108.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (бурятском) языке на уровне начального общего образования

108.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (бурятском) языке на уровне начального общего образования.

108.10.1. В результате изучения литературного чтения на родном (бурятском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью истории и культуры страны;

проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества народов России;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с художественными произведениями;

уважительное отношение к другим народам многонациональной России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

2) духовно-нравственного воспитания:

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации, в том числе на уроках литературного чтения на родном (бурятском) языке;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из художественных произведений);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе посредством примеров из художественных произведений;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами бурятской литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы.

108.10.2. В результате изучения литературного чтения на родном (бурятском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

108.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;

объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам;

находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев.

108.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

с помощью учителя формулировать цель;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного анализа текста (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

108.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.

108.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные (описание, рассуждение, повествование) и письменные (повествование) тексты;

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

108.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

108.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок.

108.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания по литературному чтению на родном (бурятском) языке с использованием предложенного образца.

108.10.3. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (бурятском) языке. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

владеть продуктивными способами чтения (плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов), читать осознанно вслух без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объему произведения в темпе не менее 30 слов в минуту;

читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2 стихотворений;

определять (с помощью учителя) тему и главную мысль прочитанного или прослушанного текста;

анализировать на элементарном уровне текст прослушанного или прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря;

отвечать на вопросы в устной форме, подтверждать свой ответ примерами из текста, задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному тексту;

выбирать книгу для самостоятельного чтения по совету учителя;

рассказывать о прочитанной книге (автор, название, тема);

различать отдельные жанры фольклора (считалки, загадки и другие) и художественной литературы (рассказы, стихотворения и другие);

отличать прозаическое произведение от стихотворного, выделять особенности стихотворного произведения (рифма);

находить средства художественной выразительности в тексте (уменьшительно-ласкательные формы слов, синонимы, антонимы и другие).

читать выразительно, читать по ролям;

на основе прочитанного или прослушанного произведения составлять устное высказывание (не менее 3 предложений);

анализировать иллюстрации и соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженной в тексте;

сочинять небольшие тексты по предложенному началу и другие (не менее 3 предложений).

108.10.4. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (бурятском) языке. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объему прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту;

читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3 стихотворений;

анализировать и интерпретировать текст на элементарном уровне: самостоятельно определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения, составлять план текста (вопросный, номинативный);

сопоставлять название произведения с его темой (о природе, о сверстниках, о добре и зле и другие);

перечислять названия произведений и кратко пересказывать их содержание;

находить в тексте портретные характеристики персонажей, оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;

ориентироваться в книге, учебнике, опираясь на ее аппарат (обложку, оглавление, иллюстрации).

различать отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни);

различать прозаическую (не стихотворную) и стихотворную речь;

различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма);

находить в тексте средства художественной выразительности, понимать их роль в произведении.

читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;

пересказывать текст с изменением лица рассказчика;

создавать текст-описание, используя выразительные средства;

составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений);

писать короткие сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям.

108.10.5. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (бурятском) языке. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объему прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту;

читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 4 стихотворений;

в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное);

анализировать и интерпретировать текст на элементарном уровне: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);

задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера, участвовать в беседе по прочитанному тексту;

определять позицию автора (вместе с учителем);

строить устное диалогическое и монологическое высказывания с соблюдением норм бурятского литературного языка;

называть имена писателей и поэтов - авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и кратко пересказывать содержание прочитанных текстов;

пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);

объяснять значение незнакомого слова с использованием контекста, а также с использованием словарей и других источников информации.

различать отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, поговорки, народные песни, приветственные песни, благопожелания, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные, улигеры) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;

различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;

приводить примеры произведений художественной литературы и фольклора разных жанров;

соотносить прочитанные художественные тексты с произведениями других видов искусства;

находить и различать средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты и другие) в произведениях устного народного творчества и авторской литературе.

интерпретировать литературный текст, выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного;

сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения;

инсценировать крупные диалоговые фрагменты литературных текстов.

108.10.6. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (бурятском) языке. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объему прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту;

читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм 4 - 5 стихотворений;

иметь представление о содержании изученных литературных произведений, указывать их авторов и названия;

анализировать и интерпретировать текст на элементарном уровне: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте, выявлять связь событий, эпизодов текста;

обосновывать свое мнение о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения; участвовать в беседе по прочитанному тексту;

делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказать сжато, подробно, выборочно текст;

самостоятельно характеризовать героев произведений, устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев; высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений; как внутри одного, так и в нескольких разных произведениях, выявлять авторское отношение к герою;

самостоятельно определять позицию автора;

ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница с содержанием или оглавлением, аннотация, иллюстрации); самостоятельно выбирать книги в библиотеке;

самостоятельно работать с разными источниками информации, включая различные словари и справочники, ориентироваться в контролируемом пространстве Интернета.

различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;

различать отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, народные песни, приветственные песни, благопожелания, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора бурятского народа;

различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;

владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;

самостоятельно находить в тексте средства художественной выразительности (метафоры), понимать их роль в произведении;

использовать в речи выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного.

создавать собственный текст на основе художественного произведения, по иллюстрациям, на основе личного опыта;

выполнять проектные задания с использованием различных источников и способов переработки информации;

сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения.