89.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (шорскому) языку на уровне начального общего образования
89.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (шорскому) языку на уровне начального общего образования.
89.10.1. В результате изучения родного (шорского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (шорского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (шорского) языка в Российской Федерации и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (шорского) языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (шорского) языка).
89.10.2. В результате изучения родного (шорского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
89.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (шорского) языка с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
89.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
89.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.
89.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
89.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
89.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.
89.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
89.10.3. Предметные результаты изучения родного (шорского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
ориентироваться в учебной книге;
практически различать речь устную (говорение, аудирование) и письменную (чтение, письмо);
воспринимать слово как объект изучения, материала для анализа, определять значение слова;
различать слова и предложения, выделять в предложении слова, изменять их порядок;
произносить слова по слогам, делить слова на слоги, определять количество слогов в словах;
владеть начертанием письменных заглавных и строчных букв;
воспринимать на слух речь на шорском языке (короткие доступные детскому пониманию тексты в прочтении учителя и в аудиозаписи);
давать характеристику гласным и согласным звукам;
различать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, читать слова с изученными буквами, приводить примеры слов с заданными буквами;
называть буквы в алфавитном порядке;
употреблять заглавную букву в начале предложений и при написании имен собственных;
списывать с печатного и письменного текста слова и небольшие предложения;
перечислять специфичные гласные и согласные звуки шорского языка
, приводить примеры слов с ними;
различать предмет или действие и слово, называющее предмет или действие, задавать вопросы к словам, называющим предметы и обозначающим действие предметов;
выявлять слова, значение которых требует уточнения, и определять значение слова по контексту (уточнять с помощью словаря в учебнике);
задавать вопросы от одного слова к другому в словосочетании, определять связь слов в предложении, задавать вопросы к словам;
составлять короткий текст (2 - 3 предложения) или отдельные предложения с заданными словами;
знакомиться с текстом как единицей речи, с основными признаками текста;
подбирать заголовок к читаемому (слушаемому) тексту;
составлять текст из данных 3 - 4 разрозненных предложений;
правильно оформлять предложение при письме (Прописная буква в начале, точка в конце).
89.10.4. Предметные результаты изучения родного (шорского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
определять слова, обозначающие предметы, их действия и признаки (по вопросам);
задавать смысловые вопросы от одного слова к другому в словосочетании и предложении;
составлять предложения по картинке;
распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросам, на которые оно отвечает;
определять число имен существительных (единственное и множественное); правильно произносить и писать имена существительные в форме единственного и множественного числа, идентифицировать аффиксы множественного числа существительных;
определять роль местоимения, распознавать личные местоимения среди других частей речи, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями;
распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу, находить имена прилагательные в текстах, объяснять их значение, задавать к ним вопросы, подбирать подходящие по смыслу имена прилагательные к заданным существительным;
распознавать глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу;
определять глаголы в форме настоящего времени, единственного и множественного числа, самостоятельно образовывать глаголы на -ча и -пча;
различать побудительные, вопросительные и повествовательные предложения;
выделять главные члены предложения - подлежащее и сказуемое;
осмысленно читать текст, определять его тему и главную мысль, соотносить текст и заголовок, подбирать заголовок к заданному тексту, составлять собственный текст по заданной теме, пересказывать текст.
89.10.5. Предметные результаты изучения родного (шорского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
правильно писать заимствованные слова;
подбирать слова с похожим значением (синонимы) для устранения лексических повторов в тексте и слова с противоположным значением (антонимы) - для точной характеристики предметов при их сравнении;
определять родственные слова по общему корню, самостоятельно образовывать слова разных частей речи от одного корня;
определять понятие лексического значения слова;
различать однозначные и многозначные слова;
выделять слова с обобщенным значением (тематические группы);
различать омонимы и многозначные слова, приводить примеры омонимов;
формулировать определения однокоренных слов и корня слова;
выделять однокоренные слова, подбирать примеры однокоренных слов;
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
выделять аффиксы в словах, осознавать роль аффиксов в словообразовании, образовывать производные слова от исходных при помощи аффиксов;
различать притяжательные формы существительных, использовать аффиксы принадлежности для образования притяжательной формы имени;
определять основу имени существительного по форме основного падежа;
определять винительный, местно-временной падежи имен существительных, самостоятельно изменять имена существительные по падежам;
определять лексическое значение имен прилагательных;
распознавать местоимения среди других частей речи, определять их роль и значение;
определять лексическое значение глаголов;
спрягать глаголы в настоящем (прошедшем) времени;
уточнять правописание слов в орфографическом словаре.
89.10.6. Предметные результаты изучения родного (шорского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
употреблять в речи особую форму сказуемого для выражения наличия (отсутствия) чего-либо;
устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения и выделять слова, не составляющие грамматическую основу;
образовывать от одной основы новые слова, относящиеся к разным частям речи;
склонять существительные в направительно-дательном, исходном и творительном падежах;
определять грамматические признаки глагола (число, время, лицо, роль в предложении), трансформировать текст, изменяя время глагола;
находить глаголы в прошедшем времени, определять значение данного времени (многократность, повторяемость действия);
распознавать числительное по значению и вопросам, объяснять значение числительных в речи;
образовывать отрицательные наречия;
составлять вопросительные предложения с помощью специальных частиц па (ба), педи (беди);
выделять части текста и обосновывать правильность их выделения, озаглавливать части;
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875