71.7. Содержание обучения во 2 классе

71.7. Содержание обучения во 2 классе.

71.7.1. Учебный материал курса направлен на усвоение языковой системы, осмысление родного языка, ее фонетической, лексической и грамматической сторон. Все темы, ситуации общения, языковые и речевые материалы направлены также на формирование коммуникативной компетенции, умение осуществления устного общения с соблюдением литературных норм родного языка. Для этого в учебном пособии представлен специальный раздел "Мы говорим" и телеутско-русский словарный минимум. Предметная сторона содержания обучения (о чем говорить, что слушать, читать и писать) отражает типичные для обучающихся на уровне начального общего образования сферы общения, которая состоит из 5 тематик: социально-бытовая, учебно-трудовая, социально-культурная и игровая сферы, а также окружающий мир.

71.7.2. Общие сведения о языке.

Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Роль родного языка. Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент (проектная работа).

71.7.3. Фонетика и графика.

Произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний телеутского языка.

Соблюдение норм произношений: долготы и краткости гласных, звонких и глухих согласных.

Рисунок 1452

Рисунок 1453

Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложений.

Рисунок 1454

Соотношение букв и звуков в словах.

Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам.

Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного: запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, точка).

71.7.4. Орфоэпия.

Произношение звуков и сочетаний звуков с соблюдением норм телеутского литературного языка (на материале учебника). Чтение с соблюдением пауз и интонации в соответствии со знаками препинания (с введением термина). Выразительное чтение небольших учебных текстов, диалогов, стихотворений, поговорок, примет (с введением термина).

71.7.5. Лексика.

Понимание слова как единства звучания и значения. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начального общего образования. Слова, представленные в словарном минимуме, в том числе слова, относящиеся к обычаям и традициям телеутов. Простейшие устойчивые словосочетания. Этикетная лексика. Реплики-клише, отражающие культуру телеутского народа. Уточнение значения слова по контексту.

71.7.6. Состав слова (морфемика).

Окончание как часть слова (наблюдение, обращают внимание на окончания слов и их значения, хлопают в ладошки после каждого окончания слова). Окончание слов, обозначающих названия предметов, во множественном числе.

Аффикс как часть слова (наблюдение). Аффикс -лар в словах во множественном числе с основой, оканчивающейся на а, у, ы или на согласный й, р. Аффиксы -лер в словах во множественном числе с основой, оканчивающейся на мягкие гласные э или е, и, Рисунок 1455 или на звонкие согласные р, й. Аффиксы -лор, Рисунок 1456 в словах во множественном числе с основой, оканчивающейся на твердый гласный звук о, Рисунок 1457.

Образование множественного числа при помощи аффиксов -тар, -тер, -тор, Рисунок 1458; -дар, -дор, Рисунок 1459, -дер.

71.7.7. Морфология.

Повторение: слова, обозначающие предмет, признак, действия, количество предметов, слова в единственном и множественном числах.

Имя существительное (ознакомление без введения термина): общее значение, вопросы "неме?", "немези?" ("что?"), "кем?" ("кто?"), употребление в речи. Слова, обозначающие предмет. Единственное число и множественное число слов, обозначающих предмет. Одушевленность и неодушевленность предметов. Существительное в форме дательного падежа. Слова, отвечающие на вопрос "кемге?" ("кому?").

Глагол (ознакомление без введения термина): общее значение, вопросы ("нени эт jат?" ("что делает?"), "нении эт jалар?" ("что делают?"), "нени эдип ийди?" ("что сделал?"), употребление в речи. Слова, обозначающие действие предмета.

Рисунок 1460

Рисунок 1461

Рисунок 1462

71.7.8. Синтаксис.

Различение словосочетания и предложения. Роль слова в предложении. Порядок (связь) слов в предложении. Предложение как единица речи. Основные коммуникативные типы предложений по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное (без введения определения понятия, на примере). Утвердительные и отрицательные предложения (без введения определения понятия, на примере). Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространенные и нераспространенные (ознакомление без терминов). Главные и второстепенные члены предложения (ознакомление без терминов). Различение главных и второстепенных членов предложения (ознакомление на примерах). Нахождение главных и второстепенных членов предложения. Например, посредством подчеркивания слов, обозначающих предмет, признак и действие предмета, в предложении соответствующими линиями (слова-предметы одной чертой, слова-действия двумя чертами, слова-признаки волнистой линией).

71.7.9. Орфография и пунктуация.

Прописная буква в именах собственных и в начале предложения. Прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак).

Формирование орфографической зоркости (осознание места возможного возникновения орфографической ошибки).

71.7.10. Развитие речи.

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения, коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Различение устной речи от письменной речи.

Понимание обращенных устных высказываний на уроке в пределах доступных тематик и ситуаций. Понимание просьбы и указания учителя, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями в классе.

Осуществление диалогического общения из трех-четырех реплик на элементарном уровне с носителями языка и со сверстниками в пределах тематики и ситуаций общения. Проговаривание монологического сообщения из трех-четырех предложений (высказываний о себе и окружающей действительности). Речевые фразы, конструкции в рамках тем уроков.

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Овладение умениями задавания вопросов, начинать, поддерживать, заканчивать разговор, привлечь внимание и тому подобное.

Употребление изученных в рамках тем уроков слов в своей речи. Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, последовательность предложений, выражение в тексте законченной мысли. Тема текста, главная мысль, заглавие. Составление устного рассказа с использованием личных наблюдений и вопросов. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление). Понимание общего содержания учебных, а также небольших и несложных аутентичных текстов (сказки, рассказы, стихи и другие) и умение реагировать вербально и невербально на их содержание.

Перевод слов, предложений, текстов с родного (телеутского) языка на русский язык и наоборот.

Чтение целыми словами со скоростью, соответствующей второкласснику. Чтение предложений с соблюдением пауз и интонации. Чтение про себя с целью понимания содержания учебных, а также относительно несложных аутентичных текстов, соответствующих уровню развития второклассника. Выразительное чтение небольших учебных текстов, диалогов, стихотворений, рассказов из учебника, в том числе наизусть (с соблюдением правильной интонации).

Списывание с печатного текста. Письмо слов, предложений под диктовку учителя с соблюдением правил переноса слова, знаков препинания (точка, запятая). Выполнение письменных заданий из учебника (делать подписи к картинкам, вставлять пропущенные буквы, слова, озаглавливать текст и другие). Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.

Создание небольших собственных текстов повествовательного и описательного характера (сочинения) из трех-четырех предложений по доступной тематике.