134.9. Содержание обучения в 4 классе
134.9.1. Мать. Родина. Родной язык.
Ш. Гьямидов "Дадайиз" ("Матери").
Гь. Аьликберов "Табасаран" ("Табасаран").
Ю. Базутаев "Вардин девлет" ("Всеобщее богатство").
134.9.2. Прошло лето. Наступила золотая осень.
Гь. Гьяжиев "Хьадан гвачIин" ("Летнее утро").
Аь. Къурбанов "Сюгьюрчи художник" ("Волшебный художник").
134.9.3. Край родной. Наша природа.
Р. Рамазанов "Эйси" ("Хозяин").
Ш. Шагьмарданов "Жихрин гьар" ("Грушевое дерево").
Гь. ТIаибов "Хифран гьар" ("Ореховое дерево").
Е. Пермяк "Хъугъ'вал али инсан" ("Надежный человек") (перевод Ш. Казиева).
А. Жяфаров "БицIи геологар" ("Маленькие геологи").
Аь. Къурбанов "Шлиз фу ккунду?" ("Кто что хочет?").
134.9.5. Что такое хорошо и что такое (плохо).
В. Осеева "Сюгьюр кайи гаф" ("Волшебное слово") (перевод Ш. Казиева).
Л. Толстой, "КучIлях" ("Лгун") (перевод Ш. Казиева).
"Аькьюллу риш" ("Умная" девушка"). "Абйирин мисалар - аькь'влин гавагьирар" ("Пословицы - жемчужины мысли"). "Адугъай дугъай" ("Загадки").
Ш. Къазиев "Хъинцамегьмер" ("Кинцамехмер").
А. Пушкин "Паччагьдин гъакIи шуркан ва ургур багьадурикан махъв" ("Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях") (перевод Э. Ашурбековой).
К. Маллаев "Сабпи йиф" ("Первый снег").
Ш. Керимова "Кьюрдун утканвал" ("Очарование зимы"), "Жин шула" ("Прячутся").
Гь. Аьбдурягьманов "ЦIийи йис" ("Новый год").
Ш. Къазиев "Мярхяр" ("Санки").
И. Крылов "Мяхъюн гьарикк сил" ("Свинья под дубом") (перевод Э. Ашурбековой).
Къ. Рамазанов "Хъухърумарна мархь" ("Гром и молния").
Э. Аьшурбегова "ЧIамччар ва арф" ("Мухи и пчела").
134.9.10. Писатели о детях и детям.
Ш. Керимова "Ужур инсан" ("Добрый человек"), "Даттарин аварши" ("Петушиная халва").
134.9.11. Теплый дом, счастливая семья.
М. Аьлиев "Абайиз хумурзаг" ("Дедушке арбуз").
Народная сказка "Аькьюллуриш" ("Умная девушка").
Ш. Керимова "БицIиганси узу хаблан" ("Как в детстве меня в объятия...").
Ш. Къазиев "Эбелцан" ("Праздник весны").
Народные сказки "Кьюб кьюл" ("Два мышонка"), "Темпел швеъ" ("Ленивый медведь"), "Вари уягъ, ашукь духьна хьадукра" ("Все пробудилось, все очарованы весной").
134.9.13. По страницам детских журналов.
"Ппази" ("Соколенок"). Ш. Жамалиева "Ихь аьлимар ва мялимарин мялимар" ("Наши ученые и учителя учителей"), Н. Юсупов "Багъишламиш апIин" ("Прости") (перевод Ш. Шахмарданова), Г. Уьмарова "Суал" ("Вопрос").
134.9.14. Годы войны. Горестные дни. Героические времена.
И. Шагьмарданов "КIваин илмийиз" ("Я помню"), М. Къурбанов "Адашдин кагъаз" ("Письмо отца").
П. Асланов "Бай гъюрадар" ("Сын не вернулся").
134.9.15. Наша Родина - Табасаран - Дагестан - Россия.
Аь. Аьлимурадов "Табасаран" ("Табасаран").
Ш. Керимова "Йиз Дагъустан" ("Мой Дагестан").
Ш. Къазиев "Дагълу уьлке" ("Горная страна"), "Дуствалин гъала" ("Крепость дружбы"), "ЧIаларин дагъ" ("Гора языков").
Р. Аьзизов "Фу ву Ватан" ("Что такое Родина").
134.9.16. Культура и искусство.
"Халкьдин рюгь" ("Душа народа").
Кь. Мягьямадов "Халкьдин мяълийир ва мукьмар" ("Народные песни и мелодии").
М. Къурбанов "Халачийин мукьмар" ("Мелодии ковра"), "Шалбузов Темирхан" ("Шалбузов Темирхан").
134.9.17. Литературоведческая пропедевтика.
Художествойин литература (художественная литература), (гьяйванатарикан махъвар (сказки о животных), сюгьюрлу махъвар (волшебные сказки), дуланжагъдикан махъвар (социально-бытовые сказки), басня (басня), автор (автор), тема (тема), идея (идея) литературайин игит (литературный герой), хасият (характер), сурат (портрет), эсерин кIул (заголовок), эпизод (эпизод), мяналу паяр (смысловые части), композиция (композиция), жанлу апIуб (олицетворение), эпитет (эпитет), тевуб (сравнение), отзыв (отзыв).
