40.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку на уровне начального общего образования

40.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку на уровне начального общего образования.

40.10.1. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (кабардино-черкесского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (кабардино-черкесского) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения; соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе родного (кабардино-черкесского) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (кабардино-черкесского) языка).

40.10.2. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

40.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (кабардино-черкесского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

40.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

40.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

40.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

40.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

40.10.2.6. У обучающегося будут сформулированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

40.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

40.10.3. Предметные результаты освоения учебного предмета "Родной (кабардино-черкесский) язык".

Основные предметные результаты изучения предмета "Родной (кабардино-черкесский) язык" - формирование умений в говорении, аудировании, чтении и письме, знаний о лексике, фонетике и грамматике кабардино-черкесского языка (на фоне элементарного сопоставления явлений кабардино-черкесского и русского языков). В ходе изучения родного языка как средства коммуникации обучающиеся также знакомятся с его культурной составляющей - фольклорными жанрами и отрывками из детских художественных произведений, что способствует формированию начальных представлений о родной литературе во всем ее родовом и жанровом многообразии, а также служит пропедевтикой для дальнейшего изучения литературоведческих понятий.

Обучающийся научится:

рассказывать на родном языке о себе, друзьях, любимых животных, каникулах;

вести диалог, задавая вопросы собеседнику и отвечая на его вопросы;

строить правильные предложения для решения определенной речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения);

строить устное диалогическое и монологическое высказывания, соблюдая нормы кабардино-черкесского языка;

анализировать уместность использования средств устного общения в разных ситуациях, во время монолога и диалога;

кратко излагать содержание прочитанного или услышанного текста, используя речевые средства кабардино-черкесского языка;

выражать и аргументировать собственное мнение с учетом ситуации общения;

обосновывать собственную позицию и координировать ее с позициями других партнеров по совместной деятельности;

владеть техникой выступления с небольшими сообщениями перед знакомой аудиторией;

признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать собственное мнение;

воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом языковом материале;

понимать на слух речь учителя и других обучающихся;

использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова;

воспринимать на слух текст и полностью понимать содержащуюся в нем информацию;

воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи;

читать целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу;

владеть техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного текста;

находить в тексте нужную информацию;

выразительно читать построенный на изученном языковом материале небольшой текст с соблюдением правил произношения и интонирования;

устанавливать последовательность событий в тексте;

определять вид текста (повествование, описание, рассуждение);

читать про себя и полностью понимать содержание небольших текстов;

определять значение незнакомых слов по контексту;

выражать свое мнение о прочитанном;

составлять план прочитанного текста;

писать на кабардинском языке, соблюдая изученные нормы;

владеть начертанием письменных прописных и строчных букв;

писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм;

вырабатывать связное и ритмичное написание букв;

писать под диктовку слова, тексты;

правильно списывать слова и предложения;

писать сочинение на основе впечатлений (по картине), соблюдая орфографические и пунктуационные правила;

в письменной форме кратко отвечать на вопросы;

анализировать последовательность собственных действий при работе над сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;

применять изученные правила правописания;

писать прописные буквы в начале предложения и в именах собственных (именах и фамилиях людей, кличках животных, топонимах);

различать звуки и буквы (букву как знак звука);

произносить и различать на слух гласные и согласные звуки кабардино-черкесского языка;

распознавать устную и письменную речь;

различать слово, предложение и текст;

определять количество и последовательность звуков в слове;

называть звуки, из которых состоит слово (гласные и согласные, гласные - долгие и краткие, ударные и безударные, согласные - звонкие, глухие);

выделять в слове ударение, ударный слог;

определять количество слогов;

составлять и сравнивать звуковые модели различных слов;

находить в тексте слова с заданным звуком;

иметь представление об особых буквах кабардино-черкесского алфавита (гу, ку, ху, кI, кIу, къ, къу, гъ, гъу, хь, жь, хъ, хъу, кхъ, кхъу, фI, цI, щI, I, Iу) и обозначаемые ими звуки;

правильно употреблять при письме буквы, обозначающие специфичные звуки кабардино-черкесского языка (в частности, букву у, которая может обозначать как гласную, так и согласную фонему);

проводить звуковой и звуко-буквенный анализ слова;

правильно называть буквы, их последовательность в алфавите;

использовать алфавит для упорядочения списка слов, при работе со словарями, справочниками;

понимать особенности слова как единицы лексического уровня языка;

определять лексическое значение слова;

выявлять в тексте случаи употребления элементарных синонимов и антонимов (без терминологии);

выявлять в тексте слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по смыслу (омонимы - без терминологии);

различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова;

находить и выделять корень слова (простые случаи);

различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

образовывать новые слова по заданному образцу;

распознавать самостоятельные части речи;

выделять среди имен существительных собственные и нарицательные, находить слова, отвечающие на вопросы: "хэт?" и "сыт?" ("кто?" и "что?"), определять, в каком случае вопрос относится к категории одушевленности (неодушевленности);

распознавать имена прилагательные, определять их роль в речи;

