74.5. Пояснительная записка

74.5. Пояснительная записка.

74.5.1. Программа по родному (удмуртскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.

74.5.2. Программа по родному (удмуртскому) языку нацелена на реализацию коммуникативного, социокультурного и системно-деятельностного подходах в обучении родному (удмуртскому) языку обучающихся, не владеющих удмуртским языком.

Коммуникативный подход предполагает вовлечение обучающихся в устное и письменное общение в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, учитывающих возрастные особенности обучающихся.

Социокультурный подход предполагает включение в содержание обучения детских удмуртских фольклорных произведений, художественной литературы, доступного этнокультуроведческого, лингвострановедческого материала, занимательного материала различных жанров из аутентичных источников: народные и авторские сказки, реальные тексты и рассказы, стихотворения удмуртских авторов, этикетные и бытовые диалоги, рифмовки, песни, интервью.

Системно-деятельностный подход в обучении строится с использованием практических видов деятельности: рисование, пение, раскрашивание, художественное творчество.

74.5.3. В содержании программы по родному (удмуртскому) языку выделяются следующие содержательные линии: речевые умения в аудировании (говорении, чтении, письме), языковые знания и навыки, социокультурные знания и умения, компенсаторные умения.

74.5.4. Изучение родного (удмуртского) языка направлено на достижение следующих целей:

формирование умений устного (аудирование, говорение) и письменного (чтение, письмо) общения на удмуртском языке с учетом речевых возможностей и реальных потребностей обучающегося;

расширение лингвистического кругозора обучающихся за счет овладения новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с отобранными темами общения;

получение общего представления о грамматическом строе удмуртского языка и его основных отличиях от русского языка;

использование для решения учебных задач интеллектуальных операций (сравнение, анализ, обобщение);

формирование умений работать с информацией, представленной в текстах разных типов (описание, повествование, рассуждение), пользоваться при необходимости двуязычными словарями по удмуртскому языку;

формирование положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету "Родной (удмуртский) язык";

формирование основ коммуникативной культуры;

формирование положительного отношения к языку, культуре и традициям Удмуртской Республики;

знакомство обучающихся с детским удмуртским фольклором и художественной литературой;

приобщение обучающихся к культурным ценностям удмуртского народа и привлечение их на участие в различных этнокультурных мероприятиях;

развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром;

воспитание гражданина, патриота своей страны.

74.5.5. Содержание программы по родному (удмуртскому) языку интегрировано с учебным предметом "Родная (удмуртская) литература".

Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (удмуртского) языка, - 372 часа: в 1 классе - 66 часов (2 часа в неделю), во 2 классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 3 классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 4 классе - 102 часа (3 часа в неделю).

74.5.5.1. Возможна корректировка общего числа часов, рекомендованных для изучения предмета, с учетом индивидуального подхода образовательных организаций к выбору родного (удмуртского) языка и его реализации, в рамках соблюдения гигиенических нормативов к недельной образовательной нагрузке.

(пп. 74.5.5.1 введен Приказом Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)