40.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку на уровне начального общего образования
40.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку на уровне начального общего образования.
40.10.1. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (кабардино-черкесского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (кабардино-черкесского) языка в Российской Федерации и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения; соблюдение норм речевого этикета;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе родного (кабардино-черкесского) языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (кабардино-черкесского) языка).
40.10.2. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
40.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (кабардино-черкесского) языка с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
40.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
40.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.
40.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
40.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
40.10.2.6. У обучающегося будут сформулированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.
40.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
40.10.3. Предметные результаты освоения учебного предмета "Родной (кабардино-черкесский) язык".
Основные предметные результаты изучения предмета "Родной (кабардино-черкесский) язык" - формирование умений в говорении, аудировании, чтении и письме, знаний о лексике, фонетике и грамматике кабардино-черкесского языка (на фоне элементарного сопоставления явлений кабардино-черкесского и русского языков). В ходе изучения родного языка как средства коммуникации обучающиеся также знакомятся с его культурной составляющей - фольклорными жанрами и отрывками из детских художественных произведений, что способствует формированию начальных представлений о родной литературе во всем ее родовом и жанровом многообразии, а также служит пропедевтикой для дальнейшего изучения литературоведческих понятий.
рассказывать на родном языке о себе, друзьях, любимых животных, каникулах;
вести диалог, задавая вопросы собеседнику и отвечая на его вопросы;
строить правильные предложения для решения определенной речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения);
строить устное диалогическое и монологическое высказывания, соблюдая нормы кабардино-черкесского языка;
анализировать уместность использования средств устного общения в разных ситуациях, во время монолога и диалога;
кратко излагать содержание прочитанного или услышанного текста, используя речевые средства кабардино-черкесского языка;
выражать и аргументировать собственное мнение с учетом ситуации общения;
обосновывать собственную позицию и координировать ее с позициями других партнеров по совместной деятельности;
владеть техникой выступления с небольшими сообщениями перед знакомой аудиторией;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать собственное мнение;
воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом языковом материале;
понимать на слух речь учителя и других обучающихся;
использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова;
воспринимать на слух текст и полностью понимать содержащуюся в нем информацию;
воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи;
читать целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу;
владеть техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного текста;
находить в тексте нужную информацию;
выразительно читать построенный на изученном языковом материале небольшой текст с соблюдением правил произношения и интонирования;
устанавливать последовательность событий в тексте;
определять вид текста (повествование, описание, рассуждение);
читать про себя и полностью понимать содержание небольших текстов;
определять значение незнакомых слов по контексту;
выражать свое мнение о прочитанном;
составлять план прочитанного текста;
писать на кабардинском языке, соблюдая изученные нормы;
владеть начертанием письменных прописных и строчных букв;
писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм;
вырабатывать связное и ритмичное написание букв;
писать под диктовку слова, тексты;
правильно списывать слова и предложения;
писать сочинение на основе впечатлений (по картине), соблюдая орфографические и пунктуационные правила;
в письменной форме кратко отвечать на вопросы;
анализировать последовательность собственных действий при работе над сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
применять изученные правила правописания;
писать прописные буквы в начале предложения и в именах собственных (именах и фамилиях людей, кличках животных, топонимах);
различать звуки и буквы (букву как знак звука);
произносить и различать на слух гласные и согласные звуки кабардино-черкесского языка;
распознавать устную и письменную речь;
различать слово, предложение и текст;
определять количество и последовательность звуков в слове;
называть звуки, из которых состоит слово (гласные и согласные, гласные - долгие и краткие, ударные и безударные, согласные - звонкие, глухие);
выделять в слове ударение, ударный слог;
составлять и сравнивать звуковые модели различных слов;
находить в тексте слова с заданным звуком;
иметь представление об особых буквах кабардино-черкесского алфавита (гу, ку, ху, кI, кIу, къ, къу, гъ, гъу, хь, жь, хъ, хъу, кхъ, кхъу, фI, цI, щI, I, Iу) и обозначаемые ими звуки;
правильно употреблять при письме буквы, обозначающие специфичные звуки кабардино-черкесского языка (в частности, букву у, которая может обозначать как гласную, так и согласную фонему);
проводить звуковой и звуко-буквенный анализ слова;
правильно называть буквы, их последовательность в алфавите;
использовать алфавит для упорядочения списка слов, при работе со словарями, справочниками;
понимать особенности слова как единицы лексического уровня языка;
определять лексическое значение слова;
выявлять в тексте случаи употребления элементарных синонимов и антонимов (без терминологии);
