106.5. Пояснительная записка

106.5. Пояснительная записка.

106.5.1. Программа по литературному чтению на родном (башкирском) языке разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

Содержание программы по литературному на родном (башкирском) языке выстроено в соответствии с системно-деятельностным подходом и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных ФГОС НОО к предметной области "Родной язык и литературное чтение на родном языке".

106.5.2. В содержании программы по литературному чтению на родном (башкирском) языке выделяются следующие содержательные линии:

"Я умею читать!" (1 класс), "Читай, размышляй, рассуждай!" (2 класс), "День знаний" (3 класс), "Моя школа - как родной дом" (4 класс). В содержательных линиях представлены избранные произведения башкирских классиков и современных писателей.

Особое место уделено произведениям, способствующим формированию у обучающихся гражданско-патриотических качеств. Такие произведения представлены в содержательных линиях "Путешествие в страну красоты души и поступков" (1 класс), "Мой родной дом, моя земля - мой свет души" (2 класс), "Мой дом, моя страна, мой народ - мое будущее" (3 класс), "Знай историю своей Родины!" (4 класс).

Важным показателем зрелой личности служит сформированность духовно-нравственных качеств (готовность прийти на помощь, способность к взаимовыручке и сопереживанию, уважительное отношение к окружающим и других). Соответствующие тексты представлены в разделах "Красив тот, кто красиво поступает" (2 класс), "Поступки всегда говорят больше, чем слова" (3 класс), "Дорожи дружбой друзей" (4 класс).

Особую значимость имеет литературные произведения, представленные в разделах "Малыши и мамы" (1 класс), "Богатство, изобилие, благополучие - плоды упорного труда" (2 класс), "Труд красит человека" (4 класс), которые нацелены на формирование у обучающихся установки на здоровый образ жизни, эмоционального благополучия, а также основ трудового воспитания.

Главными героями значительного количества произведений, включенных в программу, выступают сверстники обучающихся, чтобы обучающиеся могли открыть для себя необходимые культурно-исторические понятия через их восприятие. Включены произведения, которые представляют мир детства в разные эпохи, показывают пути взросления, становления характера, формирования нравственных ориентиров. Отобранные произведения позволяют обучающимся глазами сверстников увидеть родную башкирскую культуру в разные исторические периоды. Кроме того, в программе представлено значительное количество произведений современных авторов, эти произведения близки и понятны современному обучающемуся.

Программа предусматривает выбор произведений из предложенного списка в соответствии с уровнем подготовки обучающихся, а также вариативный компонент содержания курса, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Произведения региональных авторов учителя могут включать в рабочие программы на свое усмотрение, с учетом национально-культурной специфики региона.

106.5.3. Изучение литературного чтения на родном (башкирском) языке направлено на достижение следующих целей:

овладение правильным, осознанным, беглым и выразительным чтением на башкирском языке;

развитие речевой деятельности как базы для коммуникативных умений; формирование нравственных представлений и воспитание ценностного отношения к башкирской литературе как существенной части родной культуры.

106.5.4. Достижение поставленных целей реализации программы по литературному чтению на родном (башкирском) языке предусматривает решение следующих задач:

развитие познавательных способностей посредством литературного учебного материала и читательских умений понимать, оценивать, анализировать содержание и специфику различных текстов;

формирование интереса к башкирской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей, значимых для национального сознания и отраженных в родной литературе;

обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях родного (башкирского) языка на основе изучения произведений башкирской литературы;

развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний на тему прочитанного.

106.5.4.1. Возможна корректировка общего числа часов, рекомендованных для изучения предмета, с учетом индивидуального подхода образовательных организаций к выбору литературного чтения на родном (башкирском) языке, в рамках соблюдения гигиенических нормативов к недельной образовательной нагрузке.

(пп. 106.5.4.1 введен Приказом Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)

106.5.5. Литературное чтение на родном (башкирском) языке начинается в 1 классе после курса "Обучение грамоте" по учебнику "Букварь" Рисунок 3320.

106.5.6. Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном (башкирском) языке, - 120 часов: в 1 классе - 18 часов (1 час в неделю), во 2 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа (1 час в неделю).