29.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (балкарскому) языку на уровне начального общего образования
29.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (балкарскому) языку на уровне начального общего образования.
29.10.1. В результате изучения родного (балкарского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (балкарского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (балкарского) языка в Российской Федерации и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения; соблюдение норм речевого этикета;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе родного (балкарского) языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (балкарского) языка).
29.10.2. В результате изучения родного (балкарского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
29.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (балкарского) языка с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
29.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
29.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.
29.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
29.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
29.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.
29.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцов.
29.10.3. Предметные результаты изучения родного (балкарского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
воспринимать речь на слух и понимать основное содержание речи;
владеть нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, благодарность, обращение с просьбой);
владеть диалогической формой речи;
различать основные единицы фонетического строя балкарского языка и ключевые понятия: гласные и согласные, звуки и буквы, деление на слоги, произношение и ударение;
различать на слух и правильно произносить звуки и сочетания звуков;
определять чередование согласных в корне слова (к - тг, къ - гъ, п - б), различать парные согласные д - т, б - п и другие;
устанавливать количество звуков в слове, характеризовать их (гласный: твердый или мягкий, согласный: парный или непарный);
делить слова на слоги, выделять ударный слог;
называть буквы балкарского алфавита в правильной последовательности;
определять слова, близкие по значению;
определять слова, противоположные по значению;
различать слова, обозначающие живых существ и предметы;
называть числительные от 1 до 10;
различать числительные количественные и порядковые (без использования терминологии);
различать слова, обозначающие действие;
задавать вопрос к словам, обозначающим признак предмета;
усваивать слова, грамматические формы и способы их образования, элементарные синтаксические конструкции и их употребление в предложении и связной речи;
определять вопросы и аффиксы падежей (дательно-направительного, дательного, притяжательного) (без использования терминологии);
соблюдать правила правописания прописной буквы (в начале предложения, в именах людей и кличках животных), переноса слов по слогам, правила постановки знаков препинания в конце предложения;
обозначать принадлежность предмета в 1, 2 и 3 лице;
отвечать на вопрос "кимни?" ("чей?", "чья?", "чье?"), употреблять аффикс - ны со словами, обозначающими принадлежность;
употреблять в речи послелог юсюнден (о, об) (без использования терминологии);
определять указательные слова (личные местоимения) (без использования терминологии): биз (мы), сиз (вы), ала (они);
употреблять в речи слова, обозначающие способ действия;
применять полученные знания и навыки в условиях учебного и повседневного общения: вести диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать вопросы в пределах усвоенной лексики, пересказывать текст, составлять предложения по картинкам, по определенным тематическим образцам, короткие монологические тексты (несложное описание, повествование, рассуждение) на различные темы;
29.10.4. Предметные результаты изучения родного (балкарского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
различать звонкие и глухие согласные;
производить звукобуквенный разбор слова;
правильно ставить ударение в словах;
правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
правильно употреблять в речи чередование согласных к - г, къ - гъ, п - б в словах;
употреблять в диалогах слова хау (да), угъай (нет);
различать однозначные и многозначные слова;
использовать вопросительные аффиксы при составлении вопросительных предложений;
отличать словообразовательные аффиксы;
выражать просьбу с помощью аффикса -чы (алчы - возьми-ка);
образовывать множественное число глаголов с помощью аффикса - ла, -ле;
правильно применять аффиксы для образования фамилий людей, пространственный аффикс, аффиксы отрицания, уменьшительно-ласкательный аффикс;
применять в устной речи и при письме формы местного, дательно-направительного, винительного и исходного падежей;
отвечать на вопросы "ким?" ("кто?"), "не?" ("что?"), "не этеди?" ("что делает?"), "къаллай?" ("какой?"), "къайда?" ("где?"), "къачан?" ("когда?"), "къалай?" ("как?"), "къайдан?" ("откуда?");
правильно употреблять в речи указательные местоимения бу, ол (без терминов);
называть числительные до 10; 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100;
употреблять вспомогательное слово-послелог бла ("не бла?" - "чем? с чем?") (без использования термина);
определять наречия места и времени (без терминологии) мында (здесь), анда (там), ары (туда), бери (сюда), бюгюн (сегодня), тамбла (завтра), тюнене (вчера), эрттенликде (утром), тюшде (днем), ингирде (вечером), кече (ночью);
определять глаголы в настоящем времени (спряжение по лицам и числам);
определять особенности слова и предложения как единиц речи;
определять знак препинания в конце предложения в зависимости от интонации: восклицательный знак, вопросительный знак, точка;
преобразовывать повествовательные предложения в вопросительные;
выделять главные члены предложения: подлежащее, сказуемое;
составлять предложения по схемам;
писать под диктовку короткие предложения или несложный связный текст, состоящий из знакомых слов;
переводить несложные предложения с балкарского языка на русский язык.
