71.7. Содержание обучения во 2 классе
71.7.1. Учебный материал курса направлен на усвоение языковой системы, осмысление родного языка, ее фонетической, лексической и грамматической сторон. Все темы, ситуации общения, языковые и речевые материалы направлены также на формирование коммуникативной компетенции, умение осуществления устного общения с соблюдением литературных норм родного языка. Для этого в учебном пособии представлен специальный раздел "Мы говорим" и телеутско-русский словарный минимум. Предметная сторона содержания обучения (о чем говорить, что слушать, читать и писать) отражает типичные для обучающихся на уровне начального общего образования сферы общения, которая состоит из 5 тематик: социально-бытовая, учебно-трудовая, социально-культурная и игровая сферы, а также окружающий мир.
71.7.2. Общие сведения о языке.
Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Роль родного языка. Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент (проектная работа).
Произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний телеутского языка.
Соблюдение норм произношений: долготы и краткости гласных, звонких и глухих согласных.
Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложений.
Соотношение букв и звуков в словах.
Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного: запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, точка).
Произношение звуков и сочетаний звуков с соблюдением норм телеутского литературного языка (на материале учебника). Чтение с соблюдением пауз и интонации в соответствии со знаками препинания (с введением термина). Выразительное чтение небольших учебных текстов, диалогов, стихотворений, поговорок, примет (с введением термина).
Понимание слова как единства звучания и значения. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начального общего образования. Слова, представленные в словарном минимуме, в том числе слова, относящиеся к обычаям и традициям телеутов. Простейшие устойчивые словосочетания. Этикетная лексика. Реплики-клише, отражающие культуру телеутского народа. Уточнение значения слова по контексту.
71.7.6. Состав слова (морфемика).
Окончание как часть слова (наблюдение, обращают внимание на окончания слов и их значения, хлопают в ладошки после каждого окончания слова). Окончание слов, обозначающих названия предметов, во множественном числе.
Аффикс как часть слова (наблюдение). Аффикс -лар в словах во множественном числе с основой, оканчивающейся на а, у, ы или на согласный й, р. Аффиксы -лер в словах во множественном числе с основой, оканчивающейся на мягкие гласные э или е, и,
или на звонкие согласные р, й. Аффиксы -лор,
в словах во множественном числе с основой, оканчивающейся на твердый гласный звук о,
.
Образование множественного числа при помощи аффиксов -тар, -тер, -тор,
; -дар, -дор,
, -дер.
Повторение: слова, обозначающие предмет, признак, действия, количество предметов, слова в единственном и множественном числах.
Имя существительное (ознакомление без введения термина): общее значение, вопросы "неме?", "немези?" ("что?"), "кем?" ("кто?"), употребление в речи. Слова, обозначающие предмет. Единственное число и множественное число слов, обозначающих предмет. Одушевленность и неодушевленность предметов. Существительное в форме дательного падежа. Слова, отвечающие на вопрос "кемге?" ("кому?").
Глагол (ознакомление без введения термина): общее значение, вопросы ("нени эт jат?" ("что делает?"), "нении эт jалар?" ("что делают?"), "нени эдип ийди?" ("что сделал?"), употребление в речи. Слова, обозначающие действие предмета.
Различение словосочетания и предложения. Роль слова в предложении. Порядок (связь) слов в предложении. Предложение как единица речи. Основные коммуникативные типы предложений по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное (без введения определения понятия, на примере). Утвердительные и отрицательные предложения (без введения определения понятия, на примере). Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространенные и нераспространенные (ознакомление без терминов). Главные и второстепенные члены предложения (ознакомление без терминов). Различение главных и второстепенных членов предложения (ознакомление на примерах). Нахождение главных и второстепенных членов предложения. Например, посредством подчеркивания слов, обозначающих предмет, признак и действие предмета, в предложении соответствующими линиями (слова-предметы одной чертой, слова-действия двумя чертами, слова-признаки волнистой линией).
71.7.9. Орфография и пунктуация.
Прописная буква в именах собственных и в начале предложения. Прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак).
Формирование орфографической зоркости (осознание места возможного возникновения орфографической ошибки).
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения, коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Различение устной речи от письменной речи.
Понимание обращенных устных высказываний на уроке в пределах доступных тематик и ситуаций. Понимание просьбы и указания учителя, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями в классе.
Осуществление диалогического общения из трех-четырех реплик на элементарном уровне с носителями языка и со сверстниками в пределах тематики и ситуаций общения. Проговаривание монологического сообщения из трех-четырех предложений (высказываний о себе и окружающей действительности). Речевые фразы, конструкции в рамках тем уроков.
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Овладение умениями задавания вопросов, начинать, поддерживать, заканчивать разговор, привлечь внимание и тому подобное.
Употребление изученных в рамках тем уроков слов в своей речи. Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, последовательность предложений, выражение в тексте законченной мысли. Тема текста, главная мысль, заглавие. Составление устного рассказа с использованием личных наблюдений и вопросов. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление). Понимание общего содержания учебных, а также небольших и несложных аутентичных текстов (сказки, рассказы, стихи и другие) и умение реагировать вербально и невербально на их содержание.
Перевод слов, предложений, текстов с родного (телеутского) языка на русский язык и наоборот.
Чтение целыми словами со скоростью, соответствующей второкласснику. Чтение предложений с соблюдением пауз и интонации. Чтение про себя с целью понимания содержания учебных, а также относительно несложных аутентичных текстов, соответствующих уровню развития второклассника. Выразительное чтение небольших учебных текстов, диалогов, стихотворений, рассказов из учебника, в том числе наизусть (с соблюдением правильной интонации).
Списывание с печатного текста. Письмо слов, предложений под диктовку учителя с соблюдением правил переноса слова, знаков препинания (точка, запятая). Выполнение письменных заданий из учебника (делать подписи к картинкам, вставлять пропущенные буквы, слова, озаглавливать текст и другие). Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.
Создание небольших собственных текстов повествовательного и описательного характера (сочинения) из трех-четырех предложений по доступной тематике.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875





