54.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (марийскому) языку на уровне начального общего образования

54.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (марийскому) языку на уровне начального общего образования.

54.10.1. В результате изучения родного (марийского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (марийского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (марийского) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения; соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (марийского) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (марийского) языка).

54.10.2. В результате изучения родного (марийского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

54.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (марийского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

54.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

54.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

54.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

54.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

54.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

54.10.2.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

54.10.3. Предметные результаты изучения родного (марийского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

осознавать единство звукового состава слова и его значения;

устанавливать число и последовательность звуков в слове;

сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками;

составлять звуковые модели слов;

сравнивать модели различных слов;

подбирать слова к определенной модели;

различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;

различать мягкие и твердые согласные звуки, определять парные и непарные по твердости (мягкости) согласные звуки;

различать звонкие и глухие согласные звуки, определять парные и непарные по звонкости (глухости) согласные звуки;

определять смыслоразличительную функцию языков;

определять качественные характеристики звуков;

определять слог как минимальную произносительную единицу;

делить слова на слоги;

определять место ударения в слове, определять ударный и безударный слоги; понимать смыслоразличительную роль ударения;

различать звуки и буквы, определять букву как знак звука;

обозначать звуки буквами в зависимости от позиции в слове;

правильно называть буквы в их алфавитной последовательности;

иметь представление о специфических марийских буквах Рисунок 1069, Рисунок 1070, Рисунок 1071 (луговомарийская норма), Рисунок 1072, Рисунок 1073, Рисунок 1074, Рисунок 1075 (горномарийская норма);

определять функции букв е, ё, ю, я в словах;

обозначать при письме твердость и мягкость согласных звуков, использовать при письме разделительный твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки;

читать по слогам (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу;

осознанно читать слова, словосочетания, предложения и короткие тексты;

читать с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания;

владеть орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами) и орфографическим чтением (проговаривание) как средством самоконтроля при письме под диктовку и при списывании;

выполнять гигиенические требования при письме;

развивать мелкую моторику пальцев и свободу движения руки;

ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски;

владеть начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв;

писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм;

владеть разборчивым, аккуратным письмом;

писать под диктовку слова и предложения, написание которых не расходится с их произношением;

применять приемы и последовательность правильного списывания текста;

понимать функции небуквенных графических средств (пробела между словами, знака переноса);

воспринимать слова как объект изучения, материала для анализа, наблюдать над значением слова;

определять слова, отвечающие на вопросы Рисунок 1076 ("кто?"), "мо?" ("что?"), слова, отвечающие на вопрос "мом ышташ?" ("что делать?"), слова, отвечающие на вопрос "могай?" ("какой?");

различать слово и предложение;

выделять слова в предложении, изменять их порядок;

моделировать предложения в соответствии с заданной интонацией;

раздельно писать слова;

писать заглавную букву в начале предложения, в именах, фамилиях, в географических названиях, кличках животных;

переносить слова по слогам без стечения согласных;

ставить знаки препинания в конце предложения;

понимать прочитанный текст при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании;

составлять небольшие рассказы повествовательного характера по серии сюжетных картинок, на основе наблюдений (на основе опорных (ключевых) слов);

проводить фонетический анализ слова;

использовать небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, красную строку (абзац), пунктуационные знаки (в пределах изученного);

выявлять слова, значение которых требует уточнения, определять значение слов по контексту или уточнять значение с помощью словаря учебника;

формировать орфографическую зоркость, использовать разные способы проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове;

использовать орфографический словарь;

определять признаки текста (смысловое единство предложений в тексте, связь заглавия с содержанием);

осознавать ситуации общения (с какой целью, с кем и где происходит общение?);

владеть диалогической формой речи на уровне элементарного диалога и монологической формой речи на уровне умения поприветствовать, представиться, попросить о помощи, поблагодарить, попрощаться;

иметь общее представление о языке и речи, о значимости знания родного языка, о роли марийского языка в Республике Марий Эл.

