86.8. Содержание обучения в 3 классе

86.8. Содержание обучения в 3 классе.

86.8.1. Сведения о чувашском языке.

Чувашский язык как государственный язык Чувашской Республики. Методы познания языка: наблюдение, анализ.

86.8.2. Фонетика и графика.

Звуки чувашского языка: гласный и согласный, гласный ударный и безударный, гласный твердый и мягкий, согласный твердый и мягкий. Функции разделительных мягкого и твердого знаков, условия использования при письме разделительных мягкого и твердого знаков (повторение изученного). Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, с буквами е, ю, я, ё. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

86.8.3. Орфоэпия.

Нормы произношения звуков и сочетаний звуков (слов), ударение в словах в соответствии с нормами современного чувашского литературного языка.

86.8.4. Лексика.

Слова, значение которых требует уточнения. Использование в речи синонимов, антонимов и омонимов. Этикетные слова, термины родства (в объеме содержания курса). Исконно чувашские слова и слова, заимствованные из других языков (в объеме содержания курса).

86.8.5. Состав слова (морфемика).

Состав слова. Понятие "корень слова" Рисунок 2529 и "аффиксы" ("аффикссем"), "словообразовательные аффиксы" и "словоизменяющие аффиксы" ("Рисунок 2530 аффикссем тата Рисунок 2531 аффикссем"). Однокоренные слова, образованные с помощью словообразовательных аффиксов.

86.8.6. Морфология. Части речи.

Имя существительное. Значение, вопросы и употребление в речи. Умение распознавать имена собственные. Изменение существительных по числам. Единственное и множественное число имен существительных. Правописание форм множественного числа имен существительных.

Имя прилагательное. Значение, вопросы и употребление в речи. Сочетание имен прилагательных с именами существительными и глаголами. Особенности употребления имен прилагательных в чувашском языке с именами существительными. Синонимичные и антонимичные имена прилагательные.

Глагол. Значение, вопросы и употребление в речи. Синонимичные и антонимичные глаголы. Изменение глаголов по временам: настоящее время, прошедшее время, будущее время. Изменение глаголов по лицам, числам. Вопросы к глаголам настоящего и прошедшего времени в единственном и во множественном числе.

Местоимение. Общее значение. Употребление в речи.

Имя числительное. Общее значение. Употребление в речи.

86.8.7. Синтаксис.

Установление связи между словами в словосочетании и предложении при помощи смысловых вопросов. Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Распространенные и нераспространенные предложения.

86.8.8. Орфография и пунктуация.

Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов. Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.

Применение правил правописания: прописная буква в именах собственных, правописание букв э, е, ю, я, ё в словах, учет озвончения шумного согласного в позициях между двумя гласными, между сонорным и гласным (Рисунок 2532, упа, карта, калта), правописание сочетания лч и нч в словах (Рисунок 2533, калча, мунча, анчах), правописание ы или и после Рисунок 2534, ч (Рисунок 2535, Рисунок 2536, чылай, Рисунок 2537), удвоенные согласные на стыке между корнем и аффиксом (лаша - лашалла, лапта - лапталла, пукане - пуканелле), правописание слов со словообразовательными аффиксами Рисунок 2538 Рисунок 2539, Рисунок 2540 Рисунок 2541 (Рисунок 2542, Рисунок 2543, Рисунок 2544, Рисунок 2545), правописание форм множественного числа имен существительных, заканчивающихся на ш, с, Рисунок 2546, правописание глаголов в разных временах, лицах.

86.8.9. Развитие речи.

Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и другие. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы.

Текст. Признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок (повторение). План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и (та (те) тата), но (анчах). Ключевые слова в тексте. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

Жанр письма, объявления.

Изучающее чтение. Функции ознакомительного чтения, ситуации применения.