92.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (эвенскому) языку на уровне начального общего образования
92.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (эвенскому) языку на уровне начального общего образования.
92.10.1. В результате изучения родного (эвенского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (эвенского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (эвенского) языка в Российской Федерации и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами.
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка).
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета.
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов),
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе.
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (эвенского) языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (эвенского) языка), активность и самостоятельность в его познании.
92.10.2. В результате изучения родного (эвенского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты как познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
92.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
анализировать понятия "звук" и "буква", их отличия;
характеризовать звуки по заданным параметрам;
выделять в слове гласные, согласные звуки и характеризовать их;
сравнивать звуки в соответствии с учебной задачей: определять отличительные особенности гласных и согласных звуков;
приводить примеры гласных и согласных звуков, слов с заданным звуком;
классифицировать предложенные языковые единицы;
группировать слова на основании того, какой частью речи они являются;
объединять глаголы в группы по определенному признаку (например, время, число);
объединять имена существительные в группы по определенному грамматическому признаку (например, число);
находить закономерности в процессе наблюдения за языковыми единицами;
объединять предложения по определенному признаку, самостоятельно устанавливать этот признак;
определять признаки, по которому проведена классификация звуков, букв, слов, предложений;
определять существенный признак для классификации предложений;
ориентироваться в изученных лексических понятиях;
соотносить понятие с его краткой характеристикой.
соотносить звук и букву, картинки со знакомыми словами;
сравнивать алфавиты эвенского и русского языков, находить отличия и сходства;
сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей: определять совпадения и расхождения в звуковом и буквенном составе слов;
сравнивать разные виды предложений: выделять особенности каждого типа текста;
сравнивать тему и основную мысль текста;
устанавливать основания для сравнения звукового состава слов: выделять признаки сходства и различия;
устанавливать основания для сравнения слов, относящихся к одной части речи, отличающихся грамматическими признаками;
устанавливать основания для сравнения слов, относящихся к разным частям речи;
устанавливать основания для сравнения слов: на какой вопрос отвечают, что обозначают;
устно характеризовать языковые единицы по заданным признакам;
характеризовать звуки по заданным признакам.
92.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать наиболее подходящий для данной ситуации тип предложения (на основе предложенных критериев).
высказывать предположение в процессе наблюдения за языковым материалом;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
использовать алфавит для самостоятельного упорядочивания списка слов;
использовать словарь для осуществления перевода слов с одного языка на другой;
проводить по предложенному плану наблюдение за языковыми единицами (слово, предложение, текст);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
прогнозировать возможное развитие речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения заданий по эвенскому языку, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, мини-исследования), например, формулировать выводы о соответствии звукового и буквенного состава слова, формулировать выводы об особенностях каждого типа предложения, подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения.
92.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей, "читать" информацию, представленную в схеме, таблице;
выбирать источник получения информации, работать со словарями, справочниками в поисках информации, необходимой для решения учебно-практической задачи;
находить дополнительную информацию, используя справочники и словари, например, при выполнении мини-исследования, проектной работы;
уточнять написание слова по словарику учебника, уточнять слова для осуществления перевода с родного языка на русский язык и наоборот;
распознавать достоверную и недостоверную информацию о языковых единицах самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки;
с помощью учителя на уроках эвенского языка "читать" схемы, таблицы, а также создавать их для представления информации, например, схемы (модели) звукового состава слова;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации как результата наблюдения за языковыми единицами;
соблюдать элементарные правила информационной безопасности при поиске для выполнения заданий по эвенскому языку информации в Интернете;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
свободно ориентироваться в структуре учебника.
92.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу; строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буквами; о звуковом и буквенном составе слова;
воспринимать и формулировать суждения, выбирать языковые средства для выражения эмоций в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
подготавливать небольшие выступления о результатах групповой работы, наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подготавливать небольшие публичные выступления;
корректно и аргументировано высказывать свое мнение о результатах наблюдения за языковыми единицами, представлять доказательства;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
признавать возможность существования разных точек зрения в процессе анализа результатов наблюдения за языковыми единицами;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета;
соблюдать правила ведения диалога;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование), ситуации общения, например, тексты, содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
строить устное высказывание при обосновании правильности написания, при обобщении результатов наблюдения за орфографическим материалом;
участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, приветствие), расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы и отвечать на вопросы собеседника;
строить устное монологическое высказывание на определенную тему, на основе наблюдения с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
устно и письменно формулировать простые выводы на основе прочитанного или услышанного текста.
