138.9. Содержание обучения в 3 классе

138.9. Содержание обучения в 3 классе.

138.9.1. Тувинский язык, тувинский народ, тувинская земля - священные камни твоего очага.

Рисунок 5412

В.С. Донгак. Стихотворение "Рисунок 5413 Тывам кижилери" ("Люди моей родной Тувы").

Ч.Ч. Куулар. Стихотворение "Эртинелиг бурун Тывам" ("Жемчужная древняя Тува моя").

138.9.2. Времена года. Богатая осень моя.

С.С. Сюрюн-оол. Стихотворение "Чанган куштар" ("Перелетные птицы").

Х.М. Ойдан-оол. Рассказ "Баштайгы сегиржип алыышкын" ("Первая схватка").

Рисунок 5414

138.9.3. Малые жанры устного народного творчества.

Загадки. Пословицы. Поговорки. Скороговорки. Народные песни. Частушки. Припевки при играх.

138.9.4. Учись учиться.

О.О. Сувакпит. Рассказ "Камналга" ("Бережливость").

Рисунок 5415

138.9.5. Хорошая работа - немеркнущая слава.

С.А. Сарыг-оол. "Дуза када бергеним" ("Как я начал помогать") (отрывки из повести "Повесть об Ангыр-ооле").

К.-Э.К. Кудажы. Басня "Маргылдаа" ("Спор").

138.9.6. Братья наши меньшие.

Х.М. Ойдан-оол. Рассказ "Эгерек биле эзирик" ("Эгерек и косуля").

Рисунок 5416

Л.Б. Чадамба. Стихотворение "Кушкаштар" ("Птички").

138.9.7. Секреты природы.

С.А. Сарыг-оол. Стихотворение "Саржаг дажыглааны" ("Заготовка древесного сока").

Рисунок 5417

138.9.8. Времена года. Белоснежная зима моя.

Л.Б. Чадамба. Стихотворение "Кыжын" ("Зимой").

Рисунок 5418

138.9.9. Признаешь свои недостатки - груз с плеч.

Рисунок 5419

Рисунок 5420

Э.Д. Кечил-оол. Рассказ "Кеземче" ("Наказание").

Рисунок 5421

138.9.10. Будем беречь природу!

Рисунок 5422

Рисунок 5423

Рисунок 5424

Рисунок 5425

138.9.11. С другом - весело, в дружбе - сила!

Рисунок 5426

С.К. Тока. "Черликпен" ("Черликпен") (отрывок из романа "Слово арата").

138.9.12. Литературные сказки.

Ш.М. Суван. Сказка-пьеса "Алдын-Кушкаш" ("Золотая птица").

С.А. Сарыг-оол. Сказка в стихах "Шиижекчигеш" ("Чижик").

К.Т. Тюлюш. Сказка "Улуургак, билииргек Дагаажык" ("Высокомерный, зазнавшийся Цыпленок").

138.9.13. Удалой молодец.

С.С. Сюрюн-оол. Стихотворение "Кызыгааржыга" ("Пограничнику").

Рисунок 5427

С.В. Михалков. Стихотворение "Степа акый биле Егорь" ("Дядя Степа и Егор") (перевод Ш.М. Даржая) (отрывок).

138.9.14. Веселая весна моя.

Рисунок 5428

К.И. Ондар. Стихотворение "Ыглапкан хар" ("Плачущий снег").

138.9.15. Взгляд матери всех ласковей.

Е.Т. Танова. Стихотворение "Ава дугайында Рисунок 5429" ("Слово о матери"), "Кырган-авам келди-ле!" ("Бабушка идет").

138.9.16. Устное народное творчество.

Рисунок 5430

138.9.17. Забавные встречи, интересные события.

Рисунок 5431

М.К. Олчей-оол. Рассказ "Тергелиг аът" ("Лошадь, запряженная в телегу").

О.О. Сувакпит. Стихотворение "Хаважыгаш" ("Дворняжка").

138.9.18. Легенды и былины.

Былина "Рисунок 5432 Союспан" ("Силач Союспан").

Легенды "Ийи кыс" ("Две девушки"), "Часкы" ("Летучая мышь").

138.9.19. Увлекательные игры.

С.А. Сарыг-оол. Стихотворение "Оюннар" ("Игры").

О.О. Сувакпит. Стихотворение "Хуулгаазын кажыктарым" ("Волшебные бабки").

138.9.20. Человеком становятся с младенчества.

Рисунок 5433

Л.Б. Чадамба. Стихотворение "Ивижилер оолдары" ("Дети оленеводов").

138.9.21. Устное народное творчество других народов.

Ненецкая народная сказка "Хек" ("Кукушка") (перевод А.С. Шоюна).

Хакасская народная сказка "Чанагаш-оол" ("Чанагаш-оол") (перевод А.С. Шоюна).

138.9.22. Богатые традиции моего народа.

М.Б. Кенин-Лопсан. Рассказ "Калдаракты азырап алганым" ("Как я приручил Калдарака").

М.К. Олчей-оол. Стихотворение "Кирген кижээ" ("Гостю").

138.9.23. Интересные страницы из истории моей Тувы.

С.А. Сарыг-оол. Стихотворение "Оттуг-терге" ("Огненная телега").

О.К. Саган-оол. "Кызыл Сылдыс ордени" ("Орден Красной Звезды") (отрывок из повести "Счастливая звезда").

138.9.24. Времена года. Прекрасное лето мое.

Рисунок 5434

К.-Э.К. Кудажы. Рассказ "Чазый хырын башка халдаар" ("Обжорство до добра не доведет").

138.9.25. Литературоведческая пропедевтика: прозаическая речь: выделение особенностей прозаического произведения: сюжет и его части, малые фольклорные формы: народные песни, частушки, припевки при играх, общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: рассуждение (монолог героя, рассуждения героев), ориентирование в литературных понятиях: художественный образ, герой произведения (портрет, речь, поступки), общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: описание животного, прозаическая и стихотворная речь: узнавание и выделение особенностей стихотворного (ритм, рифма, сюжет) и прозаического произведения (сюжет и его части), средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, гиперболы, жанровое разнообразие произведений: литературная сказка-пьеса, общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: рассуждение (монолог героя, рассуждения героев), бытовые и волшебные сказки, жанровое разнообразие произведений: литературная сказка-пьеса, общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: рассуждение (монолог героя, рассуждения героев), средства художественной выразительности: гипербола, сравнение, олицетворение, эпитеты, закрепление литературных понятий: художественный образ, герой произведения (портрет, речь, поступки), закрепление понятия об устном народном творчестве других народов, а также сказках о животных, бытовых, волшебных сказках, закрепление общего представления о жанре и формах, особенностях построения текста и выразительных средствах.