54.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (марийскому) языку на уровне начального общего образования
54.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (марийскому) языку на уровне начального общего образования.
54.10.1. В результате изучения родного (марийского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (марийского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (марийского) языка в Российской Федерации и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения; соблюдение норм речевого этикета;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (марийского) языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (марийского) языка).
54.10.2. В результате изучения родного (марийского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
54.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (марийского) языка с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
54.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
54.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.
54.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
54.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
54.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.
54.10.2.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
54.10.3. Предметные результаты изучения родного (марийского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
осознавать единство звукового состава слова и его значения;
устанавливать число и последовательность звуков в слове;
сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками;
составлять звуковые модели слов;
сравнивать модели различных слов;
подбирать слова к определенной модели;
различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;
различать мягкие и твердые согласные звуки, определять парные и непарные по твердости (мягкости) согласные звуки;
различать звонкие и глухие согласные звуки, определять парные и непарные по звонкости (глухости) согласные звуки;
определять смыслоразличительную функцию языков;
определять качественные характеристики звуков;
определять слог как минимальную произносительную единицу;
определять место ударения в слове, определять ударный и безударный слоги; понимать смыслоразличительную роль ударения;
различать звуки и буквы, определять букву как знак звука;
обозначать звуки буквами в зависимости от позиции в слове;
правильно называть буквы в их алфавитной последовательности;
иметь представление о специфических марийских буквах
,
,
(луговомарийская норма),
,
,
,
(горномарийская норма);
определять функции букв е, ё, ю, я в словах;
обозначать при письме твердость и мягкость согласных звуков, использовать при письме разделительный твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки;
читать по слогам (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу;
осознанно читать слова, словосочетания, предложения и короткие тексты;
читать с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания;
владеть орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами) и орфографическим чтением (проговаривание) как средством самоконтроля при письме под диктовку и при списывании;
выполнять гигиенические требования при письме;
развивать мелкую моторику пальцев и свободу движения руки;
ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски;
владеть начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв;
писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм;
владеть разборчивым, аккуратным письмом;
писать под диктовку слова и предложения, написание которых не расходится с их произношением;
применять приемы и последовательность правильного списывания текста;
понимать функции небуквенных графических средств (пробела между словами, знака переноса);
воспринимать слова как объект изучения, материала для анализа, наблюдать над значением слова;
определять слова, отвечающие на вопросы
("кто?"), "мо?" ("что?"), слова, отвечающие на вопрос "мом ышташ?" ("что делать?"), слова, отвечающие на вопрос "могай?" ("какой?");
различать слово и предложение;
выделять слова в предложении, изменять их порядок;
моделировать предложения в соответствии с заданной интонацией;
писать заглавную букву в начале предложения, в именах, фамилиях, в географических названиях, кличках животных;
переносить слова по слогам без стечения согласных;
ставить знаки препинания в конце предложения;
понимать прочитанный текст при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании;
составлять небольшие рассказы повествовательного характера по серии сюжетных картинок, на основе наблюдений (на основе опорных (ключевых) слов);
проводить фонетический анализ слова;
использовать небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, красную строку (абзац), пунктуационные знаки (в пределах изученного);
выявлять слова, значение которых требует уточнения, определять значение слов по контексту или уточнять значение с помощью словаря учебника;
формировать орфографическую зоркость, использовать разные способы проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове;
использовать орфографический словарь;
определять признаки текста (смысловое единство предложений в тексте, связь заглавия с содержанием);
осознавать ситуации общения (с какой целью, с кем и где происходит общение?);
владеть диалогической формой речи на уровне элементарного диалога и монологической формой речи на уровне умения поприветствовать, представиться, попросить о помощи, поблагодарить, попрощаться;
иметь общее представление о языке и речи, о значимости знания родного языка, о роли марийского языка в Республике Марий Эл.
54.10.4. Предметные результаты изучения родного (марийского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
понимать на слух речь учителя и других обучающихся;
участвовать в диалогах-расспросах;
производить звуко-буквенный анализ слов;
составлять небольшой текст повествовательного характера по серии сюжетных картинок;
участвовать в беседе по содержанию прочитанного и прослушанного текста;
пересказывать прочитанный и прослушанный текст;
выразительно читать текст вслух, соблюдая интонацию;
списывать правильно (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объемом не более 15 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объемом не более 15 слов с учетом изученных правил правописания;
находить в тексте слова с заданным звуком;
группировать звуки по заданным критериям;
применять изученные правила правописания;
выявлять в тексте случаи употребления синонимов и антонимов (без употребления терминов);
уточнять значение слова с помощью толкового словаря;
распознавать самостоятельные части речи;
распознавать имена существительные, определять их роль в речи;
определять число имени существительного;
образовывать множественное число имен существительных;
иметь представление об употреблении некоторых имен существительных, имеющих только форму единственного числа;
рассказывать об отсутствии категории рода в марийском языке;
распознавать имена прилагательные, определять их роль в речи;
подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу;
распознавать глаголы, определять их роль в речи;
составлять словосочетания с глаголами, анализировать, сравнивать;
определять роль послелогов в речи, упражняться в написании послелогов, применять правила правописания послелогов;
анализировать схемы предложений, составлять по ним предложения;
списывать или писать под диктовку текст объемом не более 15 слов (без пропусков и искажений букв), слова и предложения;
строить предложения для решения определенной речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения);
различать диалогическую и монологическую речь;
распознавать предложения по цели высказывания: повествовательные, побудительные и вопросительные (повествовательные восклицательные, побудительные восклицательные, вопросительные восклицательные) и правильно употреблять их в речи;
определять тему и главную мысль в тексте;
подбирать заголовок к заданному тексту;
корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;
употреблять в речи марийские слова, характеризующие сферу человеческих общественных и родственных отношений.