92.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как часть регулятивных универсальных учебных действий:
понимать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
выстраивать последовательность выбранных действий;
определять последовательность учебных операций при списывании;
определять последовательность учебных организаций при проведении звукового анализа слова;
планировать с помощью учителя действия по решению орфографической задачи;
планировать учебные действия по решению задач;
предвидеть трудности и возможные ошибки;
самостоятельно планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
удерживать учебную задачу при проведении звукового анализа, при обозначении звуков буквами, при списывании текста, при письме под диктовку: применять отрабатываемый способ действия, соотносить цель и результат;
оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев;
самостоятельно оценивать правильность в его исполнение, как по ходу реализации, так и в конце действия вносить необходимые коррективы;
осуществлять само- и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
владеть рядом общих приемов решения задач и ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем и самостоятельно;
92.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
принимать оценку своей работы;
контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия для преодоления ошибок;
корректировать с помощью учителя свои учебные действия для преодоления ошибок при выполнении заданий, при списывании текстов и записи под диктовку;
находить ошибку, допущенную при проведении звукового анализа, при письме под диктовку или списывании слов, предложений, с использованием указаний педагога о наличии ошибки;
находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать причины их появления;
оценивать по предложенным критериям общий результат деятельности и свой вклад в нее;
оценивать правильность написания букв, соединений букв, слов, предложений;
устанавливать причины успеха (неудач) при выполнении заданий по эвенскому языку;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
92.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля совместной деятельности:
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца, плана;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
при выполнении совместной деятельности справедливо распределять работу, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность выполнять разные роли: руководителя (лидера), подчиненного, проявлять самостоятельность, организованность, инициативность для достижения общего успеха деятельности;
совместно обсуждать процесс и результат работы;
строить действия по достижению цели совместной деятельности при выполнении парных и групповых заданий на уроках эвенского языка: распределять роли, договариваться, высказывать замечания и пожелания участникам совместной работы, спокойно принимать замечания и высказывать свой адрес, мирно решать конфликты (в том числе с помощью учителя);
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) при выполнении коллективного мини-исследования или проектного задания на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков
92.10.3. Предметные результаты изучения родного (эвенского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
распознавать устную и письменную речь;
рассказывать о себе, друзьях и другие;
воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи;
читать по слогам со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу;
писать буквы (прописные и строчные), буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм;
писать под диктовку слова, тексты объемом не более 8 слов;
различать слово, предложение и текст;
применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении, писать прописные буквы в начале предложения и в некоторых именах собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных, топонимах), правильно оформлять предложение при письме, выбирать знак конца предложения;
выделять в слове ударение, ударный слог;
произносить и различать на слух гласные звуки эвенского языка - долгие и краткие, произносить и различать на слух согласные звуки - звонкие и глухие;
определять количество и последовательность звуков в слове;
различать звуки и буквы (букву как знак звука);
переносить слова на другую строку, переносить слова с буквами ъ и ь по слогам;
правильно писать и читать слова с буквами ъ и ь;
правильно читать специфичные гласные и согласные звуки эвенского языка;
составлять и сравнивать звуковые модели слов;
правильно употреблять при письме буквы, обозначающие специфичные звуки эвенского языка;
иметь представление о специфичных буквах эвенского алфавита
,
,
и звуки, которые они обозначают;
иметь представление о функциях букв е, ё, ю, я;
иметь представление о буквах, употребляющихся только в заимствованных словах (ж, ш, щ, з, ф);
проводить слого-звуковой разбор слова;
различать алфавит: правильно называть буквы, их последовательность, использовать алфавит для упорядочения списка слов;
вести диалог, расспрашивая собеседника, отвечая на его вопросы;
воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом языковом материале;
владеть техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного текста.
92.10.4. Предметные результаты изучения родного (эвенского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
составлять небольшое описание картины;
рассказывать о друзьях, любимых животных, каникулах и другие;
понимать на слух речь учителя и других обучающихся;
находить в тексте нужную информацию;
выразительно читать текст вслух, соблюдая правильную интонацию;
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объемом не более 10 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объемом не более 12 слов с учетом изученных правил правописания;
применять правила правописания и теоретический материал, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;
иметь представление о правописании буквосочетаний нр, лр,
,
;
находить в тексте слова с заданным звуком;
проводить звуковой и звуко-буквенный анализ слова;
использовать словарь эвенского языка;
определять лексическое значение слова с помощью словаря;
выявлять в тексте случаи употребления элементарных синонимов и антонимов;
распознавать самостоятельные части речи;
определять число имен существительных;
распознавать имена прилагательные, определять их роль в речи;
распознавать личные местоимения;
иметь представление об именах числительных (словах, отвечающих на вопрос "ады?" ("сколько?");
различать глаголы среди других слов и в тексте;
распознавать глаголы настоящего времени;
иметь представление о наречиях - словах, отвечающих на вопросы: "илэ?" ("где?"), "ок?" ("когда?");
строить предложения для решения определенной речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения);
различать предложения по цели высказывания и по интонации;
соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения;
анализировать уместность использования средств устного общения в разных ситуациях, во время монолога и диалога.
92.10.5. Предметные результаты изучения родного (эвенский) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
строить устное диалогическое и монологическое высказывания;
разыгрывать готовые диалоги на изученные темы;
читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале с соблюдением правил произношения и интонирования;
кратко излагать содержание прочитанного (услышанного) текста, выражать свое отношение к прочитанному (услышанному), используя речевые средства эвенского языка;
устанавливать последовательность событий в тексте;
правильно списывать слова, предложения, текст объемом не более 15 слов;
писать под диктовку текст объемом не более 15 слов с учетом изученных правил правописания;
понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала;
подготавливать фонетическую запись слов;
выделять корень слова (простые случаи);
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
иметь представление о формообразующих и словообразующих суффиксах;
иметь первичное представление о падежных формах;
понимать особенности слова как единицы лексического уровня языка;
распознавать синонимы, антонимы и омонимы в речи;
подбирать синонимы к словам разных частей речи;
различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова;
определять грамматические признаки имен существительных;
выявлять имя прилагательное среди других частей речи;
определять роль имен прилагательных в тексте-описании;
определять особенности глагола как части речи;
определять имена числительные в тексте;
проводить морфологический разбор;
иметь представление об отличиях словосочетания и предложения;
находить главные члены предложения - подлежащее и сказуемое;
находить второстепенные члены предложения;
различать предложения распространенные и нераспространенные;
иметь представления об однородных членах предложения, а также знаках препинания при однородных членах;
различать предложения по цели высказывания и по интонации (в том числе знать о звательных предложениях);
писать сочинение по картине, используя выразительные средства языка;
соблюдать нормы эвенского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников.
