115.5. Пояснительная записка

115.5. Пояснительная записка.

115.5.1. Программа по литературному чтению на родном (карачаевском) языке на уровне начального общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

115.5.2. "Литературное чтение на родном (карачаевском) языке" - один из учебных предметов начального общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, формирование читательской грамотности, необходимой для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся.

115.5.3. Программа призвана ввести обучающихся в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приемов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учетом этого направлена на общекультурное развитие, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.

Важным принципом отбора содержания предмета "Литературное чтение на родном (карачаевском) языке" является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности обучающихся.

115.5.4. В содержании программы по литературному чтению на родном (карачаевском) языке выделяются следующие основные линии: виды речевой деятельности, круг детского чтения, литературоведческая пропедевтика, творческая деятельность обучающихся.

115.5.5. Изучение литературного чтения на родном (карачаевском) языке направлено на достижение следующих целей:

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования обучающихся;

совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;

развитие интереса к чтению и книге, формирование читательского кругозора, приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

формирование умения понимать эстетическую ценность художественного произведения;

обогащение нравственного опыта обучающихся средствами художественной литературы, формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;

воспитание интереса и уважения к национальной культуре народов Карачаево-Черкесской Республики и России.

115.5.6. Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном (карачаевском) языке, - 112 часов: в 1 классе - 10 часов (1 час в неделю), во 2 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа (1 час в неделю).

115.5.6.1. Возможна корректировка общего числа часов, рекомендованных для изучения предмета, с учетом индивидуального подхода образовательных организаций к выбору литературного чтения на родном (карачаевском) языке, в рамках соблюдения гигиенических нормативов к недельной образовательной нагрузке.

(пп. 115.5.6.1 введен Приказом Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)