85.6. Содержание обучения в 1 классе

85.6. Содержание обучения в 1 классе.

85.6.1. Начальным этапом изучения родного (чеченского) языка в 1 классе является учебный курс "Обучение грамоте". На учебный курс "Обучение грамоте" рекомендуется отводить 57 часов. Продолжительность учебного курса "Обучение грамоте" зависит от уровня подготовки обучающихся и может составлять 19 учебных недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может составлять 14 недель.

85.6.1.1. Развитие речи.

Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем.

Первоначальное представление о тексте. Понимание текста при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании.

Предмет и называющее его слово.

Слова, отвечающие на вопросы "мила?" ("кто?") и "хIун?" ("что?)". Слова, обозначающие действия. Общее понятие о слове и предложении.

Учебный диалог на заданные темы и ситуации.

Составление небольших рассказов повествовательного характера из серии сюжетных картинок, собственных игр, занятий, наблюдений.

Речевой этикет. Этикетные слова чеченского языка (приветствие - "Iуьйре дика хуьлда!", "Суьйре дика хуьлда!", "Де дика хуьлда!" ("Здравствуйте!"), прощание - "Iодика йойла!" ("До свидания!"), благодарность - "Дела реза хуьлда!", "Баркалла!" ("Спасибо!") и другие).

Интонация вопросительного предложения. Распознавание русских заимствований в текстах на чеченском языке.

85.6.1.2. Слово и предложение.

Наблюдение за значением слова. Слова с близким и противоположным значением.

Роль слова в общении, его функция. Правильное употребление в речи слов, обозначающих предметы, их признаки и действия.

Слово и словосочетание.

Восприятие слова как объекта изучения. Различение слова и обозначаемого им предмета.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Оформление предложений при письме. Чтение предложений с различной интонацией. Отработка навыков интонирования. Определение количества предложений в тексте.

Счет от 1 до 10.

85.6.1.3. Фонетика.

Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление последовательности и количества звуков в слове. Характеристика звуков речи с использованием схемы. Соотнесение изучаемых звуков чеченского языка со звуками русского языка. Звуки, передаваемые буквой к.

Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками: лом (лев) - лам (гора), кхор (груша) - кор (окно), лу (косуля) - ло (снег). Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.

Различение гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных. Специфические звуки чеченского языка [кх], [къ], [кI], [аь], [оь], [уь], [юь], [яь], [хь], [гI], [пI], [тI], [хI], [цI], [чI], [I].

Слог как минимальная единица произношения. Деление слов на слоги. Количество слогов в слове. Чтение слов по слогам.

85.6.1.4. Графика.

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Буквы чеченского языка. Прописная и строчная буквы. Алфавит. Отличие чеченского алфавита от русского.

Слоговой принцип чеченской графики. Чеченские специфические согласные звуки, обозначаемые буквами из двух знаков [гI], [кх], [къ], [кI], [пI], [тI], [хI], [хь], [цI], [чI], [аь], [уь], [оь]. Буква I. Звуко-буквенный анализ слов.

Функции букв е, ё, ю, я, й.

Прописные буквы Е, Ё, Я, Яь, Ю, Юь в именах и фамилиях людей, в кличках животных, названиях улиц, сел и городов.

Последовательность букв в чеченском алфавите.

85.6.1.5. Чтение.

Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Чтение с интонациями и паузами в соответствии с пунктуацией. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и небольших текстов. Выразительное чтение небольших прозаических текстов и стихотворений. Пересказ текста по вопросам учителя и самостоятельно. Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целых слов). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

85.6.1.6. Письмо.

Обучение письму и формирование каллиграфического навыка. Знакомство с гигиеническими требованиями, которые необходимо соблюдать во время письма. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных и строчных букв. Письмо разборчивым, аккуратным почерком. Письмо слов и предложений под диктовку. Приемы и последовательность правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

85.6.1.7. Орфография и пунктуация.

Раздельное написание слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички животных, названиях улиц, сел и городов), правописание букв я, яь, ю, юь, е, ё в именах, фамилиях, отчествах людей и букв я, ю, е, ё в именах собственных и заимствованных словах; правописание букв хь, кх, цI, къ, пI и другие, правописание слов с буквами ю, ы, ф, я, щ, перенос слов по слогам без стечения согласных, знаки препинания в конце предложения.

85.6.2. Систематический курс.

85.6.2.1. Общие сведения о языке.

Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации общения.

85.6.2.2. Фонетика.

Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Специфические звуки чеченского языка. Слог. Количество слогов в слове. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных).

85.6.2.3. Графика.

Звук и буква. Различение звуков и букв. Специфические буквы чеченского языка.

Буквы е, ё, ю, я употребляемые только в заимствованных словах. Прописная буква в именах, фамилиях и отчествах людей, кличках животных.

Чеченский алфавит: название букв, их последовательность. Использование алфавита для упорядочения списка слов.

Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса.

85.6.2.4. Орфоэпия.

Произношение звуков и сочетаний звуков: удвоенные согласные [ккх], [тт], [лл] и другие.

85.6.2.5. Лексика.

Слово как единица языка (ознакомление).

Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление).

Синонимы и антонимы (общее представление, без введения терминов).

85.6.2.6. Синтаксис.

Словосочетание (ознакомление). Предложение как единица языка (ознакомление).

Порядок слов в предложении. Правила написания предложения. Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов. Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора форм слов. Схема предложения. Чтение схемы предложения. Соотнесение предложения и его схемы. Составление предложений по схеме и с заданными словами.

Текст. Признаки текста. Тема текста, заголовок текста.

85.6.2.7. Орфография и пунктуация.

Раздельное написание слов в предложении; прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных, правописание букв я, яь, ю, юь, е, ё в именах, фамилиях, отчествах людей, в кличках животных, и букв я, ю, е, ё - в заимствованных словах, правописание букв хь, хI, кх, чI и другие, правописание слов с буквами щ, ь, ы, ф, перенос слов, знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Алгоритм списывания текста.

85.6.3. Развитие речи.

Речь как основная форма общения между людьми. Речь устная и письменная: основные отличия. Слово как единица речи. Роль слова в речи. Предложение и текст как единицы речи (ознакомление). Заголовок текста. Составление собственного текста.

Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи).

Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).