20.9. Содержание обучения в 4 классе

20.9. Содержание обучения в 4 классе.

20.9.1. Сведения о русском языке.

Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини-исследование, проект.

20.9.2. Фонетика и графика.

Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам. Звуко-буквенный разбор слова (по отработанному алгоритму).

20.9.3. Орфоэпия.

Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).

Использование орфоэпических словарей русского языка при определении правильного произношения слов.

20.9.4. Лексика.

Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи).

Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи).

20.9.5. Состав слова (морфемика).

Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного).

Основа слова.

Состав неизменяемых слов (ознакомление).

Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи (ознакомление).

20.9.6. Морфология.

Части речи самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Склонение имен существительных (кроме существительных на "-мя", "-ий", "-ие", "-ия"; на "-ья", например, "гостья"; на "-ье", например, "ожерелье" во множественном числе; а также кроме собственных имен существительных на "-ов", "-ин", "-ий"); имена существительные 1, 2, 3-го склонения (повторение изученного). Несклоняемые имена существительные (ознакомление).

Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного (повторение). Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1-го и 3-го лица единственного и множественного числа; склонение личных местоимений.

Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). I и II спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов.

Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи.

Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).

Союз; союзы "и", "а", "но" в простых и сложных предложениях.

Частица "не", ее значение (повторение).

20.9.7. Синтаксис.

Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между словами в предложении (при помощи смысловых вопросов); распространенные и нераспространенные предложения (повторение изученного).

Связь между словами в словосочетании.

Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами "а", "но", с одиночным союзом "и". Интонация перечисления в предложениях с однородными членами.

Простое и сложное предложения (ознакомление). Сложные предложения: сложносочиненные с союзами "и", "а", "но"; бессоюзные сложные предложения (без называния терминов).

20.9.8. Орфография и пунктуация.

Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки; различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.

Правила правописания и их применение:

безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на "-мя", "-ий", "-ие", "-ия", на "-ья", например, "гостья", на "-ье", например, "ожерелье" во множественном числе, а также кроме собственных имен существительных на "-ов", "-ин", "-ий");

безударные падежные окончания имен прилагательных;

мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа;

наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на "-ться" и "-тся";

безударные личные окончания глаголов;

знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными союзами "и", "а", "но" и без союзов.

Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение).

Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение).

20.9.9. Развитие речи.

Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и другие); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке.

Корректирование текстов (заданных и собственных) с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.

Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста).

Сочинение как вид письменной работы.

Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей.

20.9.10. Изучение русского языка в 4 классе позволяет организовать работу над рядом метапредметных результатов: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

20.9.10.1. Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

устанавливать основания для сравнения слов, относящихся к разным частям речи; устанавливать основания для сравнения слов, относящихся к одной части речи, отличающихся грамматическими признаками;

группировать слова на основании того, какой частью речи они являются;

объединять глаголы в группы по определенному признаку (например, время, спряжение);

объединять предложения по определенному признаку, самостоятельно устанавливать этот признак;

классифицировать предложенные языковые единицы;

устно характеризовать языковые единицы по заданным признакам;

ориентироваться в изученных понятиях (склонение, спряжение, неопределенная форма, однородные члены предложения, сложное предложение) и соотносить понятие с его краткой характеристикой.

20.9.10.2. Базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать несколько вариантов выполнения заданий по русскому языку, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);

проводить по предложенному алгоритму различные виды анализа (звуко-буквенный, морфемный, морфологический, синтаксический);

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, мини-исследования);

выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

прогнозировать возможное развитие речевой ситуации.

20.9.10.3. Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации, работать со словарями, справочниками в поисках информации, необходимой для решения учебно-практической задачи; находить дополнительную информацию, используя справочники и словари;

распознавать достоверную и недостоверную информацию о языковых единицах самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки;

соблюдать элементарные правила информационной безопасности при поиске для выполнения заданий по русскому языку информации в Интернете;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

20.9.10.4. Общение как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выбирать языковые средства для выражения эмоций в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

строить устное высказывание при обосновании правильности написания, при обобщении результатов наблюдения за орфографическим материалом;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование), определяя необходимый в данной речевой ситуации тип текста;

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

20.9.10.5. Самоорганизация как часть регулятивных универсальных учебных действий:

самостоятельно планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий;

предвидеть трудности и возможные ошибки.

20.9.10.6. Самоконтроль как часть регулятивных универсальных учебных действий:

контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия для преодоления ошибок;

находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины;

оценивать по предложенным критериям общий результат деятельности и свой вклад в нее;

принимать оценку своей работы.

20.9.10.7. Совместная деятельность:

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцов, планов, идей.