29.10.5. Предметные результаты изучения родного (балкарского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
осознанно, правильно и выразительно читать вслух фразы и короткие тексты, построенные на усвоенном в устной речи языковом материале;
правильно интонировать при чтении вопрос, просьбу, повествование с перечислением, приказ;
понимать текст при чтении или пересказе учителя, при самостоятельном чтении и диалог из 3 - 6 предложений;
находить в тексте незнакомые слова, объяснять их значение, работать со словарями;
составлять предложения по ключевым словам, записывать по памяти небольшие предложения;
составлять поздравление на балкарском языке ко дню рождения, к праздникам;
давать письменный ответ на 2 - 3 вопроса по тексту или картине;
определять способы выражения вопроса в балкарском языке: с помощью аффиксов, вопросительных местоимений;
использовать слово керек (нужно) в предложениях;
определять звуковой состав гласных э и е в словах;
употреблять в речи личные местоимения мен (я), сен (ты), ол (он, она, оно), биз (мы), сиз (вы), ала (они);
употреблять в речи притяжательные местоимения;
употреблять в речи прилагательные активного словаря;
употреблять прилагательные в роли сказуемого;
различать и употреблять в речи сравнительную степень имен прилагательных;
определять позицию прилагательного в балкарском языке;
употреблять имена числительные в вопросительных предложениях;
называть числительные сотни и 1000;
употреблять притяжательные формы именных частей речи;
употреблять в речи некоторые глаголы изъявительного наклонения: в настоящем времени, в прошедшем категорическом времени, в прошедшем неопределенном времени;
правильно употреблять послелог бла в соответствии с его значениями: совместности - атам бла барама, орудийности - бичакъ бла кесеме, способа передвижения - поезд бла келеме;
употреблять в речи союзы эм (и), да (и);
употреблять в речи послелоги места;
употреблять в речи и при письме формы дательного, родительного, винительного, исходного падежей;
употреблять отрицание при именах существительных, прилагательных, местоимениях (терек тюйюлдю (это) не дерево), иги тюйюлдю (не хороший), мен тюйюлме (не я) и формы отрицания глаголов (- ма (-ме): бармайды (не идет), келмейди (не приходит, не идет (в направлении к говорящему);
употреблять в речи уменьшительно-ласкательную форму слов (имен существительных);
употреблять в речи слова, обозначающие место, направление (наречия) (без использования терминологии);
употреблять в речи предложения со словами барды (есть), жокъду нет (в наличии);
использовать в речи и при письме аффикс условного наклонения -са, -се;
употреблять в речи вводные слова;
находить в тексте и составлять словосочетания;
соблюдать закон сингармонизма;
определять позицию сказуемого в балкарском языке;
определять структуру предложения.
29.10.6. Предметные результаты изучения родного (балкарского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
читать с соответствующей интонацией утвердительные, вопросительные, восклицательные предложения, тексты, поэтические произведения, определять в них логические ударения, паузы:
различать губные и негубные гласные, звонкие и глухие согласные;
различать слова только с твердыми гласными и слова только с мягкими гласными;
проводить фонетический разбор слова;
различать словообразовательные и словоизменительные аффиксы в балкарском языке;
определять слова, образованные с помощью аффиксов;
различать среди других морфем корень слова, определять необразованный и образованный корни слов, находить однокоренные слова;
употреблять в речи синонимы и антонимы;
употреблять имена прилагательные, характеризующие человека (жигит (смелый, храбрый), эринчек (ленивый);
употреблять аффиксы при сложении, вычитании, умножении, делении числительных;
употреблять вопросительные частицы с глаголами (келемисе? (ты) идешь?) жазамыса? (ты) пишешь?);
употреблять в речи послелог юсюнден (о, об) со словами в притяжательном падеже (аффикс -ны, -ни, -ну, -ню);
различать собственные и нарицательные имена существительные;
определять образование глаголов прошедшего времени: аффикс - ды, -ди, -ду, -дю и краткий аффикс лица;
употреблять глаголы в настоящем, прошедшем, неопределенно-прошедшем, давнопрошедшем и будущем времени (-а, -е,-й; -ды, -ди, -ду,- дю; -гъан, -ген,-хан, -нган, -нген; -гъан и эди, -гени эди, -хани эди, -нгани эди, -нгени эди; -ыр, -ер, -р, -ар, -ер; -рыкъ, -рик, -рукъ, -рюк, -арыкъ, -ерик, - урукъ, -юрюк; -лыкъ, -лик, -лукъ, -люк);
изменять глаголы по лицам (спрягать);
проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
строить предложения с положительной и отрицательной формами глагола (-ма, -ме, тюйюл);
различать начальную форму глагола, форму возможности и форму невозможности;
использовать в речи обстоятельственные вопросы (Соруула: къалай? къачан? къайры? къайда? къайдан? - Вопросы: как? когда? куда? где? откуда?);
использовать в диалоге утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения;
правильно ставить знаки препинания в предложении с обращением;
различать члены предложения (подлежащее, сказуемое, обстоятельство (с терминологией), определение, дополнение (без терминологии).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875