60.8. Содержание обучения в 3 классе
60.8.1. Систематический курс (фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация).
60.8.1.1. Фонетика, графика, орфоэпия.
Звуки ненецкого языка: гласный ударный и безударный, твердый и мягкий; согласный звонкий и глухой, гортанные смычные звуки и буквы (знаки): [
] - (
) звонкий гортанный смычный, [
] - (
) глухой гортанный смычный, парные и непарные по звонкости - глухости согласные звуки, парные и непарные по твердости - мягкости согласные звуки, качественная характеристика звука: [
] - глухой гортанный смычный звук, [
] - звонкий гортанный смычный звук, функции букв е, ё, ю, я и разделительных мягкого и твердого знаков, Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных), ь как показатель мягкости предшествующего согласного в конце слова, разделительный твердый знак (ъ) в основе слова как показатель твердости согласного (повторение изученного на усвоенном лексическом материале).
Использование алфавита при работе с ненецко-русским и русско-ненецким словарями.
Повторение: лексическое значение слова.
Представление об однозначных и многозначных словах. Наблюдение за их использованием в тексте. Ознакомление с синонимами, антонимами, омонимами (наблюдение).
Состав слова. Ознакомление с понятием "родственные (однокоренные) слова" (
). Группировка слов с общим корнем. Нахождение корня в однокоренных словах. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Представление об основе слова, простая и сложная основы. Разбор слова по составу: выделение в словах корня, соединительных гласных, словообразовательных и словоизменительных суффиксов, основы.
Представление о значении суффиксов в ненецком языке.
Представление о способах словообразования: словоизменительные и словообразовательные суффиксы, словосложение.
Ознакомление с наиболее употребительными словообразовательными суффиксами: -ця, -ко, -коця, -коцяи,
, -й, -савэй (-завэй, -цавэй), -сяда (-зяда, -цяда), -раха (-лаха), -хы (-гы, -кы), -мдей (-мдэй). Изменение значения слов с помощью словообразовательных суффиксов. Употребление в речи. Слова, образованные с помощью сложения слов (вы + тер = вындер).
Части речи: деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение, вопросы и употребление в речи.
Группировка слов в соответствии с их лексическим значением.
Ознакомление с изменением имен существительных по числам: в единственном, в двойственном и во множественном числе.
Наблюдение, группировка, анализ: деление имен существительных на 3 группы в зависимости от конечного звука основы.
Распознавание имен существительных в тексте, употребление в речи.
Ознакомление с морфологическим разбором имен существительных.
Имя прилагательное: значение, вопросы. Ознакомление с изменением имен прилагательных по числам: в единственном, в двойственном, во множественном.
Ознакомление со словообразованием имен прилагательных; значение прилагательных, образованных с помощью словообразовательных суффиксов -й, -савэй (-завэй, -цавэй), -сяда (-зяда, -цяда), -раха (-лаха), -хы (-гы, -кы). Распознавание имен прилагательных в тексте, употребление в речи. Морфологический разбор имен прилагательных.
Глагол: значение, вопросы. Неопределенная форма глагола (ознакомление). Нахождение неопределенной формы глагола в словаре. Изменение глаголов по лицам и числам (ознакомление). Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Распознавание глаголов в тексте, употребление в речи. Морфологический разбор глаголов.
Общее представление о местоимении, значение. Личные местоимения. Распознавание личных местоимений в тексте, употребление в речи. Замена существительного местоимением во избежание повтора. Отсутствие в ненецком языке грамматического рода (Пыда то. Он пришел (о мальчике). Она пришла (о девочке). Оно пришло (неизвестно, мальчик или девочка: дитя пришло) (наблюдение на изучаемом материале, ознакомление). Личные местоимения первого, второго и третьего лица единственного, двойственного и множественного числа (ознакомление).
Общее представление о числительных, значение. Распознавание в тексте, употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Ознакомление с послелогом (в сравнении с предлогами русского языка). Знакомство с наиболее употребительными послелогами. Функция послелогов. Виды послелога (на материале слов лексического минимума). Нахождение послелогов в тексте, употребление в речи. Правила оформления послелога при письме (ознакомление).
Использование справочника: грамматики ненецкого языка в таблицах.
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Установление при помощи смысловых вопросов связи слов в предложении. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое (их различение).
Предложения распространенные и нераспространенные. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Порядок слов в ненецком предложении.
Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
60.8.1.5. Орфография и пунктуация.
Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных), деление слов с удвоенной согласной в корне. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, пунктуационные знаки (повторение изученного).
Применение правил правописания: перенос слов, прописная буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, рек, в начале предложения, правописание слов со звонкими и глухими согласными; правописание слов с удвоенными согласными; правописание слов с ь и ъ знаками, соединительные гласные -а (-я), -у (-ю) в сложных словах;
Написание употребительных слов, вошедших в активный словарь.
Применение правил пунктуации: точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, знак препинания (запятая) при обращении в предложениях.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков.
60.8.2. Общие сведения о языке, язык и культура.
Отражение особенностей быта, традиций, занятий ненецкого народа в лексике. Тематические группы слов, связанные с традиционными занятиями ненецкого народа. Тематические группы, обозначающие животных, птиц, растений мест проживания ненецкого народа, явлений природы Крайнего Севера в разное время года.
60.8.2.1. Предметное содержание речи.
"Мань семьяв" ("Моя семья"). Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, занятия членов семьи, общие дела семьи, домашние обязанности.
"Мань манзаин" ("Мои увлечения"). Мой день, режим дня, Мои любимые занятия, подвижные игры, кружки. Мои каникулы. Мои любимые сказки.
"Мань нин" ("Мои друзья"). Имя, внешность, характер, совместные занятия. Письмо другу.
"Мань школав" ("Моя школа"). Мой класс, моя учительница, учебные предметы, школьные принадлежности. Что я делаю на уроке.
"
" ("Мир вокруг меня"). Мой дом, квартира, комната, предметы мебели. Чум, жилище, одежда, утварь. Занятия людей в тундре в разное время года. Природа тундры в разное время года. Животные Севера. Дикие и домашние животные. Птицы перелетные и зимующие. Времена года. Погода.
"
" ("Наша страна. Малая Родина"). Название, столица. Наша Родина. Малая родина. Мой родной язык (рифмовки на родном ненецком языке, стихи ненецких поэтов, детские песни на ненецком языке, сказки, загадки, детские тексты на ненецком языке).
Практическое овладение диалогической формой речи на ненецком языке, употребление норм речевого этикета (устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ) в ситуациях учебного и бытового общения.
Признаки текста, корректирование небольших текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. Понимание небольшого текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.
План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений. Ключевые слова в тексте.
Ознакомление с признаками текста: целостность, связность, законченность. Тема и главная мысль текста. Заголовок.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Составление небольшого рассказа по серии сюжетных рисунков, по вопросам.
Составление короткого рассказа. Портрет. Описание внешности человека.
Составление предложений по рисункам.
Коллективное составление содержания основной части рассказа.
Письмо по памяти. Воспроизведение изученных словарных слов.
Составление небольшого текста по картинке, с помощью вопросов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875





