129.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (ненецком) языке на уровне начального общего образования
129.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (ненецком) языке на уровне начального общего образования.
129.10.1. В результате изучения литературного чтения на родном (ненецком) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью истории и культуры страны;
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества народов России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с художественными произведениями;
уважительное отношение к другим народам многонациональной России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
2) духовно-нравственного воспитания:
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации, в том числе на уроках литературного чтения на родном (ненецком) языке;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из художественных произведений).
бережное отношение к природе посредством примеров из художественных произведений;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами ненецкой литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы.
129.10.2. В результате изучения литературного чтения на родном (ненецком) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
129.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;
объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев.
129.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного анализа текста (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
129.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.
129.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные (описание, рассуждение, повествование) и письменные (повествование) тексты;
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
129.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
129.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок.
129.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания по литературному чтению на родном (ненецком) языке с использованием предложенного образца.
129.10.3. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (ненецком) языке. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
понимать ценность чтения для решения учебных задач: понимать важность чтения для личного развития, находить в произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта ненецкого народа;
осознавать значимость чтения фольклорных, литературных произведений на родном (ненецком) языке для познания себя, окружающего мира, истории и культуры ненецкого народа;
воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
понимать основной смысл и назначение фольклорных произведений ненецкого народа (порадовать, научить);
владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объему произведения в темпе не менее 25 слов в минуту (без отметочного оценивания);
владеть техникой смыслового чтения про себя (понимание смысла и основного содержания прочитанного);
владеть техникой смыслового чтения: читать вслух и понимать учебные тексты объемом до 60 слов, построенные на изученном языковом и лексическом материале, соблюдая правила чтения;
владеть техникой смыслового чтения: читать про себя и понимать основное содержание учебных текстов объемом до 80 слов, содержащих отдельные незнакомые слова, не препятствующие пониманию общего смысла текста;
понимать содержание прослушанного или прочитанного произведения: отвечать на вопросы по содержанию текста;
объяснять значение незнакомого слова с использованием русско-ненецкого и ненецко-русского словаря;
участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения;
пересказывать сюжет известной ненецкой сказки по данному рисунку;
выбирать заголовок для текста из ряда заголовков и самостоятельно озаглавливать текст;
читать наизусть не менее 2 стихотворений: о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;
отличать на практическом уровне прозаический (нестихотворный) текст от стихотворного;
различать (на практическом уровне) жанры фольклора (устного народного творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы, сказки, рассказы, стихотворения);
ориентироваться на практическом уровне в изученных литературных понятиях (автор, поэт, стихотворение, заголовок, тема, содержание, герой);
владеть элементарными умениями анализа прослушанного (прочитанного) произведения: определять последовательность событий в тексте, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя,
пересказывать (устно) содержание произведения, соблюдая последовательность событий, с помощью учителя, с использованием наглядности, предложенных ключевых слов и вопросов, предложенного плана;
читать произведения фольклора по ролям, участвовать в драматизации;
выполнять творческие работы на фольклорном материале (продолжение сказки, сочинение загадки, пересказ с изменением действующего лица);
ориентироваться в книге (учебнике) по обложке, оглавлению, иллюстрациям;
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом пространстве Интернета) по заданной тематике или по собственному желанию;
соотносить заголовок и содержание текста;
составлять текст по рисунку и ключевым словам (после анализа содержания рисунка);
составлять текст по его началу и по его концу.
129.10.4. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (ненецком) языке. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
переходить от чтения вслух к чтению про себя;
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объему произведения (без отметочного оценивания);
читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, быта, культуры ненецкого народа;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
различать прозаическую и стихотворную речь, назвать особенности стихотворного произведения (ритм);
понимать основное содержание прочитанного произведения на ненецком языке;
определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам;
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (краткого);
работать со словом ненецкого языка в тексте (распознавать прямое и переносное значение слова, многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас.
129.10.5. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (ненецком) языке. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
осознавать родную литературу как явление национальной культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций народа;
совершенствовать в процессе чтения произведений ненецкой литературы читательские умения: читать вслух и про себя;
обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
читать вслух целыми словами без пропуской и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объему произведения;
находить в прочитанных произведениях отражение нравственных ценностей, быта и культуры ненецкого народа, ориентироваться в нравственно-этических понятиях, в понятии о добре и зле, дружбе, честности;
различать прозаическую и стихотворную речь не ненецком языке: называть особенности стихотворного произведения (ритм);
различать отдельные жанры фольклора (загадки, пословицы, сказки), художественной литературы (рассказы, стихотворения, литературные сказки);
формулировать тему текста и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, делить текст на части, составлять простой план;
находить средства выразительности;
пересказывать кратко произведение;
характеризовать героев, давать оценку поступкам героев.
129.10.6. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (ненецком) языке. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
осознавать значимость чтения ненецкой литературы и фольклора для личного развития, для культурной самоидентификации;
совершенствовать в процессе чтения произведений ненецкой литературы читательские умения: читать вслух и про себя;
понимать основное содержание прочитанного произведения на ненецком языке;
использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
использовать элементарные приемы анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте, выявлять связь событий;
составлять план текста, кратко пересказывать содержание с использованием плана;
участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
подтверждать свой ответ примерами из текста;
находить в тексте средства выразительности;
различать прозаическую и стихотворную речь;
понимать жанровую принадлежность, общее содержание прослушанного или прочитанного произведения на ненецком языке;
самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875