29.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (балкарскому) языку на уровне начального общего образования

29.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (балкарскому) языку на уровне начального общего образования.

29.10.1. В результате изучения родного (балкарского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (балкарского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (балкарского) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения; соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе родного (балкарского) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (балкарского) языка).

29.10.2. В результате изучения родного (балкарского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

29.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (балкарского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

29.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

29.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

29.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

29.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

29.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

29.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцов.

29.10.3. Предметные результаты изучения родного (балкарского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

воспринимать речь на слух и понимать основное содержание речи;

владеть нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, благодарность, обращение с просьбой);

владеть диалогической формой речи;

различать основные единицы фонетического строя балкарского языка и ключевые понятия: гласные и согласные, звуки и буквы, деление на слоги, произношение и ударение;

различать на слух и правильно произносить звуки и сочетания звуков;

определять чередование согласных в корне слова (к - тг, къ - гъ, п - б), различать парные согласные д - т, б - п и другие;

устанавливать количество звуков в слове, характеризовать их (гласный: твердый или мягкий, согласный: парный или непарный);

делить слова на слоги, выделять ударный слог;

строить схему-модель слова;

называть буквы балкарского алфавита в правильной последовательности;

определять слова, близкие по значению;

определять слова, противоположные по значению;

различать слова, обозначающие живых существ и предметы;

называть числительные от 1 до 10;

различать числительные количественные и порядковые (без использования терминологии);

различать слова, обозначающие действие;

задавать вопрос к словам, обозначающим признак предмета;

усваивать слова, грамматические формы и способы их образования, элементарные синтаксические конструкции и их употребление в предложении и связной речи;

определять вопросы и аффиксы падежей (дательно-направительного, дательного, притяжательного) (без использования терминологии);

соблюдать правила правописания прописной буквы (в начале предложения, в именах людей и кличках животных), переноса слов по слогам, правила постановки знаков препинания в конце предложения;

обозначать принадлежность предмета в 1, 2 и 3 лице;

отвечать на вопрос "кимни?" ("чей?", "чья?", "чье?"), употреблять аффикс - ны со словами, обозначающими принадлежность;

употреблять в речи послелог юсюнден (о, об) (без использования терминологии);

определять указательные слова (личные местоимения) (без использования терминологии): биз (мы), сиз (вы), ала (они);

употреблять в речи слова, обозначающие способ действия;

применять полученные знания и навыки в условиях учебного и повседневного общения: вести диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать вопросы в пределах усвоенной лексики, пересказывать текст, составлять предложения по картинкам, по определенным тематическим образцам, короткие монологические тексты (несложное описание, повествование, рассуждение) на различные темы;

читать вслух выразительно;

читать про себя.

29.10.4. Предметные результаты изучения родного (балкарского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

различать звонкие и глухие согласные;

производить звукобуквенный разбор слова;

правильно ставить ударение в словах;

правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

правильно употреблять в речи чередование согласных к - г, къ - гъ, п - б в словах;

употреблять в диалогах слова хау (да), угъай (нет);

различать однозначные и многозначные слова;

использовать вопросительные аффиксы при составлении вопросительных предложений;

отличать словообразовательные аффиксы;

выражать просьбу с помощью аффикса -чы (алчы - возьми-ка);

образовывать множественное число глаголов с помощью аффикса - ла, -ле;

правильно применять аффиксы для образования фамилий людей, пространственный аффикс, аффиксы отрицания, уменьшительно-ласкательный аффикс;

применять в устной речи и при письме формы местного, дательно-направительного, винительного и исходного падежей;

отвечать на вопросы "ким?" ("кто?"), "не?" ("что?"), "не этеди?" ("что делает?"), "къаллай?" ("какой?"), "къайда?" ("где?"), "къачан?" ("когда?"), "къалай?" ("как?"), "къайдан?" ("откуда?");

правильно употреблять в речи указательные местоимения бу, ол (без терминов);

называть числительные до 10; 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100;

употреблять вспомогательное слово-послелог бла ("не бла?" - "чем? с чем?") (без использования термина);

определять наречия места и времени (без терминологии) мында (здесь), анда (там), ары (туда), бери (сюда), бюгюн (сегодня), тамбла (завтра), тюнене (вчера), эрттенликде (утром), тюшде (днем), ингирде (вечером), кече (ночью);

определять глаголы в настоящем времени (спряжение по лицам и числам);

определять особенности слова и предложения как единиц речи;

определять знак препинания в конце предложения в зависимости от интонации: восклицательный знак, вопросительный знак, точка;

преобразовывать повествовательные предложения в вопросительные;

выделять главные члены предложения: подлежащее, сказуемое;

составлять предложения по схемам;

писать под диктовку короткие предложения или несложный связный текст, состоящий из знакомых слов;

переводить несложные предложения с балкарского языка на русский язык.