отвечать на вопросы: "хуэдэ?", "дэтхэнэ?" ("какой?", "который?") и находить слова, которые отвечают на эти вопросы;

наблюдать за употреблением имен прилагательных в текстах;

наблюдать за личными местоимениями; использовать личные местоимения для устранения повторов в тексте;

использовать в речи притяжательные, указательные и вопросительные местоимения;

находить в тексте имена числительные, отвечать на вопросы: "дапщэ?" ("когда?"), "сыт хуэдиз?" ("сколько?");

различать глаголы среди других слов и в тексте;

изменять глаголы по лицам, числам и временам;

различать послелоги и союзы, находить их в тексте, самостоятельно подбирать подходящие послелоги и союзы;

находить главные члены предложения - подлежащее и сказуемое;

находить и определять второстепенные члены предложения (по вопросам);

правильно оформлять предложение при письме;

опознавать лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические явления, отсутствующие в русском языке (например, выделять послелоги, определять фонетические изменения в заимствованных словах), и наоборот (отсутствие в кабардинском языке категории рода, имеющейся в русском);

осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

использовать элементарные формулы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой);

употреблять в речи адыгские скороговорки, загадки, пословицы, тренируя тем самым правильную артикуляцию специфических кабардинских звуков;

оперировать языковыми средствами, с помощью которых можно представить свою республику и традиции адыгского народа;

использовать в процессе общения социокультурные знания о Кабардино-Балкарской Республике;

понимать социокультурные реалии при слушании, чтении, аудировании (в рамках изученного материала);

участвовать в диалоге (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение), соблюдая нормы речевого этикета;

учитывать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний;

писать короткие письма, поздравительные открытки, используя слова приветствия, благопожелания, благодарности;

составлять мини-проекты, буклеты, ознакомительные маршруты для туристов, знакомящие с Кабардино-Балкарской Республикой и ее достопримечательностями;

различать прозаическую и стихотворную речь;

различать и характеризовать малые фольклорные жанры;

различать сказки - волшебные, бытовые, о животных;

сравнивать сюжеты сказок разных народов;

отличать фольклорное произведение от литературного;

находить средства художественной выразительности;

давать определение понятиям художественное произведение, автор, сюжет, тема, герой;

определять позицию автора;

воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

различать жанры художественных произведений и распознавать их отличительные особенности;

находить средства художественной выразительности - синонимы, антонимы, сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты, гиперболы;

сравнивать, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, персонаж, автор);

определять позиции героев художественного текста.

40.10.3.1. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи;

произносить и различать на слух согласные звуки (звонкие, глухие);

определять количество и последовательность звуков в слове;

произносить и различать на слух гласные звуки кабардино-черкесского языка (долгие, краткие);

правильно произносить специфичные кабардинские гласные и согласные звуки;

различать звуки и буквы (букву как знак звука);

определять количество слогов в слове по количеству гласных;

выделять в слове ударение, ударный слог;

переносить слова на другую строку;

рассказывать о себе, друзьях, домашних питомцах;

соблюдать изученные нормы кабардино-черкесского языка в устной и письменной речи;

читать целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу;

писать прописные и строчные буквы;

писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм;

вырабатывать связное и ритмичное написание букв;

писать под диктовку слова, тексты объемом не более 8 слов;

распознавать устную и письменную речь;

различать слово, предложение и текст;

подбирать и находить слова, схожие и противоположные по значению;

применять изученные правила правописания (раздельное написание слов в предложении);

писать прописные буквы в начале предложения и в именах собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных, топонимах);

правильно оформлять предложение при письме, выбирать знак конца предложения;

переносить слова с буквами ъ и ь по слогам;

составлять и сравнивать звуковые модели различных слов;

правильно писать буквы, обозначающие специфичные звуки кабардино-черкесского языка;

называть буквы кабардино-черкесского алфавита в их последовательности;

использовать алфавит для упорядочения списка слов;

находить в предложении слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;

вести простейший диалог, спрашивая собеседника и отвечая на его вопросы;

воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом языковом материале;

владеть техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного текста;

определять функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки;

писать словарный (4 - 5 слов) и текстовый (6 - 8 слов) диктанты;

списывать небольшой печатный текст (13 - 17 слов), находить орфограммы, находить границы предложения;

устно составлять 2 - 3 предложения на заданную тему;

записывать по памяти небольшой текст (1 - 2 предложения); писать печатным и рукописным шрифтом с соблюдением правил каллиграфии.

