37.5. Пояснительная записка
37.5.1. Программа по родному (долганскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в разработке рабочей программы по учебному предмету.
37.5.2. Программа по родному (долганскому) языку отвечает требованиям времени и нацелена на комплексную реализацию личностно-ориентированного, системно-деятельностного, коммуникативного и культуроведческого подходов к обучению долганскому языку. Изучение родного (долганского) языка на уровне начального общего образования имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретенные знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале долганского языка станут основой для последующего обучения на уровне основного общего образования и будут востребованы в жизни.
Программа по долганскому языку ориентирована на развитие интеллектуальной и творчески развитой личности, уважающей традиции своего народа и любящей свой родной язык. Обучающийся должен выразить свои мысли и чувства в устной и письменной форме и соблюсти этические нормы общения.
37.5.3. Программа по родному (долганскому) языку устанавливает распределение учебного материала по классам по блочному тематическому принципу, основанному на логике развития предметного содержания и с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся. Каждый тематический блок программы по родному (долганскому) языку включает базовые лингвистические понятия и набор речевых конструкций для формирования диалогической речи. Диалогическая речь имеет чрезвычайно большое значение, так как способствует развитию социальных отношений у обучающихся и формированию их коммуникативных навыков в конкретной заданной учебной ситуации. Таким образом, программа по родному (долганскому) языку создает условия для реализации системно-деятельностного подхода в изучении долганского языка в образовательных организациях.
37.5.4. В содержании программы по родному (долганскому) языку выделяются следующие содержательные линии: коммуникативные умения, языковые знания и навыки оперирования ими, культуроведческие знания.
Основной линией следует считать коммуникативные умения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами и навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма. Развитие коммуникативной компетенции неразрывно связано как с углублением лингвистических знаний, так и с расширением этнокультуроведческих знаний как базовых в формировании этнической идентичности. Все указанные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета "Родной (долганский) язык".
37.5.5. Изучение долганского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
приобретение обучающимися первоначальных представлений о родном (долганском) языке и национальной культуре долган, осознание значения родного (долганского) языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей долганского народа;
овладение первоначальными представлениями о системе долганского языка: фонетика, графика, орфоэпия, орфография, лексика, морфемика, морфология и синтаксис;
формирование коммуникативной компетенции в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
37.5.6. Достижение поставленных целей реализации программы по родному (долганскому) языку предусматривает решение следующих задач:
формирование у обучающихся уважительного отношения к родному долганскому языку и культуре своего и других народов;
развитие личности обучающегося, его речевых способностей, внимания, памяти и мотивации к дальнейшему изучению долганского языка на уровне начального общего образования;
формирование представлений о долганском языке как средстве общения и познания своей культуры, позволяющих обучающемуся осознать себя как личность, принадлежащую к своей этнической общности;
воспитание потребности в практическом использовании долганского языка в различных сферах деятельности;
формирование универсальных лингвистических понятий, таких как звук, слог, буква, слово, предложение, части речи, интонация, необходимых для овладения устной и письменной речью;
приобщение к обычаям, детскому песенному и сказочному фольклору долганского народа на родном языке;
развитие эмоциональной сферы обучающихся в процессе игровых миниатюр, национальных игр, спектаклей с использованием долганского языка.
37.5.7. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (долганского) языка, - 260 часов: в 1 классе - 56 часов (23 недели - 2 часа в неделю и 10 недель - 1 час в неделю), во 2 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе - 68 часов (2 часа в неделю).
(пп. 37.5.7 в ред. Приказа Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)
(см. текст в предыдущей редакции)
37.5.7.1. Возможна корректировка общего числа часов, рекомендованных для изучения предмета, с учетом индивидуального подхода образовательных организаций к выбору родного (долганского) языка и его реализации, в рамках соблюдения гигиенических нормативов к недельной образовательной нагрузке.
(пп. 37.5.7.1 введен Приказом Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875