129.8. Содержание обучения в 3 классе

129.8. Содержание обучения в 3 классе.

129.8.1. Устное народное творчество (малые фольклорные жанры, народные сказки.

Ненецкая сказка фольклорная (народная). Лаханако. Отражение в сказке быта и культуры ненецкого народа, реальность и волшебство в сказке. Событийная сторона сказки: последовательность событий в сказке. Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные (без употребления термина). Герои сказки. Нравственные ценности, поступки, отражающие нравственные качества. Художественные особенности сказки: построение (композиция), лексика. Характеристика героя, волшебные помощники. Отражение сюжета в иллюстрациях.

Ненецкие загадки. Хобцоко. Народные приметы.

Произведения для чтения:

Рисунок 4950

Рисунок 4951

Рисунок 4952

129.8.2. Произведения о детях и дружбе, родном крае, его природе и истории, о животных, о семье, традициях и другие тематические блоки.

Рассказы и стихотворения ненецких писателей и поэтов, русских писателей и поэтов, переведенные на ненецкий язык. О школе, об учебе, о труде, о наставлениях, о семье и о маме, о нашей Родине, о любви к малой родине, о городах на Крайнем Севере, о страницах истории России и полете первого человека в космос, о защитниках Отечества. Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края, нравственные ценности, выраженные в произведениях. О природе тундры в разное время года, о жизни животных и птиц, взаимоотношении человека и животных, защите и охране природы, о жизни и труде людей тундры, о детях и их жизни, занятиях, о взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, о традиционных занятиях и образе жизни ненецкого народа, о судьбе и жизни детей в странице истории ненецкого народа, о нравственных ценностях (что такое хорошо и что такое плохо).

Стихотворение - лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора, как описание в стихотворной форме чувств, связанных с наблюдениями и описаниями природы.

Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием. Сюжет рассказа: основные события, главный герой, действующие лица.

Рисунок 4953

Творчество ненецких писателей и поэтов: Е. Сусой, А. Пырерка, И. Юганпелика.

129.8.3. Литературные произведения других народов России, произведения русских писателей и поэтов, написанные на русском языке, в переводе на ненецкий язык.

Рассказы и стихотворения о школе, об учебе, о наставлениях, о маме, о нашей Родине, о страницах истории России, о защитниках Отечества, о природе в зимнее время года, о жизни животных и птиц, о жизни и труде, о детях, о нравственных ценностях (что такое хорошо и что такое плохо).

Лирические произведения поэтов и писателей как описание в стихотворной форме чувств, связанных с наблюдениями, описаниями природы.

Рисунок 4954

Рисунок 4955

129.8.4. Библиографическая культура (работа с детской книгой, со справочной литературой). Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности. Использование аппарата книги (обложка, оглавление, иллюстрации). Правила юного читателя.

129.8.5. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, автор (рассказчик), сюжет, тема, герой произведения (портрет, речь, поступки). Общие представления об особенностях разных типов текста: повествование (рассказ), описание (природы), рассуждение (диалог героев). Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм). Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Литературная (авторская) сказка. Жанровое разнообразие произведений. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Рассказ, стихотворение - общее представление о жанре.