выявлять в тексте слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по смыслу (омонимы - без терминологии);
различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова;
находить и выделять корень слова (простые случаи);
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
образовывать новые слова по заданному образцу;
распознавать самостоятельные части речи;
выделять среди имен существительных собственные и нарицательные, находить слова, отвечающие на вопросы: "хэт?" и "сыт?" ("кто?" и "что?"), определять, в каком случае вопрос относится к категории одушевленности (неодушевленности);
распознавать имена прилагательные, определять их роль в речи;
отвечать на вопросы: "хуэдэ?", "дэтхэнэ?" ("какой?", "который?") и находить слова, которые отвечают на эти вопросы;
наблюдать за употреблением имен прилагательных в текстах;
наблюдать за личными местоимениями; использовать личные местоимения для устранения повторов в тексте;
использовать в речи притяжательные, указательные и вопросительные местоимения;
находить в тексте имена числительные, отвечать на вопросы: "дапщэ?" ("когда?"), "сыт хуэдиз?" ("сколько?");
различать глаголы среди других слов и в тексте;
изменять глаголы по лицам, числам и временам;
различать послелоги и союзы, находить их в тексте, самостоятельно подбирать подходящие послелоги и союзы;
находить главные члены предложения - подлежащее и сказуемое;
находить и определять второстепенные члены предложения (по вопросам);
правильно оформлять предложение при письме;
опознавать лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические явления, отсутствующие в русском языке (например, выделять послелоги, определять фонетические изменения в заимствованных словах), и наоборот (отсутствие в кабардинском языке категории рода, имеющейся в русском);
осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
использовать элементарные формулы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой);
употреблять в речи адыгские скороговорки, загадки, пословицы, тренируя тем самым правильную артикуляцию специфических кабардинских звуков;
оперировать языковыми средствами, с помощью которых можно представить свою республику и традиции адыгского народа;
использовать в процессе общения социокультурные знания о Кабардино-Балкарской Республике;
понимать социокультурные реалии при слушании, чтении, аудировании (в рамках изученного материала);
участвовать в диалоге (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение), соблюдая нормы речевого этикета;
учитывать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний;
писать короткие письма, поздравительные открытки, используя слова приветствия, благопожелания, благодарности;
составлять мини-проекты, буклеты, ознакомительные маршруты для туристов, знакомящие с Кабардино-Балкарской Республикой и ее достопримечательностями;
различать прозаическую и стихотворную речь;
различать и характеризовать малые фольклорные жанры;
различать сказки - волшебные, бытовые, о животных;
сравнивать сюжеты сказок разных народов;
отличать фольклорное произведение от литературного;
находить средства художественной выразительности;
давать определение понятиям художественное произведение, автор, сюжет, тема, герой;
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
различать жанры художественных произведений и распознавать их отличительные особенности;
находить средства художественной выразительности - синонимы, антонимы, сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты, гиперболы;
сравнивать, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, персонаж, автор);
определять позиции героев художественного текста.
40.10.3.1. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи;
произносить и различать на слух согласные звуки (звонкие, глухие);
определять количество и последовательность звуков в слове;
произносить и различать на слух гласные звуки кабардино-черкесского языка (долгие, краткие);
правильно произносить специфичные кабардинские гласные и согласные звуки;
различать звуки и буквы (букву как знак звука);
определять количество слогов в слове по количеству гласных;
выделять в слове ударение, ударный слог;
переносить слова на другую строку;
рассказывать о себе, друзьях, домашних питомцах;
соблюдать изученные нормы кабардино-черкесского языка в устной и письменной речи;
читать целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу;
писать прописные и строчные буквы;
писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм;
вырабатывать связное и ритмичное написание букв;
писать под диктовку слова, тексты объемом не более 8 слов;
распознавать устную и письменную речь;
различать слово, предложение и текст;
подбирать и находить слова, схожие и противоположные по значению;
применять изученные правила правописания (раздельное написание слов в предложении);
писать прописные буквы в начале предложения и в именах собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных, топонимах);
правильно оформлять предложение при письме, выбирать знак конца предложения;
переносить слова с буквами ъ и ь по слогам;
составлять и сравнивать звуковые модели различных слов;
правильно писать буквы, обозначающие специфичные звуки кабардино-черкесского языка;
называть буквы кабардино-черкесского алфавита в их последовательности;
использовать алфавит для упорядочения списка слов;
находить в предложении слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;
вести простейший диалог, спрашивая собеседника и отвечая на его вопросы;
воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом языковом материале;
владеть техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного текста;
определять функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки;
писать словарный (4 - 5 слов) и текстовый (6 - 8 слов) диктанты;
списывать небольшой печатный текст (13 - 17 слов), находить орфограммы, находить границы предложения;
устно составлять 2 - 3 предложения на заданную тему;
записывать по памяти небольшой текст (1 - 2 предложения); писать печатным и рукописным шрифтом с соблюдением правил каллиграфии.
