68.5. Пояснительная записка

68.5. Пояснительная записка.

68.5.1. Программа по родному (татарскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.

68.5.2. Выступая как родной, татарский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Татарский язык является средством приобщения к духовному богатству культуры и литературы народа, одним из каналов социализации личности. Будучи основой развития мышления, предмет "Родной (татарский) язык" неразрывно связан и с другими учебными предметами, особенно с предметом "Литературное чтение на родном (татарском) языке".

68.5.3. В результате изучения курса родного (татарского) языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать и использовать татарский язык как средство общения, познания мира и усвоения культуры татарского народа.

68.5.4. У обучающегося последовательно формируются эмоционально-ценностное отношение к родному языку, интерес к его изучению, стремление им пользоваться в разных ситуациях общения, правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты. Через воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку у обучающегося закладываются основы гражданской культуры личности.

68.5.5. В содержании программы по родному (татарскому) языку выделяются следующие содержательные линии: обучение грамоте, систематический курс и развитие речи.

68.5.6. Изучение родного (татарского) языка направлено на достижение следующих целей:

развитие элементарной коммуникативной компетенции обучающихся на доступном уровне в основных видах речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо;

воспитание и развитие личности, уважающей языковое наследие многонационального народа Российской Федерации.

68.5.7. Достижение поставленных целей реализации программы по родному (татарскому) языку предусматривает решение следующих задач:

развитие у обучающихся патриотических чувств по отношению к татарскому языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к родному языку;

развитие у обучающихся диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способности к творческой деятельности на татарском языке;

формирование первоначальных знаний о системе и структуре родного (татарского) языка: фонетике, орфоэпии, графике, орфографии, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе;

формирование навыков культуры речи в зависимости от ситуации общения; умений составлять несложные письменные тексты-описания, тексты-повествования и рассуждения.

68.5.8. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (татарского) языка, - 260 часов: в 1 классе - 56 часов (23 недели - 2 часа в неделю и 10 недель - 1 час в неделю), во 2 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе - 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели), в 4 классе - 68 часов (2 часа в неделю).

(пп. 68.5.8 в ред. Приказа Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)

(см. текст в предыдущей редакции)

68.5.8.1. Возможна корректировка общего числа часов, рекомендованных для изучения предмета, с учетом индивидуального подхода образовательных организаций к выбору родного (татарского) языка и его реализации, в рамках соблюдения гигиенических нормативов к недельной образовательной нагрузке.

(пп. 68.5.8.1 введен Приказом Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)