29.10.5. Предметные результаты изучения родного (балкарского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

осознанно, правильно и выразительно читать вслух фразы и короткие тексты, построенные на усвоенном в устной речи языковом материале;

правильно интонировать при чтении вопрос, просьбу, повествование с перечислением, приказ;

понимать текст при чтении или пересказе учителя, при самостоятельном чтении и диалог из 3 - 6 предложений;

находить в тексте незнакомые слова, объяснять их значение, работать со словарями;

составлять предложения по ключевым словам, записывать по памяти небольшие предложения;

составлять поздравление на балкарском языке ко дню рождения, к праздникам;

давать письменный ответ на 2 - 3 вопроса по тексту или картине;

определять способы выражения вопроса в балкарском языке: с помощью аффиксов, вопросительных местоимений;

использовать слово керек (нужно) в предложениях;

определять звуковой состав гласных э и е в словах;

употреблять в речи личные местоимения мен (я), сен (ты), ол (он, она, оно), биз (мы), сиз (вы), ала (они);

употреблять в речи притяжательные местоимения;

употреблять в речи прилагательные активного словаря;

употреблять прилагательные в роли сказуемого;

различать и употреблять в речи сравнительную степень имен прилагательных;

определять позицию прилагательного в балкарском языке;

употреблять имена числительные в вопросительных предложениях;

называть числительные сотни и 1000;

употреблять притяжательные формы именных частей речи;

употреблять в речи некоторые глаголы изъявительного наклонения: в настоящем времени, в прошедшем категорическом времени, в прошедшем неопределенном времени;

правильно употреблять послелог бла в соответствии с его значениями: совместности - атам бла барама, орудийности - бичакъ бла кесеме, способа передвижения - поезд бла келеме;

употреблять в речи союзы эм (и), да (и);

употреблять в речи послелоги места;

употреблять в речи и при письме формы дательного, родительного, винительного, исходного падежей;

употреблять отрицание при именах существительных, прилагательных, местоимениях (терек тюйюлдю (это) не дерево), иги тюйюлдю (не хороший), мен тюйюлме (не я) и формы отрицания глаголов (- ма (-ме): бармайды (не идет), келмейди (не приходит, не идет (в направлении к говорящему);

употреблять в речи уменьшительно-ласкательную форму слов (имен существительных);

употреблять в речи слова, обозначающие место, направление (наречия) (без использования терминологии);

употреблять в речи предложения со словами барды (есть), жокъду нет (в наличии);

использовать в речи и при письме аффикс условного наклонения -са, -се;

употреблять в речи вводные слова;

находить в тексте и составлять словосочетания;

соблюдать закон сингармонизма;

определять позицию сказуемого в балкарском языке;

определять структуру предложения.

29.10.6. Предметные результаты изучения родного (балкарского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

читать с соответствующей интонацией утвердительные, вопросительные, восклицательные предложения, тексты, поэтические произведения, определять в них логические ударения, паузы:

различать губные и негубные гласные, звонкие и глухие согласные;

различать слова только с твердыми гласными и слова только с мягкими гласными;

проводить фонетический разбор слова;

различать словообразовательные и словоизменительные аффиксы в балкарском языке;

определять слова, образованные с помощью аффиксов;

различать среди других морфем корень слова, определять необразованный и образованный корни слов, находить однокоренные слова;

употреблять в речи синонимы и антонимы;

употреблять имена прилагательные, характеризующие человека (жигит (смелый, храбрый), эринчек (ленивый);

употреблять аффиксы при сложении, вычитании, умножении, делении числительных;

употреблять нумеративы;

употреблять вопросительные частицы с глаголами (келемисе? (ты) идешь?) жазамыса? (ты) пишешь?);

употреблять в речи послелог юсюнден (о, об) со словами в притяжательном падеже (аффикс -ны, -ни, -ну, -ню);

различать собственные и нарицательные имена существительные;

определять образование глаголов прошедшего времени: аффикс - ды, -ди, -ду, -дю и краткий аффикс лица;

употреблять глаголы в настоящем, прошедшем, неопределенно-прошедшем, давнопрошедшем и будущем времени (-а, -е,-й; -ды, -ди, -ду,- дю; -гъан, -ген,-хан, -нган, -нген; -гъан и эди, -гени эди, -хани эди, -нгани эди, -нгени эди; -ыр, -ер, -р, -ар, -ер; -рыкъ, -рик, -рукъ, -рюк, -арыкъ, -ерик, - урукъ, -юрюк; -лыкъ, -лик, -лукъ, -люк);

изменять глаголы по лицам (спрягать);

проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

строить предложения с положительной и отрицательной формами глагола (-ма, -ме, тюйюл);

различать начальную форму глагола, форму возможности и форму невозможности;

использовать в речи обстоятельственные вопросы (Соруула: къалай? къачан? къайры? къайда? къайдан? - Вопросы: как? когда? куда? где? откуда?);

использовать в диалоге утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения;

правильно ставить знаки препинания в предложении с обращением;

различать члены предложения (подлежащее, сказуемое, обстоятельство (с терминологией), определение, дополнение (без терминологии).