56.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (мокшанскому) языку на уровне начального общего образования

56.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (мокшанскому) языку на уровне начального общего образования.

56.10.1. В результате изучения родного (мокшанского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (мокшанского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (мокшанского) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе родного (мокшанского) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (мокшанского) языка).

56.10.2. В результате изучения родного (мокшанского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

56.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (мокшанского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

56.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

56.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

56.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

56.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

56.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

56.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

56.10.3. Предметные результаты изучения родного (мокшанского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

различать слово и предложение, выделять слова из предложений;

выделять звуки из слова;

различать гласные и согласные звуки, в том числе различать в слове согласный звук [й] и гласный звук [и];

различать согласные звуки: мягкие и твердые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);

различать понятия звук и буква;

определять количество слогов в слове, делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных);

обозначать при письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в конце слова;

правильно называть буквы алфавита мокшанского языка, использовать знание последовательности букв алфавита для упорядочения списка слов;

писать аккуратным разборчивым почерком прописные и строчные буквы, соединения буквы, слова;

применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении, знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки, прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии людей, клички животных, географические названия), перенос слов по слогам (слова из слогов типа "согласный + гласный");

правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объемом 25 - 30 слов;

писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3 - 5 слов, тексты объемом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением;

находить и исправлять ошибки по изученным правилам;

понимать прослушанный текст;

читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;

находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;

составлять предложение из набора форм слов;

устно составлять текст из 3 - 5 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям за окружающей действительностью;

использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

56.10.4. Предметные результаты изучения родного (мокшанского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

осознавать язык как основное средство общения;

иметь представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации, месте родного (мокшанского) языка среди других языков народов России, его роли как носителя народной культуры, средства ее познания;

характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный или непарный по твердости-мягкости, согласный парный или непарный по звонкости-глухости;

определять количество слогов в слове (в том числе при стечении согласных), делить слово на слоги;

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учетом функций букв е, ё, ю, я;

обозначать при письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине и конце слова;

находить однокоренные слова;

выделять в слове корень (простые случаи);

выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по словарям, случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов);

распознавать слова, отвечающие на вопросы "кие?", "кит?" ("кто?"), "мезе?", "месть?" ("что?");

распознавать слова, отвечающие на вопросы "кодама" ("какой?", "какая?", "какое?"), "кодапт?" ("какие?");

распознавать слова, отвечающие на вопросы "мезе тиемс?" ("что делать?"), "мезе тии?" ("что делает?"), "мезе тиихть?" ("что делают?"), "мезе тиендихть?" ("что делают?") (многократно) и другие;

определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

применять изученные правила правописания, в том числе: звонкие и глухие согласные в корне слова, прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;

правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объемом не более 45 - 50 слов;

писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объемом не более 40 - 45 слов с учетом изученных правил правописания;

находить и исправлять ошибки по изученным правилам;

пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;

строить устное диалогическое и монологическое высказывания (2 - 5 предложений на определенную тему, по наблюдениям за окружающим) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;

формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1 - 2 предложения);

составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;

определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;

составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;

писать подробное изложение повествовательного текста объемом 30 - 45 слов с использованием вопросов;

объяснять своими словами значение изученных понятий;

использовать изученные понятия.

56.10.5. Предметные результаты изучения родного (мокшанского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

определять место родного (мокшанского) языка среди других языков народов России, его роль как носителя народной культуры, объяснять значение мокшанского языка как государственного языка на территории Республики Мордовия;

характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

производить звуко-буквенный анализ слова, в том числе с учетом функций букв е, ё, ю, я и мягкого знака (ь);

различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами корень, суффикс;

выявлять случаи употребления синонимов и антонимов, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;

распознавать слова, употребляемые в прямом и переносном значении (простые случаи);

определять значение слова в тексте;

распознавать имена существительные, распознавать существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, определять их число и падеж, склонять имена существительные в единственном числе в основном склонении, раскрывать их роль в создании текста;

распознавать имена прилагательные, определять, какие признаки они обозначают, выявлять их значение в тексте;

распознавать глаголы, различать неопределенную форму глагола, отвечающую на вопрос "мезе тиемс" ("что делать?"), определять грамматические признаки глаголов: лицо, число, форма времени, изменять глагол по временам (простые случаи), раскрывать роль глагола в создании текста;

распознавать личные местоимения, использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;

распознавать послелоги, правильно определять их роль в составе словосочетаний и предложения;

определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

распознавать распространенные и нераспространенные предложения;

находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

правильно списывать слова, предложения, тексты объемом не более 70 слов;

писать под диктовку тексты объемом не более 65 слов с учетом изученных правил правописания;

находить и исправлять ошибки по изученным правилам;

понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;

формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и письменно (1 - 2 предложения);

строить устное диалогическое и монологическое высказывания (3 - 5 предложений на определенную тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;

создавать небольшие устные и письменные тексты (2 - 4 предложения), содержащие приветствие, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;

определять ключевые слова в тексте;

определять тему текста и основную мысль текста;

выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;

составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;

писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану;

объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия;

уточнять значение слова с помощью толкового словаря.

56.10.6. Предметные результаты изучения родного (мокшанского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

объяснять значение родного (мокшанского) языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа, осознавать его как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа;

осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека;

проводить звуко-буквенный разбор слов;

подбирать к предложенным словам синонимы и антонимы;

выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту;

проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами, составлять схему состава слова, соотносить состав слова с представленной схемой;

устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в объеме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;

определять грамматические признаки имен существительных: склонение, число, падеж, проводить разбор имени существительного как части речи, раскрывать роль имени существительного в создании текста;

определять грамматические признаки имен прилагательных, раскрывать их роль в создании текста;

устанавливать (находить) неопределенную форму глагола, определять грамматические признаки глаголов: время, лицо, число, изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать), проводить разбор глагола как части речи, раскрывать роль глагола в создании текста;

определять грамматические признаки личного местоимения, использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;

различать предложение, словосочетание и слово;

классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

различать распространенные и нераспространенные предложения;

распознавать предложения с однородными членами, составлять предложения с однородными членами, использовать предложения с однородными членами в речи;

производить синтаксический разбор простого предложения;

правильно списывать тексты объемом не более 80 - 85 слов;

писать под диктовку тексты объемом не более 80 - 85 слов с учетом изученных правил правописания;

находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки по изученным правилам;

осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение), выбирать языковые средства в ситуации общения;

строить устное диалогическое и монологическое высказывания (4 - 6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;

создавать небольшие устные и письменные тексты (3 - 5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, в том числе электронные, поздравительные открытки, объявления);

определять тему и основную мысль текста, самостоятельно озаглавливая текст;

корректировать порядок предложений и частей текста;

составлять план к заданным текстам;

осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);

осуществлять выборочный пересказ текста (устно);

писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;

использовать ознакомительное, изучающее чтение, поиск информации, формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации, интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию;

уточнять значение слова с помощью толкового словаря (на бумажном и электронном носителе), в Интернете в условиях контролируемого входа.