54.10.4. Предметные результаты изучения родного (марийского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

понимать на слух речь учителя и других обучающихся;

участвовать в диалогах-расспросах;

производить звуко-буквенный анализ слов;

составлять небольшой текст повествовательного характера по серии сюжетных картинок;

участвовать в беседе по содержанию прочитанного и прослушанного текста;

пересказывать прочитанный и прослушанный текст;

выразительно читать текст вслух, соблюдая интонацию;

списывать правильно (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объемом не более 15 слов;

писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объемом не более 15 слов с учетом изученных правил правописания;

находить в тексте слова с заданным звуком;

группировать звуки по заданным критериям;

применять изученные правила правописания;

выявлять в тексте случаи употребления синонимов и антонимов (без употребления терминов);

уточнять значение слова с помощью толкового словаря;

распознавать самостоятельные части речи;

распознавать имена существительные, определять их роль в речи;

определять число имени существительного;

образовывать множественное число имен существительных;

иметь представление об употреблении некоторых имен существительных, имеющих только форму единственного числа;

рассказывать об отсутствии категории рода в марийском языке;

распознавать имена прилагательные, определять их роль в речи;

подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу;

распознавать глаголы, определять их роль в речи;

составлять словосочетания с глаголами, анализировать, сравнивать;

определять число глаголов;

определять роль послелогов в речи, упражняться в написании послелогов, применять правила правописания послелогов;

анализировать схемы предложений, составлять по ним предложения;

списывать или писать под диктовку текст объемом не более 15 слов (без пропусков и искажений букв), слова и предложения;

строить предложения для решения определенной речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения);

различать диалогическую и монологическую речь;

распознавать предложения по цели высказывания: повествовательные, побудительные и вопросительные (повествовательные восклицательные, побудительные восклицательные, вопросительные восклицательные) и правильно употреблять их в речи;

определять тему и главную мысль в тексте;

подбирать заголовок к заданному тексту;

корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;

употреблять в речи марийские слова, характеризующие сферу человеческих общественных и родственных отношений.

54.10.5. Предметные результаты изучения родного (марийского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

строить монологическое высказывание;

разыгрывать готовые диалоги на изученные темы;

создавать небольшие устные и письменные тексты (5 - 10 предложений);

читать про себя и понимать основное содержание небольшого текста, построенного на знакомом языковом материале;

находить в тексте нужную информацию;

находить в орфоэпическом словаре информацию по произношению слов;

списывать правильно слова, предложения, текст объемом не более 20 слов;

писать под диктовку текст объемом не более 20 слов с учетом изученных правил правописания;

составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;

находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки по изученным правилам;

определять способы словообразования имени существительного (при помощи суффиксов);

употреблять постфикс (-аш);

образовывать слова при помощи суффиксов множественного числа (-влак, -шамыч, -ла);

находить и образовывать сложные слова;

понимать особенности слова как единицы лексического уровня языка;

различать однозначные и многозначные слова и находить их в тексте;

наблюдать за употреблением синонимов, антонимов и омонимов в речи (не употребляя термины);

подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;

находить и различать слова, употребляемые в прямом и переносном значении;

выделять корень слова (простые случаи);

различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

характеризовать морфемный состав слова;

распознавать имена существительные, прилагательные, глаголы, определять их грамматические признаки;

определять падеж имени существительного;

изменять имена существительные по числам, падежам;

распознавать сложные имена существительные;

образовывать сравнительную степень имен прилагательных;

характеризовать лексическое значение имен прилагательных;

устанавливать связь имени прилагательного и имени существительного;

выделять из предложения словосочетания прилагательного с существительным, устанавливать связь слов в этих словосочетаниях;

определять личные местоимения, использовать личные местоимения для устранения повторов в тексте;

распознавать личные местоимения 1, 2, 3 лица единственного и множественного чисел;

изменять личные местоимения по падежам;

