84.6. Содержание обучения в 1 классе

84.6. Содержание обучения в 1 классе.

84.6.1. Начальным этапом изучения родного (черкесского) языка в 1 классе является учебный курс "Обучение грамоте". На учебный курс "Обучение грамоте" рекомендуется отводить 46 часов (2 часа в неделю: 1 час учебного предмета "Родной (черкесский) язык" и 1 час учебного предмета "Литературное чтение на родном (черкесском) языке"). Продолжительность учебного курса "Обучение грамоте" зависит от уровня подготовки обучающихся и может составлять от 20 до 23 учебных недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может варьироваться от 10 до 13 недель.

84.6.2. Развитие речи.

Речь (устная и письменная) - общее представление. Предложение и слово. Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Выработка первоначальных умений аудирования, говорения у детей, не прошедших подготовку в детском саду. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении.

84.6.3. Слово и предложение.

Роль слова в речи. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Номинативная функция слова. Связь слов по смыслу. Этикетная лексика. Слова, обозначающие предметы, признаки и действия. Различение слова и предложения.

84.6.4. Фонетика и орфоэпия.

Звуки речи. Звуки речи, их характеристика - на фоне элементарного сопоставления явлений черкесского и русского языков. Единство звукового состава слова и его значения. Гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки. Согласные звуки и буквы, их обозначающие. Специфические звуки и буквы черкесского языка: [кI], [къ], [кхъу], [лI], [Iу] и другие. Различение произношения гласных звуков (а, о, ы, и, э) в русском и черкесском языках. Роль букв ь и ъ в словах. Последовательность звуков в слове. Слова, различающиеся одним или несколькими звуками (щым - щыт, нэ - пэ).

Произношение звуков в соответствии с нормами черкесского языка.

84.6.5. Слог.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Ударение. Постановка ударения.

84.6.6. Графика.

Первичное знакомство с буквами, правильное соотнесение звуков и букв. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Буквы, обозначающие гласные и согласны звуки. Строчные и заглавные буквы.

Знакомство с алфавитом черкесского языка как последовательностью букв. Значение алфавита.

84.6.7. Чтение.

Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу обучающегося. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

84.6.8. Письмо.

Знакомство с учебником, прописью. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Начертание письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Прописная буква в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных, топонимах. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Составление небольших описаний, рассказов. Письменное изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, выборочное).

84.6.9. Систематический курс.

84.6.9.1. Речь, слово, предложение, текст.

Наша речь. Устная и письменная речь. Слово - единица речи. Роль слова в речи. Номинативная функция слов. Связь слов по смыслу. Предложение и текст как единицы речи. Этикетная лексика.

84.6.9.2. Орфография и пунктуация.

Знакомство с правилами правописания и их применением: обозначение раздельного написания слов, прописная буква в начале предложения, в именах собственных, перенос слов по слогам, знаки препинания в конце предложения.

84.6.9.3. Звуки и буквы.

Гласные звуки и буквы, их обозначение. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Согласные звуки и буквы, их обозначение. Ударение. Ударный слог. Слог. Перенос слов. Правописание слов с гласными а и э.

Правописание специфичных согласных звуков черкесского языка.

Черкесский алфавит. Использование алфавита для упорядочения списка слов.

84.6.9.4. Слово.

Слова, обозначающие предметы, признаки и действия. Прописная буква в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных, топонимах. Слова, отвечающие на вопросы "хэт?" ("кто?") и "сыт?" ("что?)". Слова, обозначающие предмет, признак и действие предмета.

84.6.10. Развитие речи.

Текст. Признаки текста. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Общее представление о структуре текста. Заголовок. Красная строка в тексте. Тема и главная мысль текста. Части текста. Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух.