118.8. Содержание обучения в 4 классе

118.8. Содержание обучения в 4 классе.

118.8.1. Круг детского чтения.

118.8.1.1. Тайга полна сказок.

Рисунок 4635

118.8.1.2. Наши корни.

Любовь к родине в произведениях основоположников коми литературы. Г.С. Лыткин "Вежа Рисунок 4636 Рисунок 4637" ("Житие Стефана Пермского") (отрывок из повести). И.А. Куратов, стихотворение "Коми кыв" ("Коми язык"). В.А. Савин, стихотворение "Гажаин, мусаин" ("Место радости, любви"). Н.Т. Пунегов, рассказ "Чер ю дорын" ("У речки Чер"). Народные рассказы "Паляйка", "Мелейка". И.А. Куратов, басня "Рисунок 4638" ("Дележ льва"). Г.А. Федоров "Востым" ("Зарница") (отрывок из романа). В.И. Лыткин, рассказ "Рисунок 4639 сун-сан Александр (сун-сан)". А.А. Суханова, сказка "Пон да сизь" ("Собака и дятел"), рассказ "Рисунок 4640" (Пепелище)".

118.8.1.3. Искорки смеха.

Рисунок 4641

118.8.1.4. Сказка хорошее восхваляет, плохое осуждает.

К.Ф. Жаков, сказка "Эзысь мойд" ("Серебряная сказка"). И.М. Вавилин, сказка "Рисунок 4642 сан" ("Росомаха-проказница"). А.Н. Ракин, рассказ "Сан" ("Росомаха)". Е.В. Козлова "Рисунок 4643 да Ёма" ("Леший и Яга"), "Ёма-Йомала" ("Яга-Йомала"), "Нюр весьтын тыш" ("Бой над болотом") (отрывки из повести-сказки "Рисунок 4644" ("Волшебные очки"). Н.А. Щукин, сказка "Нагай-лэбач" ("Нагай-птица"). А.П. Мишарина, пьеса "Выльвося мойд" ("Новогодняя сказка"). Е.В. Габова, пьеса-сказка "Ошпи видзысь" ("Медвежья нянька"). Н.Н. Куратова, сказка "Рисунок 4645" ("Встреча с Дедом Морозом").

118.8.1.5. В природе есть много тайн.

Рисунок 4646

Рисунок 4647

118.8.1.6. Милые, вы милые, девочки и мальчики.

Рисунок 4648

118.8.1.7. Жизненные корни - предки.

Рисунок 4649

118.8.1.8. Колодец полон красивых коми слов.

Рисунок 4650

Рисунок 4651

118.8.1.9. У нас одни корни.

Уважение родственных связей между финно-угорскими народами. С.Г. Чавайн, марийское стихотворение "Рас" ("Роща"). Р.К. Орлова, стихотворение "Мордва кыв" ("Мордовский язык"). Из поэзии финнов: "Рисунок 4652 ылын, Рисунок 4653 ты дорын" ("Где-то далеко, у лесного озера"). Удмуртская легенда "Медводдза Рисунок 4654" ("Первая книга"). Венгерская сказка "Еджыд Рисунок 4655" ("Белый конь").

118.8.2. Литературоведческая пропедевтика.

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: эпитетов, сравнений, олицетворения, звукопись, слова-повторы, слова, выражающие чувства, осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор, сюжет, тема, основная мысль. Герой произведения: портрет, речь, поступки, мысли, отношение к нему автора.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи. Фольклорные и авторские художественные произведения. Жанровое разнообразие фольклорных произведений. Художественные особенности сказок: лексика, построение - фантастические элементы, трехкратный повтор, зачин, концовка. Литературная (авторская) сказка. Миф, легенда, предание - знакомство с фольклорными жанрами.

Рассказ (персонаж и событие, авторское отношение к изображаемым событиям), стихотворение (чувства, стихотворная строка, ритм, рифма), басня (изображение персонажа и события, мораль, юмор, аллегория) - наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами. Виды рассказов (художественный, художественно-познавательный, автобиографический).

Автор: рассказчик-автор, рассказчик-персонаж, писатель: произведение-тема, писатель-книга.

Название произведения, название книги, книга-произведение, книга-сборник.