31.6. Содержание обучения в 1 классе

31.6. Содержание обучения в 1 классе.

31.6.1. Начальным этапом изучения родного (башкирского) языка в 1 классе является учебный курс "Обучение грамоте". На учебный курс "Обучение грамоте" рекомендуется отводить 46 часов (2 часа в неделю: 1 час учебного предмета "Родной (башкирский) язык" и 1 час учебного предмета "Литературное чтение на родном (башкирском) языке"). Продолжительность учебного курса "Обучение грамоте" зависит от уровня подготовки обучающихся и может составлять до 23 учебных недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может составлять до 10 недель.

31.6.2. Обучение грамоте.

31.6.2.1. Развитие речи. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений с использованием русского языка. Восприятие и понимание слов, предложений и текста на башкирском языке при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух.

31.6.2.2. Слово и предложение.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

31.6.2.3. Фонетика.

Рисунок 69

31.6.2.4. Графика.

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип башкирской графики. Функции букв "е", "ё", "ю", "я". Буква в, обозначающая два звука: [в] и [w]. Последовательность букв в башкирском алфавите. Отсутствие заглавных букв Рисунок 70 и Рисунок 71), так как в башкирском языке слов, начинающихся с этих звуков, нет.

31.6.2.5. Чтение.

Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Слоговые таблицы и слоги-слияния. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений. Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

31.6.2.6. Письмо.

Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во время письма. Начертание письменных прописных и строчных букв башкирского языка, сравнивая их с буквами русского языка. Письмо разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Приемы и последовательность правильного списывания текста. Функция небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

31.6.2.7. Орфография и пунктуация.

Правила правописания и их применение: раздельное написание слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички животных); перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.

31.6.3. Тематические блоки.

31.6.3.1. "Рисунок 72" ("Я изучаю башкирский язык").

Знакомство с учебником башкирского языка. Рассказ о существовании многих языков, на которых общаются между собой люди разных стран. О том, как книги учат читать и писать. О башкирских звуках и буквах, которые можно узнать из учебной книги. О важности умения общаться друг с другом на башкирском языке, писать письма, поздравления. Башкирский как язык, на котором говорят наши родители, бабушки и дедушки.

31.6.3.2. "Танышыу" ("Знакомство").

Информация об имени, фамилии и отчестве. Приветствие, знакомство, прощание. Разговор по телефону. Игры и игрушки (с использованием типичных фраз речевого этикета).

31.6.3.3 "Минен Рисунок 73" ("Моя школа").

Школа. Класс. Учебные принадлежности. Учитель и ученики. Дежурство в классе. Перемена. Физзарядка. Учим скороговорки. Играем в игры.

31.6.3.4. "Рисунок 74" ("Я и моя семья").

Наша семья. Сколько нас в семье? Занятия родителей. Помощь взрослым по дому. Прием пищи: завтрак, обед, ужин. Время: день и ночь. Часы и минуты. Дни недели. Наши праздники: мой день рождения.

31.6.3.5. "Рисунок 75" ("Я и мои друзья").

В магазине одежды. В магазине продуктов. Покупка продуктов. Мой котенок. Мой щенок. Мой любимый цветок. Собираем букет в саду. Подарок другу. Наши игры. Идем в кинотеатр.

31.6.3.6. "Рисунок 76 республикам" ("Моя республика").

Что такое Родина? Где мы живем? Как называется наш город? Как называется твое село? В гости к бабушке. Башкирские блюда: бишбармак, бялеш, кыстыбай, коймак, чак-чак. Наши праздники: готовимся к Новогодней елке.

31.6.3.7. Мине уратып Рисунок 77 донъя" ("Мир вокруг меня").

Наш сад: что растет на грядках? Богатый урожай фруктов. Мои любимые ягоды. Копаем картошку. Убираем овощи. Родная природа: какие деревья растут в лесу? Дикие животные нашего края: заяц, лиса, волк, медведь, лось. Домашние животные: корова, овца, коза, лошадь, собака, кошка. Домашние птицы: курица, петух, гусь, утка, индюк. Как мы ухаживаем за ними?

31.6.4. Систематический курс.

31.6.4.1. Общие сведения о языке.

Язык как основное средство человеческого общения и познания окружающего мира. Многообразие языков. Цели и ситуации общения.

31.6.4.2. Фонетика.

Рисунок 78

31.6.4.3. Графика.

Рисунок 79

31.6.4.4. Орфоэпия.

Произношение звуков и сочетаний звуков в словах в соответствии с нормами современного башкирского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).

31.6.4.5. Лексика.

Слово как единица языка (ознакомление). Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление). Перевод слов с русского языка на башкирский язык для восприятия их звучания и понимания смысла. Использование русско-башкирского словаря, представленного в учебнике. Выявление слов, значение которых требует уточнения.

31.6.4.6. Синтаксис.

Предложение как единица языка (ознакомление). Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов. Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора предложенных слов.

31.6.4.7. Орфография и пунктуация.

Правила правописания и их применение: раздельное написание слов в предложении; прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных; перенос слов (без учета морфемного членения слова); знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Алгоритм списывания текста.

31.6.4.8. Развитие речи.

Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление). Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи). Нормы речевого этикета башкир в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

31.6.5. Тематические блоки.

31.6.5.1. "Рисунок 80" ("Я изучаю башкирский язык").

Кто живет в нашей деревне (городе)? На каких языках говорят наши соседи? Какие языки ты знаешь?

31.6.5.2. "Танышыу" ("Знакомство").

Формы приветствия сверстников; обращение к знакомому и незнакомому человеку.

31.6.5.3. "Рисунок 81" ("Моя школа").

В школе. Расписание уроков. На занятии кружка. В библиотеке.

31.6.5.4. "Рисунок 82" ("Я и моя семья").

Дом. Профессии и занятия членов семьи. Как мы проводим свободное время.

31.6.5.5. "Рисунок 83" ("Я и мои друзья").

В магазине книг. Выбор подарка (другу, учителю, родителям, близким).

31.6.5.6. "Рисунок 84 республикам" ("Моя республика").

Праздник мам. Мы за праздничным столом.

31.6.5.7. "Мине уратып Рисунок 85 донъя" ("Мир вокруг меня").

Наступило лето. Как мы проводим лето?