119.5. Пояснительная записка

119.5. Пояснительная записка.

119.5.1. Программа по литературному чтению на родном (коми-пермяцком) языке на уровне начального общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

Программа учебного предмета "Литературное чтение на родном (коми-пермяцком) языке" составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания, также на концепцию этнокультурного образования в Пермском крае.

Круг детского чтения представлен разнообразными по тематике и жанру художественными произведениями коми-пермяцких писателей, научно-познавательными и автобиографическими текстами, фольклорными и литературными произведениями финно-угорских народов, переводными произведениями пермских писателей.

Отобранные произведения служат средством сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций коми-пермяцкого народа, способствуют осознанию красоты родной земли, богатства и выразительности родного языка, развивают речевую культуру и мышление обучающихся, учат проявлять творческую инициативу и самостоятельность, способствуют формированию этнического и национального самосознания, культуры межэтнических отношений. Они также обеспечивают формирование функциональной литературной грамотности обучающегося, помогают достижению метапредметных результатов, а также способствуют восприятию различных учебных текстов при изучении других учебных предметов начального общего образования.

119.5.2. В содержании программы по литературному чтению на родном (коми-пермяцком) языке выделяются следующие содержательные линии:

устное народное творчество;

произведения о детях и дружбе, родном крае, его природе, о животных, семье и семейных традициях;

литературные произведения других народов России, русские произведения в переводе на родной язык;

литературоведческая проподевтика.

119.5.3. Изучение литературного чтения на родном (коми-пермяцком) языке направлено на достижение следующих целей:

становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение;

овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий в соответствии с представленными предметными результатами по классам;

осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;

первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;

овладение техникой смыслового чтения вслух, про себя (молча) и текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование информации для решения учебных задач.

119.5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном (коми-пермяцком) языке, - 112 часов: в 1 классе - 10 часов (1 час в неделю), во 2 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа (1 час в неделю).

119.5.4.1. Возможна корректировка общего числа часов, рекомендованных для изучения предмета, с учетом индивидуального подхода образовательных организаций к выбору литературного чтения на родном (коми-пермяцком) языке, в рамках соблюдения гигиенических нормативов к недельной образовательной нагрузке.

(пп. 119.5.4.1 введен Приказом Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)