82.5. Пояснительная записка

82.5. Пояснительная записка.

82.5.1. Программа по родному (хантыйскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

Программа по родному (хантыйскому) языку предусматривает взаимосвязанное обучение аудированию, чтению, говорению и письму на основе усвоения содержания учебного материала и активизации речевой деятельности. Обучение родному (хантыйскому) языку на уровне начального общего образования предполагает обязательную опору на интуицию обучающихся и их лингвистическую компетенцию в других языках, что в свою очередь требует согласованного преподавания всех лингвистических дисциплин.

Изучение родного (хантыйского) языка направлено на формирование у обучающихся:

первоначальных умений и навыков владения родным (хантыйским) языком как средством общения в устной и письменной форме и развития их интеллектуальных способностей;

предпосылок для дальнейшего использования родного (хантыйского) языка как языка обучения;

качеств личности, отвечающих требованиям школьного образования, задачам построения демократического гражданского общества на основе уважения;

(в ред. Приказа Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)

(см. текст в предыдущей редакции)

стремления к диалогу культур и уважения многонационального, поликультурного состава российского общества.

На практике это достигается реализацией принципа коммуникативности, который предполагает включение обучающихся в продуктивную речевую деятельность на родном (хантыйском) языке.

82.5.2. В содержании программы по родному (хантыйскому) языку выделяются следующие содержательные линии: коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении и письме), основы лингвистических знаний (фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис), лексика), этнокультурная осведомленность.

82.5.3. Изучение родного (хантыйского) языка направлено на достижение следующих целей:

формирование коммуникативных способностей обучающихся (развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи), а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;

формирование у обучающихся определенного круга знаний о хантыйском языке и включение обучающихся в практическую речевую деятельность.

82.5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (хантыйского) языка, - 270 часов: в 1 классе - 66 часов (2 часа в неделю), во 2 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе - 68 часов (2 часа в неделю).

82.5.4.1. Возможна корректировка общего числа часов, рекомендованных для изучения предмета, с учетом индивидуального подхода образовательных организаций к выбору родного (хантыйского) языка и его реализации, в рамках соблюдения гигиенических нормативов к недельной образовательной нагрузке.

(пп. 82.5.4.1 введен Приказом Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)