80.6. Содержание обучения в 1 классе
80.6.1. В 1 классе практическое обучение хакасской грамоте происходит на уровне грамматической пропедевтики с учетом специфики изучаемого параллельно курса русского языка.
На учебный курс "Обучение грамоте" рекомендуется отводить 56 часов (2 часа в неделю: 1 час учебного предмета "Родной (хакасский) язык" и 1 час учебного предмета "Литературное чтение на родном (хакасском) языке"). Продолжительность учебного курса "Обучение грамоте" зависит от уровня подготовки обучающихся и может составлять от 20 до 23 учебных недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может варьироваться от 10 до 13 недель.
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)
(см. текст в предыдущей редакции)
80.6.2. Тематическое содержание речи.
Танызаалар? (Давайте познакомимся!).
школабыс. (Наша школа).
. (Моя семья). Кип-азаам. (Моя одежда).
. (Мои друзья). Чыл тустары. (Времена года).
турам.
чирbм. (Мой дом. Моя Родина). Елекеннер. (Праздники). Хустар, маллар,
. (Из жизни птиц, зверей и животных).
Восприятие на слух хакасской речи, понимание содержания небольших сообщений.
Диалогическая форма речи. Ведение элементарного этикетного диалога, диалога-расспроса. Умение понимать простые вопросы, кратко отвечать на них, самим задавать простые вопросы.
Монологическая форма речи. Создание кратких монологических высказываний по предложенной теме или рисункам, образцам. Составление описания, овладение активным словарем по темам общения, обозначенным в программе (не менее 250 лексических единиц).
Соотношение графического образа хакасского слова с его звуковым оформлением.
Соотношение звуков и букв, овладение правилами позиционного чтения.
Чтение вслух изученных слов, словосочетаний, предложений, небольших учебных текстов, построенных на изученном языковом материале, соблюдение правил произношения и соответствующей интонации. Формирование умения находить в тексте необходимую информацию и использовать ее. Использование двуязычного словаря учебника.
Овладение начертанием заглавных и строчных букв, идентичных буквам русского алфавита. Овладение техникой письма специфических букв хакасского алфавита J
, Е е, I b, U
,
,
.
Раздельное написание слов. Прописная буква в начале предложения, в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия.
Списывание слов, предложений. Вставка пропущенных букв в слово или слов в предложение.
80.6.4. Языковые знания и навыки.
Хакасский алфавит. Звук и буква. Прописная буква в начале предложения и в именах собственных, кличках животных, географических названиях. Слово и предложение. Текст. Ударение.
Гласные и согласные звуки хакасского языка. Мягкие и твердые гласные звуки. Краткие и долгие гласные. Согласные сонорные и шумные. Твердое и мягкое произношение согласных. Озвончение шумных согласных. Сдвоенные согласные. Заимствованные из русского языка согласные звуки. Звуковое значение букв е, ё, ю, я.
Правильная расстановка знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения.
Особенности порядка слов в хакасском предложении.
Простые нераспространенные и распространенные предложения.
Предложения с простым глагольным сказуемым: "Петя ырлапча" ("Петя поет").
Предложения с именным сказуемым: "Пу
" ("Это мой старший брат").
Предложения с составным глагольным сказуемым: "
учух парыбысхан" ("Птица улетела").
Имена существительные, отвечающие на вопросы "кем?", "кемдbр?" ("кто?"); "ниме?", "нимедbр?" ("что?").
Глаголы, отвечающие на вопросы "ниме итче?" ("что делает?"), "ниме итчелер?" ("что делают?"), "ниме итчем?" ("что делаю?"), "ниме итчебbс?" ("что делаем?"), "ниме
?" ("что делаешь?"), "ниме итчезер?" ("что делаете?").
Имена прилагательные, отвечающие на вопросы
("какой?", "какая?", "какое?", "какие?"), "
?" ("какого цвета?").
Имена числительные, отвечающие на вопрос "
?" ("сколько?"), "
?" ("который?"). Полная и краткая формы количественных числительных "bкb" ("два"), "bкb адай" ("две собаки").
Личные местоимения: "мин" ("я"), "син" ("ты"), "ол" ("он", "она", "оно"), "пbс" ("мы"), "сbрер" ("вы"), "олар" ("они"). Личные местоимения "мин" ("я"), "син" ("ты") в форме притяжательного падежа: "
" ("мой", "моя", мое"), "
" ("твой", "твоя", "твое"). Указательное местоимение "пу" ("этот", "эта", "это").
Наречия, отвечающие на вопрос "
?" ("когда?").
Падежные формы имен существительных, употребляющихся в роли послелогов: "алтында" ("под"), "аразында" ("между"), "естенде" ("на").
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875