63.5. Пояснительная записка

63.5. Пояснительная записка.

63.5.1. Программа по родному (осетинскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.

63.5.2. Первичное знакомство с родным (осетинским) языком, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать его в различных сферах способствуют успешной социализации обучающегося, являются важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории осетинского народа и других народов Российской Федерации.

Родной (осетинский) язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории осетинского, русского и других народов Российской Федерации. Изучение родного (осетинского) языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности.

На уровне начального общего образования изучение родного языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретенные им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале родного языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.

63.5.3. В содержании программы по родному (осетинскому) языку выделяются следующие содержательные линии: разделы науки о языке (лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация), развитие речи.

63.5.4. Изучение родного (осетинского) языка направлено на достижение следующих целей:

овладение первоначальными научными представлениями о системе родного (осетинского) языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис;

овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного родного (осетинского) литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;

приобретение представлений о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;

понимание роли родного языка как средства общения, осознание значения родного языка как государственного языка Республики Северная Осетия - Алания.

63.5.5. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (осетинского) языка, - 270 часов: в 1 классе - 66 часов (2 часа в неделю), во 2 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе - 68 часов (2 часа в неделю).

(пп. 63.5.5 в ред. Приказа Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)

(см. текст в предыдущей редакции)

63.5.5.1. Возможна корректировка общего числа часов, рекомендованных для изучения предмета, с учетом индивидуального подхода образовательных организаций к выбору родного (осетинского) языка и его реализации, в рамках соблюдения гигиенических нормативов к недельной образовательной нагрузке.

(пп. 63.5.5.1 введен Приказом Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)