92.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (эвенскому) языку на уровне начального общего образования

92.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (эвенскому) языку на уровне начального общего образования.

92.10.1. В результате изучения родного (эвенского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (эвенского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (эвенского) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами.

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка).

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета.

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов),

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе.

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (эвенского) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (эвенского) языка), активность и самостоятельность в его познании.

92.10.2. В результате изучения родного (эвенского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты как познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

92.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

анализировать понятия "звук" и "буква", их отличия;

характеризовать звуки по заданным параметрам;

выделять в слове гласные, согласные звуки и характеризовать их;

сравнивать звуки в соответствии с учебной задачей: определять отличительные особенности гласных и согласных звуков;

приводить примеры гласных и согласных звуков, слов с заданным звуком;

классифицировать предложенные языковые единицы;

группировать слова на основании того, какой частью речи они являются;

объединять глаголы в группы по определенному признаку (например, время, число);

объединять имена существительные в группы по определенному грамматическому признаку (например, число);

находить закономерности в процессе наблюдения за языковыми единицами;

объединять предложения по определенному признаку, самостоятельно устанавливать этот признак;

определять признаки, по которому проведена классификация звуков, букв, слов, предложений;

определять существенный признак для классификации предложений;

ориентироваться в изученных лексических понятиях;

соотносить понятие с его краткой характеристикой.

соотносить звук и букву, картинки со знакомыми словами;

сравнивать алфавиты эвенского и русского языков, находить отличия и сходства;

сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей: определять совпадения и расхождения в звуковом и буквенном составе слов;

сравнивать разные виды предложений: выделять особенности каждого типа текста;

сравнивать тему и основную мысль текста;

устанавливать основания для сравнения звукового состава слов: выделять признаки сходства и различия;

устанавливать основания для сравнения слов, относящихся к одной части речи, отличающихся грамматическими признаками;

устанавливать основания для сравнения слов, относящихся к разным частям речи;

устанавливать основания для сравнения слов: на какой вопрос отвечают, что обозначают;

устно характеризовать языковые единицы по заданным признакам;

характеризовать звуки по заданным признакам.

92.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать наиболее подходящий для данной ситуации тип предложения (на основе предложенных критериев).

высказывать предположение в процессе наблюдения за языковым материалом;

выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

использовать алфавит для самостоятельного упорядочивания списка слов;

использовать словарь для осуществления перевода слов с одного языка на другой;

проводить по предложенному плану наблюдение за языковыми единицами (слово, предложение, текст);

проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;

прогнозировать возможное развитие речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов выполнения заданий по эвенскому языку, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, мини-исследования), например, формулировать выводы о соответствии звукового и буквенного состава слова, формулировать выводы об особенностях каждого типа предложения, подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения.

92.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей, "читать" информацию, представленную в схеме, таблице;

выбирать источник получения информации, работать со словарями, справочниками в поисках информации, необходимой для решения учебно-практической задачи;

находить дополнительную информацию, используя справочники и словари, например, при выполнении мини-исследования, проектной работы;

уточнять написание слова по словарику учебника, уточнять слова для осуществления перевода с родного языка на русский язык и наоборот;

распознавать достоверную и недостоверную информацию о языковых единицах самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки;

с помощью учителя на уроках эвенского языка "читать" схемы, таблицы, а также создавать их для представления информации, например, схемы (модели) звукового состава слова;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации как результата наблюдения за языковыми единицами;

соблюдать элементарные правила информационной безопасности при поиске для выполнения заданий по эвенскому языку информации в Интернете;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

свободно ориентироваться в структуре учебника.

92.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу; строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буквами; о звуковом и буквенном составе слова;

воспринимать и формулировать суждения, выбирать языковые средства для выражения эмоций в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

подготавливать небольшие выступления о результатах групповой работы, наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;

подготавливать небольшие публичные выступления;

корректно и аргументировано высказывать свое мнение о результатах наблюдения за языковыми единицами, представлять доказательства;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

признавать возможность существования разных точек зрения в процессе анализа результатов наблюдения за языковыми единицами;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета;

соблюдать правила ведения диалога;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование), ситуации общения, например, тексты, содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

строить устное высказывание при обосновании правильности написания, при обобщении результатов наблюдения за орфографическим материалом;

участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, приветствие), расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы и отвечать на вопросы собеседника;

строить устное монологическое высказывание на определенную тему, на основе наблюдения с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;

устно и письменно формулировать простые выводы на основе прочитанного или услышанного текста.