54.10.5. Предметные результаты изучения родного (марийского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
строить монологическое высказывание;
разыгрывать готовые диалоги на изученные темы;
создавать небольшие устные и письменные тексты (5 - 10 предложений);
читать про себя и понимать основное содержание небольшого текста, построенного на знакомом языковом материале;
находить в тексте нужную информацию;
находить в орфоэпическом словаре информацию по произношению слов;
списывать правильно слова, предложения, текст объемом не более 20 слов;
писать под диктовку текст объемом не более 20 слов с учетом изученных правил правописания;
составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки по изученным правилам;
определять способы словообразования имени существительного (при помощи суффиксов);
образовывать слова при помощи суффиксов множественного числа (-влак, -шамыч, -ла);
находить и образовывать сложные слова;
понимать особенности слова как единицы лексического уровня языка;
различать однозначные и многозначные слова и находить их в тексте;
наблюдать за употреблением синонимов, антонимов и омонимов в речи (не употребляя термины);
подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;
находить и различать слова, употребляемые в прямом и переносном значении;
выделять корень слова (простые случаи);
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
характеризовать морфемный состав слова;
распознавать имена существительные, прилагательные, глаголы, определять их грамматические признаки;
определять падеж имени существительного;
изменять имена существительные по числам, падежам;
распознавать сложные имена существительные;
образовывать сравнительную степень имен прилагательных;
характеризовать лексическое значение имен прилагательных;
устанавливать связь имени прилагательного и имени существительного;
выделять из предложения словосочетания прилагательного с существительным, устанавливать связь слов в этих словосочетаниях;
определять личные местоимения, использовать личные местоимения для устранения повторов в тексте;
распознавать личные местоимения 1, 2, 3 лица единственного и множественного чисел;
изменять личные местоимения по падежам;
различать глаголы среди других слов в тексте;
объяснять роль глаголов в нашем языке (называть, что обозначают глаголы);
называть вопросы, на которые отвечают глаголы ("мом ышта?" ("что делает?"), "мом ыштат?" ("что делают?"), "мом ыштыш?" ("что сделал?"), "мом ыштышт?" ("что сделали?"), "мом ыштен?" ("что сделал?"), "мом ыштеныт?" ("что сделали?");
называть число (шкет чотым (единственное) да шуко чотым (множественное) и время (кызытсе-шушаш (настоящее-будущее), эртыше (прошедшее) глагола;
изменять (спрягать) глаголы по лицам и числам;
образовывать однокоренные глаголы от глаголов в неопределенной форме;
употреблять имена существительные с глаголами 3 лица единственного и множественного чисел;
иметь представление о послелогах марийского языка (деке, гыч, гай, гоч, дене, нерген);
употреблять послелог
(из-за), управляющий существительным в дательном падеже;
научиться правильно использовать послелоги в речи;
находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое;
распознавать однородные подлежащие;
корректировать тексты с нарушенным порядком предложений;
определять последовательность предложений в тексте;
пересказывать текст подробно или выборочно;
создавать собственный текст по предложенному плану;
выделять в предложении словосочетания;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании.
54.10.6. Предметные результаты изучения родного (марийского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
составлять текст (совместно со сверстниками) по рисунку с включением в него диалога;
составлять повествовательный текст, письменно излагать свои мысли;
различать типы текстов: описание, повествование, рассуждение;
составлять описание предмета, картинки, персонажа;
составлять диалоги и монологи, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы марийского языка;
владеть техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного, интерпретации и преобразования текстов;
списывать правильно текст объемом не более 25 слов;
писать под диктовку тексты объемом не более 25 слов с учетом изученных правил правописания;
проводить фонетический анализ слова;
иметь представление о наличии русских (курезе, лар, весела, мешаяш), татарских (кешыр, кияр, чевер, келшаш) и чувашских (агытан, пача, эр, висаш, йывырташ) заимствований в марийском языке;
определять словообразующие и формообразующие аффиксы;
проводить разбор слова по составу (простые случаи);
устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в объеме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;
находить имя числительное, отличать его от других частей речи;
определять значение числительных и употреблять их в речи;
распознавать количественные и порядковые числительные;
находить наречия среди данных в тексте слов;
анализировать грамматические признаки наречия;
определять роль наречий в предложении и в тексте;
классифицировать наречия по значению и вопросам;
образовывать наречия от имен прилагательных;
определять наречия места, выступающие в роли послелогов, стоящие после имени существительного и выражающие пространственные отношения имени к другому слову, например: ончылно (впереди) - мемнан ончылно (перед нами);
употреблять наречия с присоединенными к нему соответствующими притяжательными суффиксами в значении послелога (вместо сочетания личного местоимения с послелогом), например: мыйын ваштарешем - ваштарешем (против меня - навстречу мне);
распознавать форму повелительного наклонения глагола;
определять категорию времени глагола (настоящее-будущее и прошедшее);
спрягать глаголы в настоящем-будущем и прошедших временах;
определять способы выражения прошедших и настоящего-будущего времен;
распознавать отрицательную форму глаголов настоящего-будущего и прошедших времен;
распознавать второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство);
распознавать в тексте распространенные и нераспространенные предложения;
расставлять знаки препинания в предложениях с обращением;
писать под диктовку текст объемом не более 25 слов с учетом изученных правил правописания;
правильно пользоваться союзами "ден" ("и"), "а", "но", определять их роль и употребление в речи, при соединении частей сложных предложений;
распознавать и употреблять в речи изученные в пределах тематики лексические единицы (слова, словосочетания), соблюдая лексические нормы;
владеть техникой выступления перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875