Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

155.5. Пояснительная записка

155.5. Пояснительная записка.

155.5.1. Программа по литературному чтению на родном (тундренном юкагирском) языке на уровне начального общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

Программа по литературному чтению на родном (тундренном юкагирском) языке способствует привитию важных для возраста духовно-нравственных ценностей, развивает речь, вводит в мир чтения, формирует интерес к книге, к чтению, содействует формированию понимания литературного произведения как произведения словесного искусства, создает условия для развития коммуникативных умений, личностного развития обучающегося.

Программа по литературному чтению на родном (тундренном юкагирском) языке ориентирована на формирование понимания литературы на родном (тундренном юкагирском) языке как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном (тундренном юкагирском) языке для обеспечения культурной самоидентификации.

155.5.2. В содержании программы по литературному чтению на родном (тундренном юкагирском) языке выделяются следующие содержательные линии: виды речевой деятельности, работа с текстом для развития речи, работа с художественным текстом, круг детского чтения, культура чтения.

155.5.2.1. Виды речевой деятельности. Культура общения. Содержание этого направления обеспечивает развитие чтения и письма, слушания и говорения в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения устного и письменного общения.

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное), выразительное чтение с соблюдением интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.

Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, воспринимать на слух высказывание собеседника, целостно воспринимать смысл прослушанного, прочитанного текста, задавать уточняющие вопросы при затруднении.

Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, проявляя уважение к собеседнику.

Большое внимание должно быть уделено письму, культуре письменной речи. На уроках чтения предполагается на основе осмысления художественного произведения практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения), создание собственных мини-сочинений.

155.5.2.2. Виды работы с текстом. Развитие речи. Включает в себя работу с разными видами текста. Обучающийся учится выделять смысловые части текста, определять названия частей, составлять план текста, выполнять сжатый и подробный пересказ прочитанного текста, выделять главную мысль текста и формулировать ее своими словами. Эта работа предполагает формирование умения определять тексты различного типа, связывать заголовок текста с содержанием произведения, устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах. Обучающийся понимает виды, цели и задачи общения, с помощью учителя наблюдает за особенностями общения.

Эстетическое и духовно-нравственное развитие при работе с художественным текстом. Определяет содержание деятельности ребенка по формированию умения определять в тексте художественного произведения приемы описания окружающей среды, понимать отличия, создавать собственный текст. Программа знакомит не только с детскими литературными текстами, но и с произведениями других видов искусства. В программу включены произведения о Родине, природе, животных, направленные на воспитание бережного отношения к природе, формирование наблюдательности, жизненного опыта. Программа обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка "живых картин", чтение по ролям, инсценирование, драматизация.

155.5.2.3. Круг детского чтения. Культура чтения. Определяет содержание и название рекомендованной книги. В программу включены произведения юкагирских писателей, писателей коренных народов Якутии, народов России, также фольклорный жанр (сказки, песни, пословицы, загадки). Программа предусматривает возможности для организации семейного чтения.

155.5.3. Изучение литературного чтения на родном (тундренном юкагирском) языке направлено на достижение следующих целей:

обогащение нравственного опыта обучающихся средствами художественного текста;

включение обучающегося в мир литературы, формирование читательского интереса, воспитание интереса к чтению как части культуры.

155.5.4. Достижение цели изучения литературного чтения на родном (тундренном юкагирском) языке определяется решением следующих задач:

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением;

развитие связной речи при работе с текстами художественных произведений;

формирование навыков работы с различной информацией;

воспитание культуры слушания художественных текстов, внимательного отношения к художественному слову.

155.5.5. Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном (тундренном юкагирском) языке, - 112 часов: в 1 классе - 10 часов (1 час в неделю), во 2 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа (1 час в неделю).