термина): общее значение, вопрос, употребление в речи. Слова, обозначающие признак предмета. Роль прилагательных в речи.

Глагол (ознакомление без введения термина): общее значение, употребление в речи.

Имя числительное (ознакомление без введения термина): общее значение, вопрос Рисунок 3196 ("сколько?"), употребление в речи. Слова, обозначающие количество предмета.

Местоимение (ознакомление без введения термина): ознакомление, вопросы, употребление в речи. Слова, соответствующие высказываниям "Миннюн" ("Со мной"), "Хиннюн" ("С тобой"), Рисунок 3197 ("С ним"). Их употребление в речи.

Наречие (ознакомление без введения термина). Употребление наречий места, времени и образа действия (без употребления термина) в речи. Слова, отвечающие на вопросы: "илэ?" ("куда?"), "ок?" ("когда?"), "илэ" ("где?").

92.8.2.6. Синтаксис.

Введение терминов "словосочетание", "предложение" с их определением. Заглавное и зависимое слово в словосочетании. Различение словосочетания и предложения. Порядок слов в предложении. Смысл предложения. Основные коммуникативные типы предложений по цели высказывания (с введением термина и его определения): повествовательное, вопросительное, побудительное, звательное; утвердительное и отрицательное; распространенное и нераспространенное; восклицательное и невосклицательное предложения. Главные члены предложения (с введением термина и его определения): сказуемое и подлежащее. Второстепенные члены предложения (с введением термина и его определения): определение, обстоятельство, дополнение. Предложение с однородными членами предложения. Связь между сказуемым и подлежащим в словосочетании и предложении. Введение термина "обращение", его определение.

92.8.2.7. Орфография и пунктуация.

Повторение правил правописания, изученных в 1 и 2 классах. Места возможного возникновения орфографической ошибки. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов. Применение основных правил орфографии. Правописание окончаний слов. Прописная буква в именах, фамилиях людей, кличках животных, топонимах.

Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак; в предложениях с однородными членами (без употребления термина), с обращением

92.8.3. Развитие речи.

Различать на слух звуки, звукосочетания, слова, предложения эвенского языка, мини-тексты. Различать на слух интонацию и эмоциональную окраску речевых фраз. Понимать обращенные устные высказывания на уроке в пределах доступных тематик и ситуаций. Отличать устную речь от письменной речи. Понимать просьбы и указания учителя, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями в классе. Понимать общее содержание учебных, а также небольших и несложных аутентичных текстов (рассказы, стихи и другие), реагировать вербально и невербально на их содержание.

Выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения, коммуникативной задачи. Осуществлять диалогическое общение из 3 - 4 реплик на элементарном уровне с носителями языка и со сверстниками в пределах тематики и ситуаций общения. Подготавливать устные высказывания о себе и окружающей действительности, монологическое сообщение из 4 - 5 предложений. Кратко излагать содержание прочитанного и услышанного текста, используя речевые средства эвенского языка. Владеть нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Владеть умениями задавать вопрос, начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и другие.

Соблюдать орфоэпические нормы, а также правильную интонацию. Читать целыми словами со скоростью, соответствующей для третьеклассника. Читать предложения с соблюдение пауз и интонации. Читать про себя с целью понимания содержания учебных, а также относительно несложных аутентичных текстов, соответствующих уровню развития обучающегося. Выразительно читать небольшие учебные тексты, диалоги, стихотворения, рассказы из учебника, в том числе наизусть. Осуществлять выборочное чтение с целью нахождения необходимой информации заданной в тексте, обобщения содержащейся в тексте информации.

Правильно списывать печатный текст. Писать слова, предложения, тексты под диктовку учителя с соблюдением правил переноса слова, орфографических и пунктуационных правил. Выполнять письменные задания в учебнике (подготавливать подписи к картинкам, вставлять пропущенные буквы, слова и другие). Писать наиболее употребительные слова, вошедшие в активный словарь.

Создавать небольшие собственные тексты повествовательного и описательного характера (сочинения) из 4 - 5 предложений по доступной тематике. В письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту.

Переводить слова, предложения, тексты с родного (эвенского) языка на русский язык и наоборот.