61.6. Содержание обучения в 1 классе

61.6. Содержание обучения в 1 классе.

61.6.1. Начальным этапом изучения родного (нивхского) языка в 1 классе является учебный курс "Обучение грамоте". На учебный курс "Обучение грамоте" рекомендуется отводить 46 часов (2 часа в неделю: 1 час учебного предмета "Родной (нивхский) язык" и 1 час учебного предмета "Литературное чтение на родном (нивхском) языке"). Продолжительность учебного курса "Обучение грамоте" зависит от уровня подготовки обучающихся и может составлять до 23 учебных недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может варьироваться до 10 недель.

61.6.2. Обучение грамоте.

61.6.2.1. Развитие речи. Речь (устная и письменная) - общее представление. Диалог.

61.6.2.2. Предложение и слово. Деление текста на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

61.6.2.3. Фонетика и графика.

Рисунок 1375

Звуки и обозначаемые ими буквы. Строчные и заглавные буквы. Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.

Правильная артикуляция при произношении звуков, буквосочетаний, слов, словосочетаний, предложений.

Буквы, употребляющиеся только в заимствованных словах (ж, ш, щ, ц).

61.6.2.4. Слово и предложение.

Предложение и слово. Деление текста на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

Активизация и расширение словарного запаса.

61.6.2.5. Чтение.

Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью (соответствующей индивидуальному темпу). Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Выразительное чтение.

61.6.2.6. Письмо.

Мелкая моторика пальцев и свободы движения руки. Ориентирование на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Гигиенические требования письма. Анализ начертаний письменных заглавных и строчных букв.

Зрительный образ звука, обозначающей его буквы и двигательного образа этой буквы. Приемы соединения строчных и прописных букв.

Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса. Приемы последовательности правильного списывания текста. Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов.

Письмо под диктовку слов и предложений.

Овладение разборчивым, аккуратным письмом.

61.6.2.7. Орфография и пунктуация.

Знакомство с правилами правописания и их применение. Раздельное написание слов. Прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички животных). Перенос слов по слогам. Знаки препинания в конце предложения.

61.6.3. Систематический курс.

61.6.3.1. Основные сведения о языке. Язык и культура.

Нивхский язык - наш родной язык. Правила гигиены чтения и письма.

Язык и речь. Слово, предложение, текст. Наша речь.

61.6.3.2. Фонетика, графика, орфоэпия.

Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы, их обозначающие. Согласные звуки и буквы, их обозначающие. Характеристика гласных и согласных звуков. Звуковая модель слова. Отличие придыхательных и непридыхательных, заднеязычных и увулярных звуков. Особенности произношения фарингального звука и сонанта. Специфические звуки и буквы нивхского языка.

Звуки и сочетания звуков. Ударение в словах в соответствии с нормами нивхского языка. Ритмоинтонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного (с вопросительным словом и с вопросительной частицей) предложений. Интонация перечисления.

61.6.3.3. Лексика.

Слово - единица речи. Роль слова в речи. Номинативная функция слов. Связь слов по смыслу по теме. Слова, обозначающие предметы, признаки и действия.

61.6.3.4. Синтаксис.

Словосочетание. Предложение и текст как единицы речи. Простое и распространенное предложение. Порядок слов в предложении. Типы предложений по цели высказывания,

61.6.3.5. Развитие речи.

Нормы речевого этикета: приветствие, прощание, согласие-несогласие, впечатление, просьбы, благодарность, сомнение, некоторые выражения классного обихода. Становление речевой компетенции за счет расширения словарного запаса, развития грамматического строя речи, произносительных умений и овладения культурой речевого поведения.

Создание условий для речевого общения на родном языке, стимулирование обучающихся к коммуникации.

Тематические группы лексики нивхского языка: "Времена года" (названия времен года, занятия людей в разное время года, явления природы, погода), "Время суток, части дня" (названия частей дня, занятия людей в разное время суток), "Моя семья" (называние членов семьи, родственников), "В доме" (жилой дом, старинный и современный дом, мебель, предметы домашнего обихода), "Посуда" (кухонные принадлежности, посуда традиционная и нетрадиционная), "Домашние животные" (названия домашних животных и их детенышей), "На реке. Водоплавающие птицы" (названия водоплавающих птиц), "На рыбалке" (названия рыб и орудий лова), "В лесу. Лесные животные" (названия диких животных), "На мари. Ягоды. Деревья" (названия ягод, деревьев, кустарников), "В библиотеке" (книга, сказка, читать, писать, смотреть, слушать), "Игры" (подвижные игры, традиционные игры нивхов).