80.6. Содержание обучения в 1 классе

80.6. Содержание обучения в 1 классе.

80.6.1. В 1 классе практическое обучение хакасской грамоте происходит на уровне грамматической пропедевтики с учетом специфики изучаемого параллельно курса русского языка.

На учебный курс "Обучение грамоте" рекомендуется отводить 56 часов (2 часа в неделю: 1 час учебного предмета "Родной (хакасский) язык" и 1 час учебного предмета "Литературное чтение на родном (хакасском) языке"). Продолжительность учебного курса "Обучение грамоте" зависит от уровня подготовки обучающихся и может составлять от 20 до 23 учебных недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может варьироваться от 10 до 13 недель.

(в ред. Приказа Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)

(см. текст в предыдущей редакции)

80.6.2. Тематическое содержание речи.

Танызаалар? (Давайте познакомимся!). Рисунок 2380 школабыс. (Наша школа). Рисунок 2381 Рисунок 2382. (Моя семья). Кип-азаам. (Моя одежда). Рисунок 2383. (Мои друзья). Чыл тустары. (Времена года). Рисунок 2384 турам. Рисунок 2385 чирbм. (Мой дом. Моя Родина). Елекеннер. (Праздники). Хустар, маллар, Рисунок 2386. (Из жизни птиц, зверей и животных).

80.6.3. Речевые умения.

80.6.3.1. Аудирование.

Восприятие на слух хакасской речи, понимание содержания небольших сообщений.

80.6.3.2. Говорение.

Диалогическая форма речи. Ведение элементарного этикетного диалога, диалога-расспроса. Умение понимать простые вопросы, кратко отвечать на них, самим задавать простые вопросы.

Монологическая форма речи. Создание кратких монологических высказываний по предложенной теме или рисункам, образцам. Составление описания, овладение активным словарем по темам общения, обозначенным в программе (не менее 250 лексических единиц).

80.6.3.3. Чтение.

Соотношение графического образа хакасского слова с его звуковым оформлением.

Соотношение звуков и букв, овладение правилами позиционного чтения.

Чтение вслух изученных слов, словосочетаний, предложений, небольших учебных текстов, построенных на изученном языковом материале, соблюдение правил произношения и соответствующей интонации. Формирование умения находить в тексте необходимую информацию и использовать ее. Использование двуязычного словаря учебника.

80.6.3.4. Письмо.

Овладение начертанием заглавных и строчных букв, идентичных буквам русского алфавита. Овладение техникой письма специфических букв хакасского алфавита J Рисунок 2387, Е е, I b, U Рисунок 2388, Рисунок 2389, Рисунок 2390.

Раздельное написание слов. Прописная буква в начале предложения, в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия.

Списывание слов, предложений. Вставка пропущенных букв в слово или слов в предложение.

80.6.4. Языковые знания и навыки.

Хакасский алфавит. Звук и буква. Прописная буква в начале предложения и в именах собственных, кличках животных, географических названиях. Слово и предложение. Текст. Ударение.

Гласные и согласные звуки хакасского языка. Мягкие и твердые гласные звуки. Краткие и долгие гласные. Согласные сонорные и шумные. Твердое и мягкое произношение согласных. Озвончение шумных согласных. Сдвоенные согласные. Заимствованные из русского языка согласные звуки. Звуковое значение букв е, ё, ю, я.

Правильная расстановка знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения.

Особенности порядка слов в хакасском предложении.

Простые нераспространенные и распространенные предложения.

Предложения с простым глагольным сказуемым: "Петя ырлапча" ("Петя поет").

Предложения с именным сказуемым: "Пу Рисунок 2391 Рисунок 2392 Рисунок 2393" ("Это мой старший брат").

Предложения с составным глагольным сказуемым: "Рисунок 2394 учух парыбысхан" ("Птица улетела").

Имена существительные, отвечающие на вопросы "кем?", "кемдbр?" ("кто?"); "ниме?", "нимедbр?" ("что?").

Глаголы, отвечающие на вопросы "ниме итче?" ("что делает?"), "ниме итчелер?" ("что делают?"), "ниме итчем?" ("что делаю?"), "ниме итчебbс?" ("что делаем?"), "ниме Рисунок 2395?" ("что делаешь?"), "ниме итчезер?" ("что делаете?").

Имена прилагательные, отвечающие на вопросы Рисунок 2396 ("какой?", "какая?", "какое?", "какие?"), "Рисунок 2397 Рисунок 2398?" ("какого цвета?").

Имена числительные, отвечающие на вопрос "Рисунок 2399?" ("сколько?"), "Рисунок 2400?" ("который?"). Полная и краткая формы количественных числительных "bкb" ("два"), "bкb адай" ("две собаки").

Личные местоимения: "мин" ("я"), "син" ("ты"), "ол" ("он", "она", "оно"), "пbс" ("мы"), "сbрер" ("вы"), "олар" ("они"). Личные местоимения "мин" ("я"), "син" ("ты") в форме притяжательного падежа: "Рисунок 2401" ("мой", "моя", мое"), "Рисунок 2402" ("твой", "твоя", "твое"). Указательное местоимение "пу" ("этот", "эта", "это").

Наречия, отвечающие на вопрос "Рисунок 2403?" ("когда?").

Падежные формы имен существительных, употребляющихся в роли послелогов: "алтында" ("под"), "аразында" ("между"), "естенде" ("на").

Количественные числительные до 10.