40.10.3.2. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
составлять небольшое описание картины;
рассказывать о друзьях, любимых животных, каникулах;
понимать на слух речь учителя и других обучающихся;
находить в тексте нужную информацию;
выразительно читать текст вслух, соблюдая правильную интонацию;
соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (в рамках изученного материала);
проводить звуковой и звуко-буквенный анализ слова;
определять лексическое значение слова при помощи словаря в конце учебника или толкового (переводного) словаря;
выявлять в тексте случаи употребления элементарных синонимов и антонимов (без употребления терминов);
находить главные члены предложения - подлежащее и сказуемое;
выделять среди имен существительных собственные и нарицательные;
определять множественное число имен существительных по суффиксу -хэ- (без терминологии), самостоятельно находить слова с суффиксом множественного числа;
распознавать прилагательные (по вопросу), определять их роль в речи наблюдать за употреблением прилагательных в текстах;
распознавать личные местоимения;
различать слова, обозначающие действие, среди других слов и в тексте;
наблюдать за употреблением прилагательных в текстах;
распознавать глаголы (без термина) настоящего времени;
строить предложения для решения определенной речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения);
составлять предложения со словами: зы, тIу, куэд (один, два, много);
различать предложения по цели высказывания и по интонации;
соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения;
анализировать уместность использования средств устного общения в разных ситуациях, во время монолога и диалога;
писать словарный (6 - 8 слов) и текстовый (8 - 10 слов) диктанты;
списывать небольшой (от 17 до 23 слов) печатный текст, находить орфограммы, находить границы предложения, выделять части текста,
составлять 3 - 5 предложений на заданную тему;
записывать по памяти небольшой текст (2 - 4 предложения);
каллиграфически точно писать печатным и рукописным шрифтом с соблюдением правил орфографии (в пределах изученного).
40.10.3.3. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
строить устное монологическое высказывание;
разыгрывать готовые диалоги на изученные темы;
читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, с соблюдением правил произношения и интонирования;
кратко излагать содержание прочитанного (услышанного) текста, выражать свое отношение, используя речевые средства кабардино-черкесского языка;
устанавливать последовательность событий в тексте;
определять вид текста (повествовательный, описательный, текст-рассуждение);
опознавать социокультурные реалии при чтении и аудировании (в рамках изученного материала);
делать фонетическую запись слов;
выделять корень слова (простые случаи);
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
определять разные виды префиксов и суффиксов в словах;
наблюдать за употреблением синонимов, антонимов и омонимов в речи (без употребления терминов);
подбирать синонимы к словам разных частей речи;
различать однозначные и многозначные слова;
определять слова, употребляемые в прямом и переносном значении (простые случаи);
определять признаки имен существительных;
различать существительные одушевленные и неодушевленные;
наблюдать за личными, притяжательными и указательными местоимениями употреблять их в речи; использовать личные местоимения для устранения повторов в тексте;
наблюдать за ролью прилагательных в описательных текстах;
различать качественные и относительные прилагательные;
наблюдать за особенностями глагола как части речи;
спрягать глаголы настоящего времени по образцу;
писать сочинение по картине, используя выразительные средства языка;
соблюдать нормы кабардино-черкесского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
писать словарный (7 - 8 слов) и текстовый (9 - 12 слов) диктанты;
списывать с печатного текста, находить орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать заданную часть текста (23 - 25 слов);
устно составлять 3 - 5 предложений на заданную тему;
записывать по памяти небольшой текст (3 - 5 предложений);
писать печатным и рукописным шрифтом с соблюдением правил орфографии (в пределах изученного) и правил каллиграфии;
писать мини-сочинение на заданную тему (5 - 6 предложений);
писать письмо, поздравительную открытку, используя нормы речевого этикета.
40.10.3.4. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
читать про себя небольшие тексты и понимать их содержание;
самостоятельно создавать небольшие устные и письменные тексты;
определять значение незнакомых слов по контексту;
писать тексты под диктовку объемом не более 15 слов с учетом изученных правил правописания;
определять словообразующие и формообразующие префиксы и суффиксы;
образовывать новые слова при помощи префиксов и суффиксов;
устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в объеме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;
определять значение и употребление в речи имен числительных, определять их разряды;
иметь представление о формах глаголов в прошедшем, настоящем и будущем времени, образовывать отрицательные формы глаголов;
выявлять наречия места (отвечающие на вопросы дэнэ деж? дэнэ? дэнэкIэ? - где? куда? откуда?); времени (отвечающие на вопрос дапщэщ? - когда?), образа действия (отвечающие на вопрос дауэ? - как?);
иметь представление о функциях послелогов и союзов, находить их в тексте;
находить в предложении однородные члены предложения;
ставить знаки препинания в предложениях с обращениями;
владеть техникой выступления с небольшими сообщениями перед знакомой аудиторией;
выражать собственное мнение, аргументируя его с учетом ситуации общения;
разгадывать рассказы-загадки по определенным признакам;
понимать цель письменного пересказа текста;
списывать печатный текст (25 - 30 слов), выделять орфограммы, находить границы предложения, делить текст на части;
писать словарный (8 - 9 слов) и текстовый (12 - 15 слов) диктанты;
различать и характеризовать малые фольклорные жанры - загадки, пословицы, поговорки, игры, считалки, скороговорки;
различать волшебные и бытовые сказки, сказки о животных;
сравнивать сюжеты сказок разных народов;
отличать фольклорное произведение от литературного;
находить средства художественной выразительности - сравнение, звукопись, повтор;
давать определение понятиям художественное произведение, автор, сюжет, тема, герой, определять позицию автора.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875