40.10.3.2. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

составлять небольшое описание картины;

рассказывать о друзьях, любимых животных, каникулах;

понимать на слух речь учителя и других обучающихся;

находить в тексте нужную информацию;

выразительно читать текст вслух, соблюдая правильную интонацию;

соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (в рамках изученного материала);

проводить звуковой и звуко-буквенный анализ слова;

определять лексическое значение слова при помощи словаря в конце учебника или толкового (переводного) словаря;

выявлять в тексте случаи употребления элементарных синонимов и антонимов (без употребления терминов);

находить главные члены предложения - подлежащее и сказуемое;

выделять среди имен существительных собственные и нарицательные;

определять множественное число имен существительных по суффиксу -хэ- (без терминологии), самостоятельно находить слова с суффиксом множественного числа;

распознавать прилагательные (по вопросу), определять их роль в речи наблюдать за употреблением прилагательных в текстах;

распознавать личные местоимения;

различать слова, обозначающие действие, среди других слов и в тексте;

наблюдать за употреблением прилагательных в текстах;

распознавать глаголы (без термина) настоящего времени;

строить предложения для решения определенной речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения);

составлять предложения со словами: зы, тIу, куэд (один, два, много);

различать предложения по цели высказывания и по интонации;

соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения;

анализировать уместность использования средств устного общения в разных ситуациях, во время монолога и диалога;

писать словарный (6 - 8 слов) и текстовый (8 - 10 слов) диктанты;

списывать небольшой (от 17 до 23 слов) печатный текст, находить орфограммы, находить границы предложения, выделять части текста,

составлять 3 - 5 предложений на заданную тему;

записывать по памяти небольшой текст (2 - 4 предложения);

каллиграфически точно писать печатным и рукописным шрифтом с соблюдением правил орфографии (в пределах изученного).

40.10.3.3. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

строить устное монологическое высказывание;

разыгрывать готовые диалоги на изученные темы;

читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, с соблюдением правил произношения и интонирования;

кратко излагать содержание прочитанного (услышанного) текста, выражать свое отношение, используя речевые средства кабардино-черкесского языка;

устанавливать последовательность событий в тексте;

определять вид текста (повествовательный, описательный, текст-рассуждение);

опознавать социокультурные реалии при чтении и аудировании (в рамках изученного материала);

делать фонетическую запись слов;

выделять корень слова (простые случаи);

различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

определять разные виды префиксов и суффиксов в словах;

наблюдать за употреблением синонимов, антонимов и омонимов в речи (без употребления терминов);

подбирать синонимы к словам разных частей речи;

различать однозначные и многозначные слова;

определять слова, употребляемые в прямом и переносном значении (простые случаи);

определять признаки имен существительных;

различать существительные одушевленные и неодушевленные;

наблюдать за личными, притяжательными и указательными местоимениями употреблять их в речи; использовать личные местоимения для устранения повторов в тексте;

наблюдать за ролью прилагательных в описательных текстах;

различать качественные и относительные прилагательные;

наблюдать за особенностями глагола как части речи;

спрягать глаголы настоящего времени по образцу;

писать сочинение по картине, используя выразительные средства языка;

соблюдать нормы кабардино-черкесского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;

писать словарный (7 - 8 слов) и текстовый (9 - 12 слов) диктанты;

списывать с печатного текста, находить орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать заданную часть текста (23 - 25 слов);

устно составлять 3 - 5 предложений на заданную тему;

записывать по памяти небольшой текст (3 - 5 предложений);

писать печатным и рукописным шрифтом с соблюдением правил орфографии (в пределах изученного) и правил каллиграфии;

писать мини-сочинение на заданную тему (5 - 6 предложений);

писать письмо, поздравительную открытку, используя нормы речевого этикета.

40.10.3.4. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

читать про себя небольшие тексты и понимать их содержание;

самостоятельно создавать небольшие устные и письменные тексты;

определять значение незнакомых слов по контексту;

писать тексты под диктовку объемом не более 15 слов с учетом изученных правил правописания;

определять словообразующие и формообразующие префиксы и суффиксы;

образовывать новые слова при помощи префиксов и суффиксов;

устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в объеме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;

определять значение и употребление в речи имен числительных, определять их разряды;

определять категорию времени;

иметь представление о формах глаголов в прошедшем, настоящем и будущем времени, образовывать отрицательные формы глаголов;

выявлять наречия места (отвечающие на вопросы дэнэ деж? дэнэ? дэнэкIэ? - где? куда? откуда?); времени (отвечающие на вопрос дапщэщ? - когда?), образа действия (отвечающие на вопрос дауэ? - как?);

иметь представление о функциях послелогов и союзов, находить их в тексте;

находить в предложении однородные члены предложения;

ставить знаки препинания в предложениях с обращениями;

владеть техникой выступления с небольшими сообщениями перед знакомой аудиторией;

выражать собственное мнение, аргументируя его с учетом ситуации общения;

разгадывать рассказы-загадки по определенным признакам;

понимать цель письменного пересказа текста;

списывать печатный текст (25 - 30 слов), выделять орфограммы, находить границы предложения, делить текст на части;

писать словарный (8 - 9 слов) и текстовый (12 - 15 слов) диктанты;

различать и характеризовать малые фольклорные жанры - загадки, пословицы, поговорки, игры, считалки, скороговорки;

различать волшебные и бытовые сказки, сказки о животных;

сравнивать сюжеты сказок разных народов;

отличать фольклорное произведение от литературного;

находить средства художественной выразительности - сравнение, звукопись, повтор;

давать определение понятиям художественное произведение, автор, сюжет, тема, герой, определять позицию автора.