134.10. В результате изучения литературного чтения на родном (табасаранском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью истории и культуры страны;
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества народов России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с художественными произведениями;
уважительное отношение к другим народам многонациональной России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
2) духовно-нравственного воспитания:
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации, в том числе на уроках литературного чтения на родном (табасаранском) языке;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из художественных произведений);
бережное отношение к природе посредством примеров из художественных произведений;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами табасаранской литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы.
134.10.1. В результате изучения литературного чтения на родном (табасаранском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
134.10.1.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;
объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев.
134.10.1.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного анализа текста (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
134.10.1.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.
134.10.1.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные (описание, рассуждение, повествование) и письменные (повествование) тексты;
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
134.10.1.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
134.10.1.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок.
134.10.1.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания по литературному чтению на родном (табасаранском) языке с использованием предложенного образца.
134.10.2. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (табасаранском) языке. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях:
отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития, находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта разных народов;
владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объему произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2 стихотворений о Родине, детях, семье, родной природе в разные времена года;
различать прозаическую (не стихотворную) и стихотворную речь;
различать отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения);
понимать содержание прослушанного или прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;
владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного или прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря;
участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия: эсер (произведение), автор (автор), игит (герой), тема (тема), заголовок (эсерин кIул), эсерин мяна (содержание произведения);
пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с использованием предложенных ключевых слов, вопросов, рисунков, предложенного плана;
составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3 предложений) по заданному алгоритму;
сочинять небольшие тексты по предложенному началу и другому (не менее 3 предложений);
составлять устный рассказ по картинке;
ориентироваться в книге или учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;
выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учетом рекомендованного учителем списка, рассказывать о прочитанной книге по предложенному алгоритму;
обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
134.10.3. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (табасаранском) языке. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях:
переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объему прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения;
понимать содержание, смысл прослушанного или прочитанного произведения: отвечать на вопросы и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;
различать отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения);
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, составлять план текста (вопросный, номинативный);
описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям, его поступкам;
объяснять значение незнакомого слова с использованием контекста, словаря;
осознанно применять для анализа текста изученные понятия: халкьдин мелзнан яратмиш апIбар (устное народное творчество), халкьдин махъвар (народные сказки), халкьдин мяълийир (народные песни), литература (литература), ихтилат (рассказ), тема (тема), эсерин асас фикир (основная мысль произведения), план (план), простой план (простой план), эсериан кьатI (отрывок из произведения);
участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного произведения: понимать жанровую принадлежность произведения, формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста;
пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица героя, от третьего лица;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений);
сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы;
ориентироваться в книге или учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям;
выбирать книги для самостоятельного чтения с учетом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
134.10.4. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (табасаранском) языке. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы, находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объему прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии изученной тематикой произведений;
различать художественные произведения и познавательные тексты;
различать прозаическую и стихотворную речь:
понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного или прочитанного произведения: отвечать на вопросы и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;
различать отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный);
характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);
отличать автора произведения от героя, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера;
объяснять значение незнакомого слова с использованием контекста, словаря;
находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
осознанно применять изученные понятия: художествойин литература (художественная литература), (гьяйванатарикан махъвар (сказки о животных), сюгьюрлу махъвар (волшебные сказки), дуланжагьдикан махъвар (социально-бытовые сказки), басня (басня), автор (автор), тема (тема), идея (идея) литературайин игит (литературный герой), хасият (характер), сурат (портрет), эсерин кIул (заголовок), эпизод (эпизод), мяналу паяр (смысловые части), жанлу апIуб (олицетворение), эпитет (эпитет), тевуб (сравнение), отзыв (отзыв);
участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста;
использовать в беседе изученные литературные понятия;
пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учетом специфики учебного и художественного текстов;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного или прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений), корректировать собственный письменный текст;
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения;
использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания: обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания;
выбирать книги для самостоятельного чтения с учетом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
использовать справочные издания, в том числе верифицированные электронные образовательные и информационные ресурсы, включенные в федеральный и региональный перечни.
134.10.5. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (табасаранском) языке. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения;
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объему прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;
различать художественные произведения и познавательные тексты;
различать прозаическую и стихотворную речь;
отличать лирическое произведение от эпического;
понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного или прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам;
различать отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран мира;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;
характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать
собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;
объяснять значение незнакомого слова с использованием контекста, словаря;
находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);
осознанно применять изученные понятия: художествойин литература художествойин литература (художественная литература), илми-популяр литература (научно-популярная литература), автор (автор), басняйин насигьят (мораль басни), литературайин игит (литературный герой), персонаж (персонаж), характер (хасият), сурат (портрет), образ (образ), тема (тема), идея (идея), заголовок (эсерин кIул), эсерин мяна (содержание произведения), сюжет (сюжет), эпизод (эпизод), смысловые части (мяналу паяр), композиция (композиция), тевуб (сравнение), эпитет (эпитет), жанлу апIуб (олицетворение), метафора (метафора), отзыв (отзыв);
участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм о табасаранского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики);
устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного или прочитанного текста, подтверждать свой ответ примерами из текста;
составлять план текста (вопросный, номинативный), пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 10 предложений);
писать сочинения на заданную тему, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать собственный текст с учетом правильности, выразительности письменной речи; составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не менее 10 предложений);
ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, иллюстрации);
выбирать книги для самостоятельного чтения с учетом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
использовать справочную литературу, электронные образовательные и информационные ресурсы Интернета (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875