97.5. Пояснительная записка

97.5. Пояснительная записка.

97.5.1. Программа по родному (якутскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

Якутский язык - национальное достояние народа саха, имеет статус государственного языка в Республике Саха (Якутия) наряду с государственным русским языком.

Якутский язык в качестве родного языка является эффективным средством воспитания и обучения, развития духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения, формирования у них российской гражданской, этнокультурной и региональной идентичности, а также ключом к успешной социализации и самореализации обучающихся.

Обучение якутскому языку как родному обеспечивает достижение обучающимися высоких результатов по другим учебным предметам, определяет качество владения двумя или несколькими языками, включая русский язык и иностранные языки, формирования у них билингвальной (полилингвальной) и межкультурной компетенции.

97.5.2. В содержании программы по родному (якутскому) языку выделяются следующие содержательные линии: обучение грамоте, развитие речи и систематический курс.

Содержание обучения родному (якутскому) языку способствует:

активизации языковых способностей обучающихся на основе их речевого опыта и системных знаний и умений, приобретаемых в процессе изучения родного (якутского) языка, в том числе во взаимосвязи с русским языком;

развитию речевой деятельности в устной и письменной формах, формированию умения формулировать и выражать мысли на якутском языке, готовности к речевому взаимодействию на родном (якутском) языке, использовать его в различных ситуациях общения;

обеспечению языковых, этнокультурных, образовательных потребностей и возможностей обучающихся, повышению читательской грамотности, а также поддержке их стремления к интеллектуальной и творческой самореализации на родном (якутском) языке.

97.5.3. Изучение родного (якутского) языка направлено на достижение следующих целей:

формирование у обучающихся первоначальных представлений о языковом и культурном многообразии Российской Федерации, о месте родного (якутского) языка в едином российском поликультурном пространстве, ценностного отношения к родному (якутскому) языку как основе духовной культуры народа саха, стремления к сохранению и развитию якутского языка, понимания роли родного языка как средства взаимодействия и общения, развитие культуры речи на родном (якутском) языке;

формирование первоначальных научных представлений о системе родного (якутского) языка (фонетике, графике, лексике, морфологии и синтаксисе), об основных единицах якутского языка, их признаках и специфике;

развитие речевой деятельности на родном (якутском) языке (аудирование, говорение, чтение, письмо) с соблюдением норм литературного якутского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и норм речевого этикета;

развитие функциональной грамотности на родном языке, в особенности языковой, коммуникативной, читательской, этнокультурной и социальной составляющих, а также когнитивной гибкости, творческого и критического мышления обучающихся.

97.5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (якутского) языка 260 часов: в 1 классе - 56 часов (23 недели - 2 часа в неделю и 10 недель - 1 час в неделю), во 2 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе - 68 часов (2 часа в неделю).

(пп. 97.5.4 в ред. Приказа Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)

(см. текст в предыдущей редакции)

97.5.4.1. Возможна корректировка общего числа часов, рекомендованных для изучения предмета, с учетом индивидуального подхода образовательных организаций к выбору одного родного (якутского) языка и его реализации, в рамках соблюдения гигиенических нормативов к недельной образовательной нагрузке.

(пп. 97.5.4.1 введен Приказом Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)