92.10.6. Предметные результаты изучения родного (эвенского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
соблюдать нормы произношения: долготы и краткости гласных, звонких и глухих согласных;
соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами;
использовать алфавит эвенского языка при работе с учебником, со словарями и справочниками;
применять правила правописания (правописание частей речи с суффиксами);
правильно интонировать в процессе говорения и чтения;
использовать в речи слова, отражающие обычаи и традиции эвенов, устойчивые словосочетания, фразы, реплики-клише, отражающие культуру эвенского народа, слова, заимствованные из русского языка;
уточнять значение слова по контексту;
активизировать лексику эвенского языка в соответствии с коммуникативной задачей;
находить однокоренные (родственные) слова;
соблюдать правила прибавления суффиксов для получения множественного числа у имен существительных;
образовывать относительные имена прилагательные с помощью суффиксов;
образовывать из имен существительных прилагательные с помощью суффиксов;
образовывать имена существительные, указывающие на принадлежность предмета;
определять лексические и грамматические признаки имени существительного;
определять увеличительную и уменьшительную формы имен существительных;
находить собственные и нарицательные имена существительные;
определять число имен существительных (единственное и множественное число);
определять род имени существительного (мужской и женский род);
называть признаки предметов (размер, цвет, форма, вкус); находить качественные и относительные имена прилагательные;
находить глаголы будущего и прошедшего времени, глаголы в повелительной форме;
определять единственное и множественное число глаголов;
находить указательные и возвратные местоимения;
находить количественные, порядковые имена числительные;
находить антонимы (слова, противоположные по смыслу приведенным словам);
различать словосочетания и предложения, осознавать их сходства и различия;
определять типы предложений по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное и звательное предложения; утвердительные и отрицательные предложения;
находить в предложении главные и второстепенные члены;
распознавать связь между сказуемым и подлежащим в словосочетании и предложении;
понимать особенности предложений с однородными членами, распространенных и нераспространенных, простых и сложных, с прямой речью и обращением;
применять правила правописания: правописание глаголов настоящего времени; правописание частей речи с суффиксами; правописание сложных слов и другие; правописание окончаний слов; правописание предложений с однородными словами, с прямой речью;
уточнять правописание слов по словарю;
исправлять ошибки в тексте (в своем, заданном);
правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак; в предложениях с однородными членами, с обращением;
различать на слух звуки, звукосочетания, слова, предложения эвенского языка, мини-тексты;
различать на слух интонацию и эмоциональную окраску речевых фраз;
понимать обращенные устные высказывания на уроке в пределах доступных тематик и ситуаций;
понимать просьбы и указания учителя, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями в классе;
понимать общее содержание учебных, а также небольших и несложных аутентичных текстов (сказки, рассказы, стихи и другие) и реагировать вербально и невербально на их содержание;
полностью и точно понимать короткие сообщения преимущественно монологического характера, построенные на знакомом обучающимся языковом материале;
выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения, коммуникативной задачи;
осуществлять диалогическое общение из 4 - 5 реплик на элементарном уровне с носителями языка и со сверстниками в пределах тематики и ситуаций общения;
подготавливать устные высказывания о себе и окружающей действительности, монологическое сообщение из 5 - 6 предложений;
кратко излагать содержание прочитанного и услышанного текста, используя речевые средства эвенского языка;
владеть нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой);
владеть умениями задавать вопрос, начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и тому подобное;
соблюдать орфоэпические нормы, правильную интонацию;
подготавливать элементарные связные высказывания о себе и окружающей действительности, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом на элементарном уровне свое отношение к информации или предмету высказывания;
читать целыми словами со скоростью, соответствующей для четвероклассника;
читать предложения с соблюдение пауз и интонации;
читать про себя с целью понимания содержания учебных, а также относительно несложных аутентичных текстов, соответствующих уровню развития и обученности обучающегося;
выразительно читать небольшие учебные тексты, диалоги, стихотворения, рассказы из учебника;
осуществлять выборочное чтение с целью нахождения необходимой информации, заданной в тексте, обобщения содержащейся в тексте информации;
выражать собственное мнение, формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте;
правильно списывать печатный текст объемом 25 - 30 слов, находить границы предложения, делить текст на части;
писать слова, предложения под диктовку учителя с соблюдением правил переноса слова, орфографических и пунктуационных правил: словарный (восьми-девяти слов) и текстовый (двенадцати - пятнадцати слов) диктанты;
выполнять письменные задания в учебнике (подготавливать подписи к картинкам, вставлять пропущенные буквы, слова, озаглавливать текст и другие);
создавать небольшие собственные тексты повествовательного и описательного характера (сочинения) из пяти-шести предложений по доступной тематике;
в письменной форме кратко, развернуто отвечать на вопросы к тексту; подготавливать выписки из текста, упражнения;
использовать эвенско-русского словаря при работе с текстом; распознавать признаки текстов разных типов;
переводить слова, словосочетания, предложения, тексты с эвенского языка на русский язык и наоборот.
образовывать неопределенную форму глаголов;
иметь представление о числительных;
находить порядковые числительные;
иметь представление о междометиях;
проводить синтаксический разбор;
владеть техникой выступления с небольшими сообщениями перед знакомой аудиторией;
выражать собственное мнение, аргументируя его с учетом ситуации общения, понимать цель письменного пересказа текста.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875