52.6. Содержание обучения в 1 классе

52.6. Содержание обучения в 1 классе.

52.6.1. Начальным этапом изучения родного (лакского) языка в 1 классе является учебный курс "Обучение грамоте". На учебный курс "Обучение грамоте" рекомендуется отводить 46 часов (2 часа в неделю: 1 час учебного предмета "Родной (лакский) язык" и 1 час учебного предмета "Литературное чтение на родном (лакском) языке"). Продолжительность учебного курса "Обучение грамоте" составляет 23 учебные недели, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе составляет 10 недель.

52.6.1.1. Развитие речи.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, обозначающих предметы, их признаки и действия.

Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Разгадывание загадок, заучивание стихотворений, использование в речи пословиц и поговорок.

52.6.1.2. Слово и предложение.

Наблюдение за лексическим значением слова. Роль слова в общении, его функция. Правильное употребление в речи слов, обозначающих предметы, их признаки и действия.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Оформление предложений при письме. Чтение предложений с различной интонацией. Отработка навыков интонирования. Определение количества предложений в тексте.

52.6.1.3. Фонетика.

Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление последовательности и количества звуков в слове. Характеристика звуков речи с использованием схемы.

Гласные и согласные звуки. Специфические звуки: [аь], [оь], [гь], [гъ], [кь], [хь], [хъ], [тI], [цI], [чI], [кI], [хI], [пI]. Сопоставление слов, которые различаются одним или несколькими звуками (та - тта, су - ссу, хьу - хьхьу). Звуко-буквенный анализ слов. Слогообразующая роль гласных.

Слог как минимальная единица произношения. Деление слов на слоги. Количество слогов в слове. Чтение слов по слогам.

Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.

52.6.1.4. Графика.

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Буквы я, е, ю, их двойная роль (в зависимости от места в слове). Буква ъ и ее функции. Буква ь и ее функции. Буквы о, ё, ы, ф и их функции. Знакомство с алфавитом лакского языка как последовательностью букв. Значение алфавита.

52.6.1.5. Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу обучающегося. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов, чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

52.6.1.6. Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

52.6.1.7. Орфография.

Знакомство с правилами правописания и их применение: обозначение специфических звуков при письме, раздельное написание слов, Прописная буква в начале предложения, в именах собственных, перенос слов по слогам.

52.6.2. После обучения грамоте начинается раздельное изучение родного (лакского) языка и литературного чтения на родном (лакском) языке. На изучение курса родного (лакского) языка отводится 10 часов (1 час в неделю), продолжительность изучения систематического курса в 1 классе составляет 10 недель.

52.6.2.1. Общие сведения о родном языке.

Роль родного языка в жизни человека.

52.6.2.2. Речь, текст, предложение, слово.

Текст. Предложение. Предложение и текст как единицы речи. Слово - единица речи. Роль слова в речи. Номинативная функция слов. Связь слов по смыслу.

Прописная буква в начале предложения.

52.6.2.3. Фонетика, графика.

Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. Специфические звуки и буквы. Геминаты и их обозначение при письме.

Слог. Перенос слов.

52.6.2.4. Слово.

Слова, отвечающие на вопросы "цу?" ("кто?"), "ци?" ("что?").

Слова, отвечающие на вопрос "ци дуллан? "ци дан?" ("что делать?"), "ци хъанан?" ("что случилось?"), "ци дуллай ур?" (дур, бур) ("что делает?").

Слова, отвечающие на вопрос "цукунсса?" ("какой?"), "цукунма" ("какой"), "цукунмур" ("какая?"), "цукунми?" ("какие?").

Прописная буква в именах, фамилиях, названиях и других.