92.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как часть регулятивных универсальных учебных действий:

понимать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;

выстраивать последовательность выбранных действий;

определять последовательность учебных операций при списывании;

определять последовательность учебных организаций при проведении звукового анализа слова;

планировать с помощью учителя действия по решению орфографической задачи;

планировать учебные действия по решению задач;

предвидеть трудности и возможные ошибки;

самостоятельно планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

удерживать учебную задачу при проведении звукового анализа, при обозначении звуков буквами, при списывании текста, при письме под диктовку: применять отрабатываемый способ действия, соотносить цель и результат;

оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев;

самостоятельно оценивать правильность в его исполнение, как по ходу реализации, так и в конце действия вносить необходимые коррективы;

осуществлять само- и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;

владеть рядом общих приемов решения задач и ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем и самостоятельно;

92.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

принимать оценку своей работы;

контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия для преодоления ошибок;

корректировать с помощью учителя свои учебные действия для преодоления ошибок при выполнении заданий, при списывании текстов и записи под диктовку;

находить ошибку, допущенную при проведении звукового анализа, при письме под диктовку или списывании слов, предложений, с использованием указаний педагога о наличии ошибки;

находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать причины их появления;

оценивать по предложенным критериям общий результат деятельности и свой вклад в нее;

оценивать правильность написания букв, соединений букв, слов, предложений;

устанавливать причины успеха (неудач) при выполнении заданий по эвенскому языку;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

92.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля совместной деятельности:

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца, плана;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

при выполнении совместной деятельности справедливо распределять работу, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

проявлять готовность выполнять разные роли: руководителя (лидера), подчиненного, проявлять самостоятельность, организованность, инициативность для достижения общего успеха деятельности;

совместно обсуждать процесс и результат работы;

строить действия по достижению цели совместной деятельности при выполнении парных и групповых заданий на уроках эвенского языка: распределять роли, договариваться, высказывать замечания и пожелания участникам совместной работы, спокойно принимать замечания и высказывать свой адрес, мирно решать конфликты (в том числе с помощью учителя);

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) при выполнении коллективного мини-исследования или проектного задания на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков

92.10.3. Предметные результаты изучения родного (эвенского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

распознавать устную и письменную речь;

рассказывать о себе, друзьях и другие;

воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи;

читать по слогам со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу;

писать буквы (прописные и строчные), буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм;

писать под диктовку слова, тексты объемом не более 8 слов;

различать слово, предложение и текст;

применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении, писать прописные буквы в начале предложения и в некоторых именах собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных, топонимах), правильно оформлять предложение при письме, выбирать знак конца предложения;

выделять в слове ударение, ударный слог;

произносить и различать на слух гласные звуки эвенского языка - долгие и краткие, произносить и различать на слух согласные звуки - звонкие и глухие;

определять количество и последовательность звуков в слове;

различать звуки и буквы (букву как знак звука);

определять количество слогов;

переносить слова на другую строку, переносить слова с буквами ъ и ь по слогам;

правильно писать и читать слова с буквами ъ и ь;

правильно читать специфичные гласные и согласные звуки эвенского языка;

составлять и сравнивать звуковые модели слов;

правильно употреблять при письме буквы, обозначающие специфичные звуки эвенского языка;

иметь представление о специфичных буквах эвенского алфавита Рисунок 3199, Рисунок 3200, Рисунок 3201 и звуки, которые они обозначают;

иметь представление о функциях букв е, ё, ю, я;

иметь представление о буквах, употребляющихся только в заимствованных словах (ж, ш, щ, з, ф);

проводить слого-звуковой разбор слова;

различать алфавит: правильно называть буквы, их последовательность, использовать алфавит для упорядочения списка слов;

вести диалог, расспрашивая собеседника, отвечая на его вопросы;

воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом языковом материале;

владеть техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного текста.

