25.6. Содержание обучения в 1 классе

25.6. Содержание обучения в 1 классе.

25.6.1. Начальным этапом изучения родного (агульского) языка является учебный курс "Обучение грамоте". На учебный курс "Обучение грамоте" рекомендуется отводить 66 часов (2 часа в неделю: 1 час обучение чтению и 1 час на обучение письму).

25.6.2. Фонетика.

Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определенной модели. Различение гласных и согласных звуков, ударных и безударных гласных. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Определение места ударения.

25.6.3. Графика.

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Обозначение звуков буквами. Гласные буквы "е", "е", "ю", "я", их двойная роль (в зависимости от места в слове). Буква ъ как согласный звук и буква. Буква "ь" и ее функции. Знакомство с алфавитом агульского языка как последовательностью букв. Значение алфавита.

25.6.4. Орфография.

Знакомство с правилами правописания и их применение: обозначение геминатов и лабиализованных звуков при письме, раздельное написание слов, прописная буква в начале предложения, в именах собственных, перенос слов по слогам.

25.6.5. Развитие речи.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, обозначающих предметы, их признаки и действия.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Разгадывание загадок, заучивание стихотворений, использование в речи пословиц и поговорок.

25.6.6. Чтение.

Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу обучающегося. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

25.6.7. Письмо.

Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради, на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.