129.9. Содержание обучения в 4 классе

129.9. Содержание обучения в 4 классе.

129.9.1. Устное народное творчество (малые фольклорные жанры, народные сказки).

Ненецкая сказка фольклорная (народная). Рисунок 4956. Отражение в сказке быта и культуры ненецкого народа, реальность и волшебство в сказке. Событийная сторона сказки: последовательность событий в сказке. Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные (без употребления термина). Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои сказки. Нравственные ценности, поступки, отражающие нравственные качества.

Ненецкие загадки ("Хобцоко"). Народные приметы.

Рисунок 4957

Ненецкие загадки ("Рисунок 4958") (по выбору).

Рисунок 4959

129.9.2. Произведения о детях и дружбе, родном крае, его природе и истории, о животных, о семье, традициях и другие тематические блоки.

Рассказы и стихотворения ненецких писателей и поэтов, русских писателей и поэтов, переведенные на ненецкий язык. О школе и важности учебы, о семье и о маме, о нашей Родине, о любви к родной земле, о страницах истории России (полет первого человека в космос) и защитниках Отечества, теме Великой Отечественной войны и о жизни детей во время войны, Дне Победы. Отражение нравственной идеи: любовь к Родине. Осознание понятия: поступок, подвиг.

О природе тундры в разное время года, о жизни животных и птиц, взаимоотношении человека и животных, защите и охране природы, о жизни и труде людей тундры, о детях и их жизни, занятиях, о взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, о традиционных занятиях и образе жизни ненецкого народа.

Лирические произведения поэтов и писателей как описание в стихотворной форме чувств, связанных с наблюдениями, описаниями природы.

Рисунок 4960

Рисунок 4961

Творчество А. Пырерка, Н. Терещенко, Е. Сусой, Г. Пуйко, Л. Лапцуй, Г. Тахоля, П.А. Явтысого, В.Н. Ледкова.

129.9.3. Литературные произведения других народов России, произведения русских писателей и поэтов, написанные на русском языке, в переводе на ненецкий язык.

Произведения о любви к Родине, о защитниках Отечества.

Произведения для чтения в переводе на ненецкий язык Е. Сусой: рассказы Г. Гроденского, В. Михайловского.

Рисунок 4962

129.9.4. Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Польза чтения и книги: книга - друг и учитель. Правила читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог). Виды информации в книге: художественная, справочно-иллюстративный материал. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, периодическая печать, справочные издания.

129.9.5. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности (синонимов, антонимов, эпитетов сравнений, метафор).

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, автор (рассказчик), сюжет, тема, герой произведения (портрет, речь, поступки, мысли), отношение автора к герою.

Общие представления об особенностях разных типов текста: повествование (рассказ), описание природы, рассуждение (диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).

Рассказ, стихотворение - общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.