92.10.4. Предметные результаты изучения родного (эвенского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

составлять небольшое описание картины;

рассказывать о друзьях, любимых животных, каникулах и другие;

понимать на слух речь учителя и других обучающихся;

находить в тексте нужную информацию;

выразительно читать текст вслух, соблюдая правильную интонацию;

правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объемом не более 10 слов;

писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объемом не более 12 слов с учетом изученных правил правописания;

применять правила правописания и теоретический материал, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;

иметь представление о правописании буквосочетаний нр, лр, Рисунок 3202, Рисунок 3203;

находить в тексте слова с заданным звуком;

проводить звуковой и звуко-буквенный анализ слова;

использовать словарь эвенского языка;

определять лексическое значение слова с помощью словаря;

выявлять в тексте случаи употребления элементарных синонимов и антонимов;

распознавать самостоятельные части речи;

определять число имен существительных;

распознавать имена прилагательные, определять их роль в речи;

распознавать личные местоимения;

иметь представление об именах числительных (словах, отвечающих на вопрос "ады?" ("сколько?");

различать глаголы среди других слов и в тексте;

распознавать глаголы настоящего времени;

иметь представление о наречиях - словах, отвечающих на вопросы: "илэ?" ("где?"), "ок?" ("когда?");

строить предложения для решения определенной речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения);

различать предложения по цели высказывания и по интонации;

соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения;

анализировать уместность использования средств устного общения в разных ситуациях, во время монолога и диалога.

92.10.5. Предметные результаты изучения родного (эвенский) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

строить устное диалогическое и монологическое высказывания;

разыгрывать готовые диалоги на изученные темы;

читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале с соблюдением правил произношения и интонирования;

кратко излагать содержание прочитанного (услышанного) текста, выражать свое отношение к прочитанному (услышанному), используя речевые средства эвенского языка;

устанавливать последовательность событий в тексте;

правильно списывать слова, предложения, текст объемом не более 15 слов;

писать под диктовку текст объемом не более 15 слов с учетом изученных правил правописания;

понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала;

подготавливать фонетическую запись слов;

выделять корень слова (простые случаи);

различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

иметь представление о формообразующих и словообразующих суффиксах;

иметь первичное представление о падежных формах;

понимать особенности слова как единицы лексического уровня языка;

распознавать синонимы, антонимы и омонимы в речи;

подбирать синонимы к словам разных частей речи;

различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова;

определять грамматические признаки имен существительных;

выявлять имя прилагательное среди других частей речи;

определять роль имен прилагательных в тексте-описании;

определять особенности глагола как части речи;

определять имена числительные в тексте;

проводить морфологический разбор;

находить словосочетания;

иметь представление об отличиях словосочетания и предложения;

находить главные члены предложения - подлежащее и сказуемое;

находить второстепенные члены предложения;

различать предложения распространенные и нераспространенные;

иметь представления об однородных членах предложения, а также знаках препинания при однородных членах;

различать предложения по цели высказывания и по интонации (в том числе знать о звательных предложениях);

писать сочинение по картине, используя выразительные средства языка;

соблюдать нормы эвенского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников.

92.10.6. Предметные результаты изучения родного (эвенского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

соблюдать нормы произношения: долготы и краткости гласных, звонких и глухих согласных;

соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами;

использовать алфавит эвенского языка при работе с учебником, со словарями и справочниками;

применять правила правописания (правописание частей речи с суффиксами);

правильно интонировать в процессе говорения и чтения;

использовать в речи слова, отражающие обычаи и традиции эвенов, устойчивые словосочетания, фразы, реплики-клише, отражающие культуру эвенского народа, слова, заимствованные из русского языка;

уточнять значение слова по контексту;

активизировать лексику эвенского языка в соответствии с коммуникативной задачей;

находить однокоренные (родственные) слова;

выделять в словах корень;

соблюдать правила прибавления суффиксов для получения множественного числа у имен существительных;

образовывать относительные имена прилагательные с помощью суффиксов;

образовывать из имен существительных прилагательные с помощью суффиксов;

образовывать имена существительные, указывающие на принадлежность предмета;

определять лексические и грамматические признаки имени существительного;

определять увеличительную и уменьшительную формы имен существительных;

находить собственные и нарицательные имена существительные;

определять число имен существительных (единственное и множественное число);

