88(1).10. Планируемые результаты освоения учебного предмета родной (чукотский) язык" на уровне начального общего образования
88(1).10. Планируемые результаты освоения учебного предмета родной (чукотский) язык" на уровне начального общего образования.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
88(1).10.1. Личностные результаты.
В результате изучения предмета "Родной (чукотский) язык" в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты при реализации основных направлений воспитательной деятельности:
1) гражданско-патриотического воспитания:
формирование чувства гордости за свою малую Родину, чукотский народ и историю Чукотки; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей чукотской традиционной культуры;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
2) духовно-нравственного воспитания:
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
воспитание уважения к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценностям с учетом национальной, религиозной деятельности;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
способность воспринимать и чувствовать прекрасное в природе, искусстве, творчестве, литературе своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения; соблюдение норм речевого этикета;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из художественных произведений);
бережное отношение к природе посредством примеров из художественных произведений;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного языка);
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
88(1).10.2. В результате изучения родного (чукотского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
88(1).10.2.1. У обучающихся будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (чукотского) языка с языковыми явлениями русского языка;
объединять части объекта (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
88(1).10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
88(1).10.2.3. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.
88(1).10.2.4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к публичному выступлению.
88(1).10.2.5. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
88(1).10.2.6. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха, неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых орфографических ошибок.
88(1).10.2.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцов.
88(1).10.3. Предметные результаты изучения родного (чукотского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
понимать на слух речь учителя и одноклассников, воспринимать на слух текст, построенный на знакомом языковом материале;
читать целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу обучающегося, соблюдать орфоэпические и интонационные нормы чукотского языка, владеть техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного текста;
писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм, правильно списывать слова и предложения, владеть начертанием прописных и строчных букв;
писать под диктовку слова, тексты объемом не более 8 слов;
различать устную и письменную речь, вести диалог, используя этикетную лексику в речи;
различать слово, предложение и текст, правильно оформлять предложение при письме, выбирать знак в конце предложения, определять порядок слов в предложении;
писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;
различать гласные и согласные звуки; гласные - ударные и безударные, твердые и мягкие; согласные - звонкие и глухие, определять количество и последовательность звуков в слове, находить в тексте слова с заданным звуком, проводить звуковой и звукобуквенный анализы слова;
составлять и сравнивать звуковые модели различных слов, соотносить изучаемые звуки чукотского языка со звуками русского языка;
правильно употреблять при письме буквы, обозначающие специфичные звуки чукотского языка, правильно читать специфичные согласные звуки чукотского языка
,
, [в'], [г'],
,
;
выделять в слове ударение и ударный слог, определять количество слогов в слове, переносить слова на другую строку, проводить слого-звуковой разбор слова;
правильно писать и читать слова с буквами ъ и ь, переносить слова с буквами ъ и ь по слогам;
определять функции букв е, е, ю, я;
читать алфавит: правильно называть буквы, их последовательность.
88(1).10.4. Предметные результаты изучения родного (чукотского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
составлять устно небольшое описание картины, фотографии;
выразительно читать текст вслух, соблюдая правильную интонацию, находить в тексте нужную информацию;
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объемом не более 10 слов;
писать слова, предложения, тексты объемом не более 12 слов с учетом изученных правил правописания;
выделять корень слова (простые случаи), различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
определять лексическое значение слова с помощью словаря, выявлять в тексте случаи употребления элементарных синонимов и антонимов (без употребления терминов);
находить в предложении слова, обозначающие предмет, признак и действие предмета, распознавать самостоятельные части речи;
выделять среди имен существительных собственные и нарицательные (без терминологии), определять число имен существительных, различать имена существительные, обозначающие человека, не человека, по вопросам
? микынти? (кто?), ръэнут? ръэнутэт? (что?) микынэ? (кем?);
распознавать имена прилагательные среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу, определять их роль в речи, наблюдать за употреблением имен прилагательных в текстах;
различать глаголы в тексте, распознавать глаголы настоящего времени;
составлять предложения со словами ыннэн (один),
(два),
(много);
различать предложения по цели высказывания и интонации;
строить предложения для решения определенной речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения);
анализировать уместность использования средств устного общения в разных ситуациях, во время монолога и диалога.
88(1).10.5. Предметные результаты изучения родного (чукотского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
кратко излагать содержание прочитанного (услышанного) текста, выражать свое отношение к прочитанному (услышанному), используя речевые средства родного (чукотского) языка, устанавливать последовательность событий в тексте;
правильно списывать слова, предложения, текст объемом не более 15 слов;
писать под диктовку тексты объемом не более 15 слов, образовывать однокоренные слова с приставками:
, находить слова с изученными приставками в тексте, вставлять приставки в слова на место пропусков;
распознавать сложные и парные слова;
различать формообразующие и словообразующие аффиксы;
наблюдать за употреблением синонимов, антонимов и омонимов в речи, подбирать синонимы к словам разных частей речи;
различать однозначные и многозначные слова, слова, употребляемые в прямом и переносном значении (простые случаи);
проводить лексический и словообразовательный разбор;
различать местоимения в речи; использовать личные местоимения для устранения повторов в тексте;
находить прилагательные и существительные, образованные сложением основ, образовывать слова способом сложения существительного и прилагательного, определять роль имен прилагательных в тексте-описании;
называть особенности глагола как части речи (лицо, число, время);
выделять в предложении словосочетания, устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов, распознавать согласование слов между прилагательным и существительным в числе, существительным и глаголом (на практическом уровне);
находить главные и второстепенные члены предложения, различать распространенные и нераспространенные предложения.
88(1).10.6. Предметные результаты изучения родного (чукотского) языка.
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
читать про себя небольшие тексты и полностью понимать их содержание;
самостоятельно создавать небольшие устные и письменные тексты;
определять значения незнакомых слов по контексту и с помощью словаря;
правильно списывать текст объемом не более 20 слов;
писать диктанты объемом не более 20 слов с учетом изученных правил правописания;
образовывать слова при помощи суффиксов, различать слова с приставками
;
склонять существительные в именительном, творительном, назначительном, местном, отравительном, дательном, направительном падежах, различать существительные в творительном падеже, в роли подлежащего;
различать качественные и относительные прилагательные;
различать формы глаголов в прошедшем, настоящем и будущем времени, спрягать глаголы в настоящем времени;
устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в объеме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;
переводить с русского языка на чукотский слова, наблюдая за русскими существительными, не имеющими формы множественного числа, сравнивать подобные слова в двух языках.
(п. 88(1) введен Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875