различать глаголы среди других слов в тексте;

объяснять роль глаголов в нашем языке (называть, что обозначают глаголы);

называть вопросы, на которые отвечают глаголы ("мом ышта?" ("что делает?"), "мом ыштат?" ("что делают?"), "мом ыштыш?" ("что сделал?"), "мом ыштышт?" ("что сделали?"), "мом ыштен?" ("что сделал?"), "мом ыштеныт?" ("что сделали?");

называть число (шкет чотым (единственное) да шуко чотым (множественное) и время (кызытсе-шушаш (настоящее-будущее), эртыше (прошедшее) глагола;

изменять (спрягать) глаголы по лицам и числам;

образовывать однокоренные глаголы от глаголов в неопределенной форме;

употреблять имена существительные с глаголами 3 лица единственного и множественного чисел;

иметь представление о послелогах марийского языка (деке, гыч, гай, гоч, дене, нерген);

употреблять послелог Рисунок 1077 (из-за), управляющий существительным в дательном падеже;

научиться правильно использовать послелоги в речи;

находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое;

распознавать однородные подлежащие;

корректировать тексты с нарушенным порядком предложений;

определять последовательность предложений в тексте;

пересказывать текст подробно или выборочно;

создавать собственный текст по предложенному плану;

выделять в предложении словосочетания;

устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании.

54.10.6. Предметные результаты изучения родного (марийского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

составлять текст (совместно со сверстниками) по рисунку с включением в него диалога;

составлять повествовательный текст, письменно излагать свои мысли;

различать типы текстов: описание, повествование, рассуждение;

составлять описание предмета, картинки, персонажа;

составлять диалоги и монологи, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы марийского языка;

владеть техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного, интерпретации и преобразования текстов;

списывать правильно текст объемом не более 25 слов;

писать под диктовку тексты объемом не более 25 слов с учетом изученных правил правописания;

проводить фонетический анализ слова;

составлять транскрипцию слов;

иметь представление о наличии русских (курезе, лар, весела, мешаяш), татарских (кешыр, кияр, чевер, келшаш) и чувашских (агытан, пача, эр, висаш, йывырташ) заимствований в марийском языке;

определять словообразующие и формообразующие аффиксы;

проводить разбор слова по составу (простые случаи);

устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в объеме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;

находить имя числительное, отличать его от других частей речи;

определять значение числительных и употреблять их в речи;

распознавать количественные и порядковые числительные;

находить наречия среди данных в тексте слов;

анализировать грамматические признаки наречия;

определять роль наречий в предложении и в тексте;

классифицировать наречия по значению и вопросам;

образовывать наречия от имен прилагательных;

определять наречия места, выступающие в роли послелогов, стоящие после имени существительного и выражающие пространственные отношения имени к другому слову, например: ончылно (впереди) - мемнан ончылно (перед нами);

употреблять наречия с присоединенными к нему соответствующими притяжательными суффиксами в значении послелога (вместо сочетания личного местоимения с послелогом), например: мыйын ваштарешем - ваштарешем (против меня - навстречу мне);

распознавать форму повелительного наклонения глагола;

определять категорию времени глагола (настоящее-будущее и прошедшее);

спрягать глаголы в настоящем-будущем и прошедших временах;

определять способы выражения прошедших и настоящего-будущего времен;

распознавать отрицательную форму глаголов настоящего-будущего и прошедших времен;

определять основу глагола;

распознавать второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство);

распознавать в тексте распространенные и нераспространенные предложения;

расставлять знаки препинания в предложениях с обращением;

писать под диктовку текст объемом не более 25 слов с учетом изученных правил правописания;

правильно пользоваться союзами "ден" ("и"), "а", "но", определять их роль и употребление в речи, при соединении частей сложных предложений;

распознавать и употреблять в речи изученные в пределах тематики лексические единицы (слова, словосочетания), соблюдая лексические нормы;

владеть техникой выступления перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.