определять род имени существительного (мужской и женский род);

называть признаки предметов (размер, цвет, форма, вкус); находить качественные и относительные имена прилагательные;

находить глаголы будущего и прошедшего времени, глаголы в повелительной форме;

определять единственное и множественное число глаголов;

находить указательные и возвратные местоимения;

находить количественные, порядковые имена числительные;

находить междометия;

находить антонимы (слова, противоположные по смыслу приведенным словам);

различать словосочетания и предложения, осознавать их сходства и различия;

определять типы предложений по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное и звательное предложения; утвердительные и отрицательные предложения;

находить в предложении главные и второстепенные члены;

распознавать связь между сказуемым и подлежащим в словосочетании и предложении;

понимать особенности предложений с однородными членами, распространенных и нераспространенных, простых и сложных, с прямой речью и обращением;

применять правила правописания: правописание глаголов настоящего времени; правописание частей речи с суффиксами; правописание сложных слов и другие; правописание окончаний слов; правописание предложений с однородными словами, с прямой речью;

уточнять правописание слов по словарю;

исправлять ошибки в тексте (в своем, заданном);

правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак; в предложениях с однородными членами, с обращением;

различать на слух звуки, звукосочетания, слова, предложения эвенского языка, мини-тексты;

различать на слух интонацию и эмоциональную окраску речевых фраз;

понимать обращенные устные высказывания на уроке в пределах доступных тематик и ситуаций;

понимать просьбы и указания учителя, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями в классе;

понимать общее содержание учебных, а также небольших и несложных аутентичных текстов (сказки, рассказы, стихи и другие) и реагировать вербально и невербально на их содержание;

полностью и точно понимать короткие сообщения преимущественно монологического характера, построенные на знакомом обучающимся языковом материале;

выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения, коммуникативной задачи;

осуществлять диалогическое общение из 4 - 5 реплик на элементарном уровне с носителями языка и со сверстниками в пределах тематики и ситуаций общения;

подготавливать устные высказывания о себе и окружающей действительности, монологическое сообщение из 5 - 6 предложений;

кратко излагать содержание прочитанного и услышанного текста, используя речевые средства эвенского языка;

владеть нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой);

владеть умениями задавать вопрос, начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и тому подобное;

соблюдать орфоэпические нормы, правильную интонацию;

подготавливать элементарные связные высказывания о себе и окружающей действительности, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом на элементарном уровне свое отношение к информации или предмету высказывания;

читать целыми словами со скоростью, соответствующей для четвероклассника;

читать предложения с соблюдение пауз и интонации;

читать про себя с целью понимания содержания учебных, а также относительно несложных аутентичных текстов, соответствующих уровню развития и обученности обучающегося;

выразительно читать небольшие учебные тексты, диалоги, стихотворения, рассказы из учебника;

осуществлять выборочное чтение с целью нахождения необходимой информации, заданной в тексте, обобщения содержащейся в тексте информации;

выражать собственное мнение, формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте;

правильно списывать печатный текст объемом 25 - 30 слов, находить границы предложения, делить текст на части;

писать слова, предложения под диктовку учителя с соблюдением правил переноса слова, орфографических и пунктуационных правил: словарный (восьми-девяти слов) и текстовый (двенадцати - пятнадцати слов) диктанты;

выполнять письменные задания в учебнике (подготавливать подписи к картинкам, вставлять пропущенные буквы, слова, озаглавливать текст и другие);

создавать небольшие собственные тексты повествовательного и описательного характера (сочинения) из пяти-шести предложений по доступной тематике;

в письменной форме кратко, развернуто отвечать на вопросы к тексту; подготавливать выписки из текста, упражнения;

использовать эвенско-русского словаря при работе с текстом; распознавать признаки текстов разных типов;

переводить слова, словосочетания, предложения, тексты с эвенского языка на русский язык и наоборот.

образовывать неопределенную форму глаголов;

иметь представление о числительных;

находить порядковые числительные;

иметь представление о междометиях;

проводить синтаксический разбор;

владеть техникой выступления с небольшими сообщениями перед знакомой аудиторией;

выражать собственное мнение, аргументируя его с учетом ситуации общения, понимать цель письменного пересказа текста.